27 ноября 2020 - обсуждаем фильм «Манчестер у моря»

  27 ноября 2020 г.
обсуждаем фильм:
«Манчестер у моря»
Ориг. анг. Manchester by the Sea
( США, 2016, реж.: Кеннет Лонерган
)

«Манчестер у моря» - особенный фильм. Чтобы понять это, достаточно его посмотреть. А если останутся сомнения, то можно заглянуть в рецензии кинокритиков. Для нас его особенность в том, как он мягко и аккуратно заставляет зрителей прожить две важные архетипические темы. Первая – это исчезающая фигура Отца, которая в начале фильма последовательно и обречённо рассыпается на  осколки с тем, чтобы в финале непостижимым образом прорасти внутри зрителей и дать им своё отеческое благословение. Вторая тема – радикальная Надежда (Дж. Лир). Та самая, что осталась на дне ларца Пандоры после того, как все беды и несчастья  были выпущены в мир.

            «В Бостоне снег, и 40-летний Ли Чандлер (Кейси Аффлек, премия «Оскар») методично его разгребает. Еще он чистит заторы в толчках, чинит проводку, ликвидирует протечку, выносит мусор — мастер на все руки, он латает мелкие бытовые неурядицы в четырех соседних домах. Говорит он неохотно и только по сути возникшей проблемы, если чуть сбить прицел обсуждаемого вопроса в сторону отвлеченной беседы, тут же начинает крыть матом, при особых обстоятельствах может дать и в табло — это когда вечером нагрузится в местном баре. Раз и навсегда заведенный ход этой зимней спячки нарушает печальный звонок из родного городка Ли — Манчестера у моря, что в полутора часах езды, — тоже, впрочем, предсказуемый: у брата (Кайл Чандлер) давно шалило сердце, и вот. Ли готов так же методично, как гребет снег, организовать похороны, передать наследство осиротевшему племяннику-старшекласснику (Лукас Хеджес) и вернуться к обслуживанию жильцов, да почва промерзла так, что до весны нет возможности закопать труп на историческом кладбище, где брат купил себе место. В завещании он назначил Ли опекуном своего сына, а это значит — либо осесть обратно дома, либо увозить с собой на все казенное пацана, непонятно что делать с рыболовецкой лодкой, бывшей для трех поколений мужчин их семьи — что флаг для государства, из прошлого лезут бабы какие-то непрерывные (Мишель Уилльямс, Гретчен Мол), да и зритель вправе, наконец, узнать, почему так нелюдим Ли и какого ляду фильм про похмельного сантехника идет под музыку Генделя.

            Про «Манчестер у моря» можно было бы отшутиться фразой, что это как если б «Афоню» поставил и сочинил Ингмар Бергман, вдохновившись «Жертвоприношением» Тарковского, — но в принципе так оно и есть. А что, охрененное, пользуясь словарем персонажей «Манчестера», кино бы получилось, разве нет? Оно и получилось. Среди шести номинаций картины на «Оскар» одна из двух, взятых ею, — за сценарий. Давно установлено, что если фильм продул в остальных номинациях, но был отмечен за сценарий, он и будет самым особенным, а то и войдет в историю. … «Манчестер» с первого просмотра вписывается в этот ряд фильмов, которые ни с чем не спутаешь. Потому что по ходу второго вы обнаружите, что он был ни к чему, что каждый кадр, каждая фраза и ситуация с первого раза навечно закрепились и пустили корни в вашей памяти. 

            Несколько десятилетий фильмы стремились к сопливым катарсисам. «Манчестер» оглашает новую эру — когда фильм, начавшийся с зябкости и обреченности, совершает свое движение, не чтобы сомкнуть против них любящие объятия, но чтобы принять и обнять эти зябкость и безысходность как условия жизни» (Алексей Васильев, «Афиша», 21 марта 2017 г.).

 

Ведущие: Валерий Максимов и Татьяна Рагозина (+7-903-252-63-27)


 

Обсуждение происходит дистанционно, на базе платформы Zoom. Начало обсуждения: 19.00. Заявки на участие в обсуждение отправляйте на адрес: zaks_d@mail.ru .

Количество мест ограничено.

Орг. взнос - 700 рублей

Юнгианский киноклуб на fb: https://www.facebook.com/groups/1619108568375789/

 

другие встречи киноклуба