ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЫВУ И МОНГОЛИЮ 27 июня - 12 июля 2023

Духовное путешествие МААП в Тыву и Монголию

После некоторого перерыва Духовные путешествия МААП продолжают исследовать самые красивые и таинственные уголки нашей Родины, а вместе с этим возвращаются на земли и к людям, открывшим нам когда-то свои объятия, мистерии и святыни - мы отправляемся в Тыву и Монголию!

Как и в Духовном путешествии 2019-го, нашим проводником по мирам Монголии станет шаманка Эгима, в особо сакральных местах, к которой присоединятся местные шаманы. Центральной святыней, к которой будет прокладываться тропа в Монголии - Священная гора Отгон-Тэнгэр, почитавшаяся уже во времена Чингисхана. В мифологии местных жителей на вершине Отгон-Тэнгэр живет Богиня Земли. Издревле шаманы поклонялись здесь Богам Верхнего мира, а с приходом в Монголию буддизма гора Отгон-Тэнгэр стала местом почитания дхармапалы Ваджрапани - гневного защитника Будд и Учения. Ваджрапани символизирует динамическое выражение могущества всех Будд, а его практики избавляют от препятствий, заблуждений и глупости на Пути, который мы называем Индивидуацией. Наш Монгольский путь проляжет через заповедники и редкие поселения к чистейшим озерам и высочайшим пикам местных горных массивов, к вулканическим холмам и зелёным долинам, к песчаным барханам, из-под которых бьют ледяные источники. Мы вновь встретимся с монгольской степью, влюбившей в себя с первой встречи.

Тувинские шаманы познакомят нас с местной шаманской традицией и знаковыми для них местами, но не менее глубокой и насыщенной будет буддийская часть нашей тропы по Тыве. В ретритном центре «Обитель Будды», на берегу озера Чагытай, мы увидим статую Будды Шакьямуни, которую лично даровал центру Далай-Лама XIV. У горы Хайыракан, попробуем ощутить, почему на протяжении веков она считалась местом силы для самых разных людей, а в 1992 году была освящена Далай-Ламой XIV в его приезд в Туву.

Нас ждут прогулки на лодках по Малому Енисею и вечерние к статуе Будды Шакьямуни, пешие маршруты по заповедным землям к горным целебным источникам и созерцание уникальных черт почти всех природных зон планеты. Тыва многолика и щедра. Тут и ледниковая зона, и тундра, и тайга, и степь, и полупустыня, и пустыня.
Мы проедем по знаковым местам, связанным с легендарным Чингисханом и его семьей, как в Монголии, так в России, расширив границы стран до границ нашей общей истории.

Но особенной ценностью нашего путешествия станут, как и обычно, люди. Это и наши проводники, шаманы и буддийские монахи, но и самые простые люди, жители этих мест. В Монголии мы приглашены в гости к семье кочевника, где познакомимся с их бытом и традициями, а также отведаем их кухню. В Тыве мы заедем на чабанскую стоянку, чтобы узнать секреты приготовления тувинской баранины, традиционного чая с молоком и научиться готовить алкогольный напиток «арага» из кисломолочного напитка «хойтпак». Нам также проведут мастер-класс по приготовлению вкуснейшего тувинского сыра «быштак», который на вкус очень напоминает моцареллу. Мы познакомимся с уникальными людьми, добравшись до спрятанной в дремучих местах деревни старообрядцев, чтобы поговорить про их смыслы жизни и образы будущего, узнать про традиции и обряды. Погружение в мир староверов подобно путешествию во времени, из которого мы сможем совсем другими глазами оглянуться на наш. А в Центре Тувинской Культуры Кызыла у нас запланирован частный концерт лучших исполнителей уникального искусства «хоомей» - горлового пения - всемирно известной фолк-группы «Чиргилчин», обладателей множества премий и наград, выступавших на самых знаменитых мировых площадках, таких как «Опера Хаус» в Сиднее, перед королевой Великобритании и принцем Монако Альбертом II.
И конечно, мы сами, наша группа - те, кто пройдет тропой этого путешествия, сможет разделить свои мысли, практики и ритуалы с местами силы, уникальной природой и другими людьми. Мы приглашаем студентов и выпускников учебных программ МААП поучаствовать в путешествии со своими лекциями, докладами, воркшопами и практиками. И как всегда, рады всем ищущим!

