№1, №2, №3, №4 за 2013

Распродан. Возможно будет продажа электронных версий отдельных статей. Следите за объявлениями. 

Для человека третий год жизни – детство, для журнала – зрелость. Трехлетний человечек уже не младенец, в нем черты будущего взрослого.  Этот выпуск журнала вновь посвящен детскому анализу,  и в нем можно выделить несколько смысловых линий. Основную тему задает образ фантомных детей –  физически отсутствующих в реальности, но оказывающих сильное бессознательное влияние на пару «мать-ребенок». Ключевой здесь является статья Кристины Шеллински, в которой подробно исследуется феномен замещающих детей – тех, чье рождение призвано заместить ранее умерших сиблингов или других родственников. Эту тему продолжает работа Марии Лосевой, посвященная умершим сиблингам (окончание работы «Литературные сиблинги») и статья Елизаветы Молостовой об усыновленных детях.

 

 Другая важная тема – это подростки и границы тела. В работах Алессандры Кавалли и Марики Ритоваары через анализ клинических случаев подростков разворачивается многомерный образ кожи как естественного контейнера, удерживающего в целостности физическое и психическое существование. А Густав Бовенсипен размышляет о способности подростков к символизации и условиях ее восстановления в психотерапии. Он дополняет юнгианский подход идеями Биона и иллюстрирует свои размышления клиническим случаем.

 Есть темы, не теряющие актуальности на протяжении многих лет: юнгианскую версию понимания мифа об Эдипе предлагает Джонатан Голдберг. В его интерпретации мифологическая история Эдипа становится движением человеческого самосотворения, в котором решаются задачи развития. А история Алисы Льюиса Кэрролла в работе Анны Степаненко становится способом исследовать закономерности анализа.  

 Анна Скавитина и Оксана Залесская рассказывают о программах подготовки детских аналитических психологов в Москве и Киеве, делятся  опытом создания своих программ и профессиональных сообществ детских аналитиков, перспективами их развития.

 Елена Пуртова, Юлия Власова

 

Оглавление

Точка зрения

Кристина Шеллински. Замещающие дети. Сновидения и экзистенциальные вопросы клиентов, родственники которых умерли или исчезли
Елизавета Молостова. Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев

Материалы супервизорского семинара «Ребенок, подросток, взрослый: клиническое путешествие с внутренним ребенком» (Москва, 7 – 9 сентября 2012)

Елена Бортулева. Супервизорский марафон. Послесловие
Алессандра Кавалли. Что такое архетипический объект? От пылевых клещей до альфа-бета-элементов
Марика Ритоваара. Умышленное самоповреждение и татуировки у подростков: вытравливание боли и памяти на теле 

Развитие и индивидуация

Сергей Зелинский, Евгения Трошихина. Песочная терапия в работе с клиентами с пограничными проявлениями
Густав Бовенсипен. Символическая установка и мечтательность (reverie): проблемы символизации у детей и подростков
Джонатан Дж. Голдберг. Размышления об Эдипе

Аналитическое исследование образа

Анна Степаненко. Из Зазеркалья через Страну чудес
Мария Лосева. Литературные сиблинги (окончание)
Тамар Крон. Иаков, Рахиль и Лия: разделенная душа и жажда целостности (продолжение)

Подготовка детских аналитиков и развитие сообщества

Анна Скавитина. "Общий язык - это хорошо, но вот общий стиль мышления - это совсем плохо"
Оксана Залесская. «Мир меняется, пока мы сидим в своих кабинетах»

Интеллектуальные путешествия

Майкл Бо. Странные аттракторы фрактальной психики. Теория хаоса, недвойственная мудрость и психотерапия (окончание)

Способ связи

Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника

Имеется в продаже. 

В центре этого номера – вопрос о том, в чем именно видят аналитические психологи цели и задачи своей работы. Этот вопрос, как и идея этого номера, появился на одной из конференций МААП, когда доклады гостей конференции показывали разные подходы к пониманию сути аналитической работы. В статьях этого номера вы увидите раввинистический подход Генри Абрамовича, буддистское видение анализа Дейла Мэтерса, экопсихологичесий взгляд Сюзан Роуленд. Читайте, примеряйте, выбирайте – что ближе вам.

 Особо хотелось бы отметить работы наших отечественных коллег, вошедшие в этот номер. Они продолжают центральную тему номера, сосредотачиваясь на понимании механизмов аналитического процесса. В оригинальной авторской работе Сергея Моргачева связываются понятия переживания и стрелы времени, Татьяна Каблучкова рассматривает переживание как трансформирующий механизм, Юлия Овчинникова делится своим видением музыки как важного соучастника аналитического процесса, а Инна Кирилюк размышляет о выращивании связи Эго-Самость, представляя материал клинического случая.   

 Как бы мы ни понимали теорию, есть тип клиентов, работа с которыми всегда сложна. Говоря о такого рода клиентах, Джером Бернштейн вводит новое понятие – приграничье и переворачивает наше представление о пограничных расстройствах. В его понимании приграничье пограничников становится ресурсом обновления – «травмой, ведущей к свету». Эту вдохновляющую работу можно рекомендовать как бальзам для израненных практикой терапевтов.

Елена Пуртова, Юлия Власова

 Оглавление

Точка зрения

Джером Бернстайн. Приграничье: между Тьмой и Светом, перед лицом травмы, ведущей к свету
Сергей Моргачев. Переживание и стрела времени

Цели и задачи анализа

Мюррей Стайн. Задачи и цель юнгианского анализа  
Генри Абрамович. Раввинистическая концепция исцеления  
Вивьен Тибадье. Лечение или становление?  
Дейл Мэдерс. Значение и цель в аналитической психологии 

Созидание связей

Инна Кирилюк. Ось Эго–Самость. Жизнеутверждающая связь  
Юлия Овчинникова. Музыка в аналитическом процессе как трансцендентная функция и признание в любви  
Сьюзан Роуленд. Юнг, алхимия и экопсихология 

Аналитическое исследование образа

Владимир Годкин. Важнейшие этапы индивидуации в картах таро и фильме «Золото Маккенны»  

Интеллектуальные путешествия

Инна Семецки. Самосозидание Мага, или сдерживаемый/несдерживаемый Эрос
Татьяна Каблучкова. Путеводитель для героя: Переживания, как вехи трансформации 

Семья в аналитической психологии

Тамар Крон. Иаков, Рахиль и Лия: разделенная душа и жажда целостности (окончание) 

Способ связи

Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника 

Имеется в продаже. 

Наиболее важной отличительной особенностью юнгианской психологии является то, что в ней есть место духовному опыту, и оно очень значимо. Это свойство выделяет ее среди других подходов и привлекает к ней много сторонников. Но тема духовного опыта, как показывает «Красная книга» Юнга, заряжена  многоликостью и неоднозначностью таких глубинных тем, как нуминозное, религия, инфляция, психоз и прочее. Как не терять связи с собственными глубинами и оставаться эффективным в социальной реальности? Как в нашей практике мы можем приближаться к «священному огню», удерживая целостность и аналитическую позицию? Эти сложные вопросы обсуждают авторы данного номера.

Мюррей Стайн в записи вебинара Эшвильского центра Юнга расскажет о том, как Юнг переживал и интегрировал духовный опыт в контекст собственной терапевтической практики. Мифолог Джозеф Кемпбелл повествует об отражении духовного в культуре и социальной реальности, подчеркивая разницу его восприятия Востоком и Западом. Джон Даурли рассматривает сам процесс анализа как религиозное событие. Священник и аналитик Кристофер МакКена размышляет о роли веры в аналитическом процессе. Энн Уланов рассказывает о том, как аналитическая психология используется в обучении священников различных конфессий. И, наконец, дискуссия с участием Сону Шамдасани о том, является ли сама аналитическая психология религией!

Рассуждения о добре и зле, о личных и социальных мифах, богах и самостных энергиях в контексте аналитической психологии – все это остается актуальным в современном мире. Мы надеемся помочь нашим читателям в осмыслении их собственного духовного опыта и опыта их клиентов, разрешить или, наоборот, умножить сомнения, чтобы утвердиться в связи с глубиной.