ПРОГРАММА

Часть 1.

День 1. 27/06.

Вылет из Москвы в Кызыл.

День 2. 28/06.
Прилёт в Кызыл. Встреча в аэропорту Кызыла и переезд в поселок Эрзинский кожуун, пункт пропуска в Монголию «Цаган-Толгой» (261 км., время в пути - 4 часа).

После пересечения границы, на монгольской стороне, нас встретит хорошо знакомая нам по прошлому Духовному путешествию в Монголию, шаманка Эгима, которая вновь станет нашим проводником по этим землям и их сакральным местам. Водители заберут нас у границы и перевезут на первую турбазу.

Мы уедем дальше от цивилизации и ближе к природе, поэтому с собой берём перекус, чтобы в переезде пообедать (самостоятельно).
До базы доберёмся к вечеру, преодолев около 240км. пути сквозь редкие селения и природные красоты.
Ужин и отдых на турбазе.

День 3. 29/06.
После завтрака нас ждёт путь к озеру Улагчийн Хар-Нуур, второму по площади пресноводному озеру Монголии. Это уникальное место лежит на территории заповедника Котловины Больших Озёр.

Озеро площадью 575 кв. километров, длинной 30 километров, шириной 15 километров и глубиной 48 метров, находится на высоте 1132 метра над уровнем моря. Объятое с одной стороны песчаными дюнами высотой 5-6 метров, ныряющими в его древние воды, а с другой - вулканическими холмами, зелеными долинами и горной грядой, озеро рождает из своего центра два острова, ставшие домом множества перелётных и эндемичных птиц.
Мы проведем на озере время до обеда и своими глазами увидим, как, в зависимости от освещения, оно меняет цвет своих вод с ярко лазурного до иссиня-чёрного, откуда происходит и название - Чёрное озеро.

Обедаем на турбазе и выезжаем в город Улиастай, преодолев около 160км. пути. По приезду размещаемся в гостинице и, если позволит время, отправляемся в Краеведческий музей.
Ужин и отдых в гостинице.

День 4. 30/06.
Позавтракав, мы направимся в небольшой, но древний буддийский Монастырь Дашиндаржа, вновь открывший свои двери в 1990 году. В настоящее время в нём несут службу примерно 50 монахов. Монахи очень дружелюбны и обычно разрешают паломникам и путникам присутствовать на ежедневных утренних церемониях, которые начинаются приблизительно в 10.00 утра.

Далее наш путь, примерно в 200км., лежит к центральной святыне путешествия - к горе Отгон-Тэнгэр, считавшейся священной уже во времена Чингисхана. У её подножья специально делала остановку пышная похоронная процессия Чингисхана на пути из Тангутского государства, где основателя Монгольской империи постигла смерть, к месту его захоронения у истоков реки Онон.

Обед в дороге (самостоятельно).
По приезду размещение на турбазе.

Примерно в это же время, специально к нам, на базу, приедут шаманы, работающие с силой Отгон-Тэнгэр, чтобы на следующий день провести для нас ритуал. Желающие могут посмотреть приготовления к обряду или осмотреть местные красоты.
Ужин и ночлег на турбазе.

День 5. 01/07.
Завтрак.
Целый день мы посвятим встрече с шаманами и проведению ритуала с горой Отгон-Тэнгэр. «Юное небо», «Младший Бог» или Отгон-Тэнгэр - высочайший пик горного массива Хангай в Монголии. Её высота составляет 4008м. На некоторых старых топографических картах — 4021м. В мифологии местных жителей на вершине Отгон-Тэнгэр живет Богиня Земли. В шаманских верованиях она издревле считалась священным местом поклонения Богам Верхнего мира. А с приходом в Монголию буддизма гора Отгон-Тэнгэр стала местом поклонения дхармапале Ваджрапани - гневному защитнику Будд и Учения, символизирующему динамическое выражение могущества всех Будд. Не смотря на гневный вид и устрашающую форму, выражающую защиту от всевозможных врагов, Важдрапани является одним из восьми наиболее почитаемых Бодхисаттв. Он считается устранителем телесных недугов, а его мантра произносится в практиках целительства и способствует преодолению заблуждений, наделяет решительностью и целеустремленностью, даёт поддержку в любых благих начинаниях. Практики Ваджрапани избавляют от препятствий, заблуждений и глупости на Пути, который мы называем Индивидуацией.

Весь день будет отдан общению с этим святым местом.
Обед и ужин на турбазе.
Ночлег.

День 6. 02/07.
После завтрака мы выезжаем обратно в Улиастай.
Обед в степи (самостоятельно).
По приезду размещаемся в гостинице и отправляемся на прогулку по городу. Мы продолжим знакомство с Улиастаем и осмотрим, что не успели в третий день нашего путешествия.

Ужин и отдых в гостинице.

День 7. 03/07.
Позавтракав, отправимся к одному из самых красивых мест нашего путешествия - к Истоку реки Мухартын-Гол - огромному кратеру среди песчаных барханов, где из-под песка пробивается ледяная вода. По берегам реки расстелились ивовые рощи и вспыхнули кусты самых разнообразных ягод.

Далее едем в гости к семье кочевника, где познакомимся с бытом и традициями этих необычных людей, а также отведаем их кухню, разделив с ними обед.

Путь на турбазу займет примерно 300км., где мы поужинаем и заночуем.

День 8. 04/07.
После раннего завтрака, мы выезжаем к Монгольско-Российской границе, где попрощаемся с нашими монгольскими проводниками и вернёмся на Родину.

А с Российской стороны нас будут ждать и встречать наши новые проводники - уже по просторам и святыням Тывы.

Часть 2.

От пограничного пропускного пункта мы отправимся на озере Торе-Холь.
Следующие пару дней мы будем знакомиться с главными достопримечательностями Эрзинского района. Все они расположены на территории заповедника «Убсу-Нурская котловина».
Уникальной природной особенностью котловины является наличие в ней почти всех природных зон планеты: ледниковая зона, тундра, тайга, степь, полупустыня и пустыня - всё это есть в Убсунурской котловине. В 2003 году заповедник был включен в список Памятников Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

По дороге мы посетим гору Кежеге («Мужская косичка»), находящуюся на правом берегу реки Тес. Она является священной родовой горой тувинцев из племени Соян. Это огромная гора в форме кольца, внутри которого протекает небольшой ручей. Только узкая расщелина, куда едва может протиснуться человек, разъединяет кольцо. Внутри кольца - несколько каменных буддийских алтарей с фарфоровыми статуэтками и священными предметами. На одном из этих алтарей, у костра, наш шаман проведёт ритуал поклонения духам - хозяевам горы.

Обед – пикник у горы Теве-Хая – ланч-боксы (овощи/фрукты+гарнир+мясо/рыба), горячий чай, кофе.

Далее - Цугээр-Элс – единственный северный вид пустыни в России. Здесь можно увидеть настоящую пустыню, с практически не закрепленными растительностью песчаными массивами, а также ковыльную и опустыненную степь со скалистыми останцовыми горами, придающими местности особую живописность.

На подъезде к озеру Торе-Холь мы увидим красивейшую гору-останец Кара-Хая (Черная Гора). Пластинчатые скалы, выветренные за тысячи лет, покрыты «пустынным загаром» (черно-бурой окалиной). Озеро Торе-Холь со всех сторон окружено полупустыней и подвижными песками, которые являются частью общего монгольского песчаного массива. Все озера в этой области питаются родниками, вытекающим из песков, лежащих на плотном гранитном основании. Торе-Холь - озеро пресной, чистейшей воды, вокруг которого множество живописных барханов с редким кустарником.
Размещение и ужин на турбазе на берегу озера.

День 9. 05/07.
После завтрака мы отправляемся к священному озеру Чагытай (230 км., время в пути - 4,5 часа).
По легенде, именно здесь находится могила Чингисхана. Озеро получило название в честь сына Чингисхана, Джагытая.
Озеро Чагытай, самое большое и глубокое пресное озеро Тувинской котловины, находится у подножья северного склона хребта Танну-Ола. По приданиям где-то здесь находится вход в мифологическую страну Шамбалу, т.к. в этом районе находилась одна из школ священной Шамбалы.

Обед – пикник – ланч-боксы (овощи/фрукты+гарнир+мясо/рыба), горячий чай, кофе.

По пути мы посетим священную гору Ак-Хайыракан. В переводе с тувинского Ак-Хайыракан - "Священный белый медведь" или "Святилище белого медведя". Гора является одной из главных святынь, как для шаманистов, так и для буддистов. Считается, что гора даёт силу и исцеление всем, кто приходит с открытым сердцем. На южном склоне горы расположен известный источник - аржаан Ак-Хайыракан. Источник состоит из трёх ключей, бьющих один над другим. Один из ключей считается исключительно женским, другой – мужским. Подниматься на гору - табу, особенно для женщин. Мы пройдемся у подножия горы, проведём ритуал поклонения духам-хозяевам горы и наберём целебной воды. Также нас ждёт беседа с шаманом.

Следующая наша остановка - в первой столице Тувы – селе Самагалтай, где мы зайдем в буддийский храм.
Выезд на турбазу «Чагытай», размещение, ужин и отдых.

День 10. 06/07.
Завтракаем и отправляемся к Дургенскому каньону, что в 18км. от озера. Окрестности Дургенского каньона представляют собой удивительное сочетание природных особенностей Центральной Азии и Восточной Сибири. Каньон хранит в прекрасном состоянии древние монгольские курганы. С ним связана одна из тувинских легенд о временах, когда Чингисхан посещал эти места. По легенде каньон был продавлен многочисленными повозками татаро-монголов, проезжавших через горный хребет с награбленным скарбом. Названия реки местные старожилы объясняют, исходя из своих старинных преданий. Так, по легенде, Дурген - это имя молодой жены Чингисхана, у которой начались родовые схватки в повозке во время переправы через реку. Возница выкрикивал её имя, привлекая внимание военачальника, и впоследствии этим именем была названа река.

До подножия горы, в которой расположен каньон, мы доберёмся на микроавтобусе, далее нас ждёт не сложный треккинг общей продолжительностью 1 час и исследование каньона (40-60 минут).

Обед на турбазе.

После обеда мы отправимся на противоположный берег озера - в ретритный центр "Сангье Чойлинг" ("Обитель Будды"). Сам центр был построен под руководством доктора буддийской философии Шивалха Ринпоче. В «Обители Будды» можно увидеть статую Будды Шакьямуни, которую лично даровал центру Далай-Лама XIV.
По возвращении на турбазу «Чагытай» - баня, купание и ужин.

День 11. 07/07.
Завтрак на турбазе. Выезд в Кызыл (106км., время в пути - 2,5 часа). По дороге мы посетим настоящую чабанскую стоянку. У кочевников мы узнаем секреты приготовления тувинской баранины, традиционного чая с молоком и научимся готовить алкогольный напиток «арага» из кисломолочного напитка «хойтпак». Нам также проведут мастер-класс по приготовлению вкуснейшего тувинского сыра «быштак», который на вкус очень напоминает моцареллу. Этим сыром мы полакомимся тут же, во время обеда

Прибытие в Кызыл, размещение в отеле в центре города Кызыл.

День 12. 08/07.
Завтракаем в отеле и выходим на знакомство со столицей Республики Тыва - городом Кызыл. Начнём с посещения Национального Музея Республики Тыва. Главной изюминкой музея является экспозиция «Сокровища долины царей Тувы», в которой выставлены оригиналы золотых экспонатов, найденных на раскопках сенсационных курганов Аржаан-1 и Аржаан-2 (II половина VII века до н.э.), расположенных в «Долине царей» Тувы. Более 20кг. золотых изделий наивысшей пробы было извлечено из кургана Аржаан-2. На протяжении 2700 лет погребально-поминальный комплекс хранил в себе необычайные тайны, многие из которых остаются неразгаданными и в наши дни после многолетних исследований.

После осмотра музея мы продолжим знакомство с главными достопримечательностями Кызыла: скульптурный комплекс «Центр Азии» и буддийский храм «Цэчэнлинг» (с тибетского «Сострадание»).

Обед в одном из ресторанов города.

Также мы посетим один из шаманских центров, где встретимся с тувинским шаманом. Шаман поведает о своей работе, покажет предметы силы, с которыми работает и проведёт обряд очищения. У нас будет достаточно времени пообщаться, задать вопросы и даже попросить погадать на камушках «хуаанак».

На вечер у нас запланирован визит в Центр Тувинской Культуры, где в концертном зале центра нас ждёт частный концерт лучших исполнителей уникального искусства «хоомей» - горлового пения, всемирно известной фолк-группы «Чиргилчин». Группа «Чиргилчин», обладатель множества премий и наград, выступала на самых знаменитых мировых площадках, таких как «Опера Хаус» в Сиднее, перед королевой Великобритании и принцем Монако Альбертом II.

День 13. 09/07.
После завтрака выезжаем на турбазу Эржей. Наш путь, около 140км. займёт примерно 4 часа. По прибытии – обедаем и отправляемся в гости к уникальным людям - к семье старообрядцев. Их жизнь наполнена совершенно иными ценностями и интересами.

Мы познакомимся с образом жизни, обрядами, традициями этих необычных людей.

Ужин на турбазе.
Нас ждёт настоящая сибирская кухня: свежий хариус, домашняя выпечка, густые сливки, мёд и варенье – всё местное и натуральное).

Вечерняя прогулка.
Размещение в деревянных домиках с печным отоплением.

День 14. 10/07.
Завтракаем и отправляемся на моторной лодке вверх по Малому Енисею до деревни старообрядцев Ужеп, спрятанной в дремучих местах. Раньше добраться сюда можно было либо на лодке, либо на конях, но сейчас проложена дорога, а через Енисей плавает паром. В пути нас ждут потрясающие пейзажи, а по прибытии - прогулка вдоль деревни. Хотя сейчас у молодых старообрядцев есть автомобили, лодки и телефоны, на что старейшины смотрят смотрят с неодобрением, как на жизнь не по вере, но при этом погружение в мир староверов всё же подобно путешествию во времени, из которого мы сможем совсем другими глазами оглянуться на наш.

Обед на турбазе «Эржей».

Выезд в Кызыл (140 км., время в пути - 4 часа). Размещение в отеле в центре города Кызыл.
Вечерняя прогулка к статуе Будды Шакьямуни на лодках.

День 15. 11/07.
После завтрака мы выезжаем на запад. Наша первая остановка - гора Хайыракан, одно из самых почитаемых мест в Туве, обладающее особой энергетикой. Это место было освящено Далай Ламой XIV в его приезд в Туву в 1992 году.

Обед в городе Чадаана.

После обеда посетим Храмовый комплекс Устуу-хурээ, являющийся настоящим шедевром буддийской архитектуры в Туве. Храм «Цокчин» (главный храм комплекса) был построен в 1905-1907гг. очень богатым и влиятельным нойоном Хайдыпом. Устуу-Хурээ считался одним из самых святых мест для всего буддийского населения Тувы. В 1930 году по политическим причинам комплекс был закрыт, а в 1937 был снесён. Буддийские монахи, служившие в нём, подверглись репрессиям. В 1999 году Правительство Российской Федерации признало историческую и архитектурную ценность уникального храма и приняло решение о его реконструкции.
Здесь ежегодно проходит фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», собирающий музыкантов из разных уголков мира, объединённых идеей восстановления уникального сооружения.

Выезд в сторону Кызыла. По дороге заедем на скальное буддийское святилище - нишу «Суме», являющееся памятником культуры мирового значения. В мире известно всего три подобных святыни - гигантская статуя Будды в Афганистане, уничтоженная талибами, вторая высечена в горах Китая и третья - в Туве.
Возвращение в гостиницу Кызыла.

День 16. 12/07.
Ранний завтрак. Трансфер в аэропорт Кызыла.
Перелёт в Москву.

Путешествие не требует специальной физической подготовки, возрастных ограничений нет.