Елена Пуртова, Юлия Власова

 

Оглавление

Точка зрения

Является ли аналитическая психология религией

Роберт Сигал. Подходы рационализма и романтизма к религии и современности
Энтони Сторр. Юнг в поисках замены для утраченной веры
Сону Шамдасани. In statu nascendi

Человеческий опыт в сфере божественного

Джозеф Кемпбелл. Секуляризация сакрального
Энн Уланов. Теология после Юнга
Джеймс А. Холл и Джеффри Рэфф. Размышления о природе зла
Светлана Эрик. Человеческий опыт в сфере божественного

Духовное измерение анализа

Джон Даурли. Юнг и призвание Богов
Кристофер МакКена. Вера в аналитическом процессе

Аналитическое исследование образа

Джон Хедль. Поцелуй Иуды
Мария Лосева, Елена Пуртова. Достоевский: пространство напряженности и двойственности душевной жизни

Интеллектуальные путешествия

Инна Семецки. Самосозидание Мага или сдерживаемый/ несдерживаемый Эрос (окончание)
Татьяна Каблучкова. Путеводитель для Героя: Переживания как вехи трансформации (окончание)

Способ связи

Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника

Сновидения и их понимание – одна из наиболее привлекательных сторон юнгианской психотерапии, ее преимущество, ресурс и особый почерк среди других психотерапевтических подходов. Мы долго и с особым удовольствием готовились к номеру, посвященному работе со сновидениями. И материала набралось так много, что мы сразу обещаем читателям продолжение темы. В этом номере собраны статьи, посвященные общим принципам юнгианской работы со сновидениями – это работа Джона Хилла об использовании амплификации и Грега Могенсона об интерпретации сновидений с позиции Самости, а также в отдельную рубрику выделены статьи, посвященные групповой работе со сновидениями. Сюда вошла работа Хелен Морган о создании матрицы сновидений – процедуре, регулярно используемой юнгианцами на конференциях и конгрессах, и статья Монтегью Уллмана, ставшая базовой для развития сновидческих групп в Москве и Киеве.

В последний, итоговый номер этого года мы традиционно внесли материалы, отражающие жизнь юнгианского сообщества – рассказ наших коллег о 19 Конгрессе Международной ассоциации аналитической психологии в Копенгагене (август, 2013) и конференции «Журнала аналитической психологии» в Бостоне (март, 2013). Читайте и готовьтесь к следующим событиям международной ассоциации – Европейской конференции в Триесте в 2015 году и Международному Конгрессу в Киото в 2016 году.

О жизни сообщества – интервью создателей и на протяжении семи лет бессменных ведущих юнгианского киноклуба в Москве Натальи Ретеюм и Константина Слепака, а также присоединившегося к ним ведущего Валерия Миллера. Киноклуб по-прежнему ждет своих гостей каждую пятницу на Грохольском переулке.

Редакция благодарит Константина Слепака за помощь в подготовке этого выпуска.

 

Елена Пуртова, Юлия Власова

 Оглавление

Точка зрения

Энтони Стивенс. Сновидение Декарта.

Лэдсон Хинтон. Сновидения и Горизонт Неизвестного

Практика работы со сновидениями

Джон Хилл. Амплификация: распознавание смыслового рисунка Грег Могенсон. Границы «Я» в сновидениях Генри Абрамович. Иудейский подход к сновидениям Роман Кононов. Техника «фоновой линзы» в работе со сновидениями

Групповая работа со сновидениями

Хелен Морган. Социальная матрица сновидений – на грани бесконечного
Монтегю Ульман. Подход к близости. Обсуждение сновидений в малых группах
Юрий Данько. Сновидения и Бардо

Жизнь сообщества

Копенгаген-2013. Российские аналитики о Международном конгрессе IAAP:

Кямала Мелик-Ахназарова. «Завязываются дружбы – через континенты, через страны»
Елена Бортулева. «Я узнала аниму Копенгагена»
Нина Хребтова. «Ощущение перспективы, ресурса, некоего «вектора роста»

Мария Салямова. Заметки о конференции «Журнала аналитической психологии» в Бостоне.

 

Интеллектуальные путешествия

Иона Миллер. Философия природы и потенциал вакуума

Способ связи

 Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника