№1, №2, №3, №4 за 2011
Распродан. Возможно будет продажа электронных версий отдельных статей. Следите за объявлениями.
В этом номере мы начинаем обсуждать очень большую и важную тему профессиональной идентичности. Что значит быть юнгианским психологом, аналитиком? Достаточно ли разделять юнгианские идеи и принимать их как свою мировоззренческую позицию? Насколько необходимо подкреплять собственное ощущение своей юнгианской идентичности дипломами и сертификатами? Это вечные вопросы про внешнее и внутреннее, про всегда необходимое и неизбежное «и - и».
Внутреннее – это, конечно, определяющее, индивидуация, то, что разворачивается в очень личной сфере отношений с Самостью. Полагаем, что наши читатели будут соотносить представленные в журнале материалы именно с этим внутренним процессом. А мы попробуем рассмотреть внешнюю составляющую профессионального становления, существующие в настоящий момент структуры и формы юнгианского обучения.
Каждая национальная ассоциация или институт, имеющая право обучения, делает это в собственных традициях, придерживаясь своих критериев оценки готовности и продвижения кандидатов. Российская ассоциация аналитической психологии сейчас только создает свои собственные тренинговые стандарты, а существуют ли вообще единые стандарты обучения юнгианских аналитиков? Мы предлагаем поразмышлять об этом вместе с описанием исследования моделей обучения Международной ассоциации аналитической психологии.
Другой важный вопрос обучения – это вопрос отбора. Каким образом кто-то признается подходящим или не подходящим для обучения юнгианскому анализу? Своим видением делится с нами Джен Винер, - именно ей мы обязаны запуском трех международных обучающих программ в России и возникновением Российского общества.
И последнее: мы хотим показать, где и как могут учиться те, кто выбирает для себя юнгианство, какие есть возможности уже сейчас. Об этом – интервью наших коллег.
В этом номере мы начинаем обсуждать очень большую и важную тему профессиональной идентичности. Что значит быть юнгианским психологом, аналитиком? Достаточно ли разделять юнгианские идеи и принимать их как свою мировоззренческую позицию? Насколько необходимо подкреплять собственное ощущение своей юнгианской идентичности дипломами и сертификатами? Это вечные вопросы про внешнее и внутреннее, про всегда необходимое и неизбежное «и - и».
Внутреннее – это, конечно, определяющее, индивидуация, то, что разворачивается в очень личной сфере отношений с Самостью. Полагаем, что наши читатели будут соотносить представленные в журнале материалы именно с этим внутренним процессом. А мы попробуем рассмотреть внешнюю составляющую профессионального становления, существующие в настоящий момент структуры и формы юнгианского обучения.
Каждая национальная ассоциация или институт, имеющая право обучения, делает это в собственных традициях, придерживаясь своих критериев оценки готовности и продвижения кандидатов. Российская ассоциация аналитической психологии сейчас только создает свои собственные тренинговые стандарты, а существуют ли вообще единые стандарты обучения юнгианских аналитиков? Мы предлагаем поразмышлять об этом вместе с описанием исследования моделей обучения Международной ассоциации аналитической психологии.
Другой важный вопрос обучения – это вопрос отбора. Каким образом кто-то признается подходящим или не подходящим для обучения юнгианскому анализу? Своим видением делится с нами Джен Винер, - именно ей мы обязаны запуском трех международных обучающих программ в России и возникновением Российского общества.
И последнее: мы хотим показать, где и как могут учиться те, кто выбирает для себя юнгианство, какие есть возможности уже сейчас. Об этом – интервью наших коллег.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Подготовка аналитиков в Москве. Руководители обучающих программ – о своем подходе:
Лев Хегай. МААП. Инструкция к применению
Татьяна Ребеко: «Путь в юнгианство – не короткий путь, а длинный»
Мадина Слуцкая: «Мы стараемся понять мотивацию абитуриента»
Джен Винер. Оценивая прогресс у кандидатов
Лев Хегай. МААП. Инструкция к применению
Татьяна Ребеко: «Путь в юнгианство – не короткий путь, а длинный»
Мадина Слуцкая: «Мы стараемся понять мотивацию абитуриента»
Джен Винер. Оценивая прогресс у кандидатов
Как становятся юнгианскими аналитиками
Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части A и D).
Кристиан Гайар. Работа с группами развития IAAP
Конституция IAAP: Индивидуальное членство
Дебора Эггер. Алхимия обучения
Готфрид Хьюер. Призрачное действие на расстоянии
Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части A и D).
Кристиан Гайар. Работа с группами развития IAAP
Конституция IAAP: Индивидуальное членство
Дебора Эггер. Алхимия обучения
Готфрид Хьюер. Призрачное действие на расстоянии
Анализируем собственный опыт преподавания и обучения
Региональные программы МААП
Опыт международных программ
Региональные программы МААП
Опыт международных программ
Герт Зауэр. Юнг и русский символизм
Оксана Лаврова. Топография смысла
Оксана Лаврова. Топография смысла
Роберт А.Джонсон. Признание собственной Тени (заключение)
Мария Лосева. Литературные сиблинги (продолжение)
Остался только в киосках Когито Центра, ИГИСП и интернет-магазине "Класс"
В предыдущем номере журнала мы начали тему обучения юнгианских аналитиков и профессиональной идентичности. Материалы этого журнала - как более широкие круги по воде, расходящиеся от «камня темы» прошлого номера.
Посвященные тренингу статьи обобщают опыт профессиональной подготовки юнгианских аналитиков за рубежом: Джен Винер и Кристофер Перри рассматривают историю развития юнгианского тренинга, Том Келли описывает обучающий процесс как движение от «идеального» к «достаточно хорошему», и здесь же мы заканчиваем публикацию исследования тренинговых моделей IAAP Денис Рамос.
Как проявляются «терапевтические предки» и традиции обучения в практике реальной работы с клиентами, мы увидим в клинических материалах этого номера: в работах Уоррена Колмана и Франсуа Мартэн-Валла отчетливо звучат традиции и язык английского и французского психоанализа. И совсем другой язык и способ мышления мы встретим в статье американского коллеги - Майкла Ванноя Адамса, чей приезд мы ожидаем на V Международную конференцию МААП. Эти работы «поляризованы» по близости-дальности к психоанализу и отражают разные грани юнгианской идентичности.
Продолжением этой темы является статья Олега Телемского, который размышляет о том, как в развитии того или иного взгляда на юнгианство сохраняется или теряется дух Юнга - то, что автор называет «суверенным юнгианством».
Не только обучение и клиника, но мифология и культура прописались на страницах этого номера. Миф о Пандоре предстает перед нами не в редуктивном контексте «женской истории», а во всей полноте истории человека и его взаимоотношений с божественным: работа Татьяны Каблучковой. Сергей Моргачев знакомит нас с биографией Андрея Тарковского сквозь призму юнгианства. Три аналитика исследуют известный фильм «Черный лебедь».
И это еще не все…
В предыдущем номере журнала мы начали тему обучения юнгианских аналитиков и профессиональной идентичности. Материалы этого журнала - как более широкие круги по воде, расходящиеся от «камня темы» прошлого номера.
Посвященные тренингу статьи обобщают опыт профессиональной подготовки юнгианских аналитиков за рубежом: Джен Винер и Кристофер Перри рассматривают историю развития юнгианского тренинга, Том Келли описывает обучающий процесс как движение от «идеального» к «достаточно хорошему», и здесь же мы заканчиваем публикацию исследования тренинговых моделей IAAP Денис Рамос.
Как проявляются «терапевтические предки» и традиции обучения в практике реальной работы с клиентами, мы увидим в клинических материалах этого номера: в работах Уоррена Колмана и Франсуа Мартэн-Валла отчетливо звучат традиции и язык английского и французского психоанализа. И совсем другой язык и способ мышления мы встретим в статье американского коллеги - Майкла Ванноя Адамса, чей приезд мы ожидаем на V Международную конференцию МААП. Эти работы «поляризованы» по близости-дальности к психоанализу и отражают разные грани юнгианской идентичности.
Продолжением этой темы является статья Олега Телемского, который размышляет о том, как в развитии того или иного взгляда на юнгианство сохраняется или теряется дух Юнга - то, что автор называет «суверенным юнгианством».
Не только обучение и клиника, но мифология и культура прописались на страницах этого номера. Миф о Пандоре предстает перед нами не в редуктивном контексте «женской истории», а во всей полноте истории человека и его взаимоотношений с божественным: работа Татьяны Каблучковой. Сергей Моргачев знакомит нас с биографией Андрея Тарковского сквозь призму юнгианства. Три аналитика исследуют известный фильм «Черный лебедь».
И это еще не все…
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Майкл Ванной Адамс. Наука о воображении: изучение образов юнгианцами
Уоррен Колман. «С миром что-то не так»: личная патология или коллективная болезнь?
Франсуа Мартэн-Валла. Бессмысленность инцеста, проверенная анализом
Франсуа Мартэн-Валла. Бессмысленность инцеста, проверенная анализом
Джен Винер, Кристофер Перри. Пятьдесят лет в пути. Обучение в XXI веке: от пары к сообществу
Том Келли. Формирование аналитика: от «идеального» до «достаточно хорошего»
Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части B и C)
Том Келли. Формирование аналитика: от «идеального» до «достаточно хорошего»
Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части B и C)
Энн Шерер. Заголовок-цитата
Сергей Моргачев. «Угрюмый, тусклый огнь желанья». Об Андрее Тарковском
Олег Телемский. Против Постъюнгианства
Фильм «Черный лебедь». Три эссе:
- Дэниэл Росс. Погружение в темноту
- Татьяна Алдошина. Волны ассоциаций
Фильм «Черный лебедь». Три эссе:
- Дэниэл Росс. Погружение в темноту
- Татьяна Алдошина. Волны ассоциаций
Мария Лосева. Литературные сиблинги (продолжение)
Софья Зотова. Что такое интервизия?
Имеется в продаже.
Конференция аналитических психологов – всегда необычное явление. Это место, где встречаются Аполлон и Дионис. Конференция мирно сочетает и академически строгие доклады, и яркие мастерские, и, конечно, возможность пообщаться, познакомиться, обменяться интересными идеями, рукопожатиями… Увидеть вживую тех, кого знаешь только по статьям и книгам, повстречаться с теми, чьи имена были в тени, показать себя, наконец. И обзавестись знаниями, навыками, обогатить свой профессиональный опыт.
Конференция заканчивается, и что остается? Воспоминания, конспекты, фотографии… У журнала больше возможностей, он может сохранить квинтэссенцию – тексты, что позволит и тем, кто не был на «празднике юнгианства», приобщиться к содержанию наиболее значимых выступлений. Наш спецвыпуск посвящен материалам международных конференций МААП, проведенных в 2010 – 2011 годах.
Событием июньской конференции 2010 года стал приезд Вольфганга Гигериха, это современный классик архетипического подхода, его тексты и мысль отличаются «интеллектуальной плотностью». Многие запомнили его сложный доклад и по-немецки методичную и обстоятельную работу со сном на супервизорской сессии. Мы публикуем здесь доклад В. Гигериха «В этой вонючей воде есть все необходимое», который составляет часть его еще не опубликованной книги. Из других зарубежных коллег, которые тогда посетили нас, яркий след оставил Брайан Фельдмана, его рассказы о работе с Майклом Фордхамом и фильм о наблюдении за младенцами. В этот выпуск мы взяли его доклад о развитии символизации. Из работ московских коллег, выступавших на конференции, мы включили доклад Станислава Раевского о развитии аналитической техники.
Гостем осенней конференции 2010 года был блистательный Эндрю Сэмьюэлз. Он впечатлил всех не только своими лекциями (прекрасный выбор тем, их диапазон, острота!), но и своими нарядами и артистической манерой выступления. Для публикации он дал нам материал, который в полной мере отражает его зону интересов и особый «юнгианский почерк» – «Размышления о плотском: сексуальная неразборчивость, политика, воображение, духовность и лицемерие».
Летняя конференция 2011 года познакомила нас Майклом Адамсом, ближайшим учеником Джеймса Хиллмана, с которым часто полемизирует в своих работах Гигерих. Но это не было дуэлью двух «архетипистов»: Адамс показал такой же прекрасный в своей тщательности пример амплификации в традициях архетипического подхода. Из трех его докладов мы выбрали именно тот, где метод амплификации и его результаты представлены наиболее впечатляющим образом – «Метафора метаморфозы». Совсем другой теоретический подход воплощали работы Генри Абрамовича. Но не меньшее впечатление, чем его блестящие тексты, на аудиторию оказали влияние его юмор, чувственность, личное обаяние и сила духа. На наш взгляд, все это в полной мере есть в его статье, которую мы выбрали для этого сборника – «Возьми сына своего…». Из работ московских коллег, прозвучавших на конференции, мы включили клинически ориентированный доклад Елены Пуртовой «Пенелопа: работа ожидания».
В этом сборнике – не только прошедшие, но и будущие конференции МААП. Мы планируем этот выпуск к осенней конференции и с удовольствием вносим сюда совсем новую работу Джона Хилла, которая анонсирует один из его докладов на осенней конференции – «Изгнание из рая, ад и становление Бога: размышления о Красной книге Юнга».
«Приветом» от других юнгианских конференций, является интервью с Андреасом Юнгом, которым мы открываем наш спецвыпуск. Андреас Юнг - внук Карла Густава Юнга, он был участником прошедшей в мае 2010 года в Санкт-Петербурге конференции «Журнала аналитической психологии», после которой посетил в Москву. Так мы получили возможность ближе познакомиться с ним и задать ему интересующие нас вопросы. Отметим, что многие вопросы были взяты из проведенного предварительно в интернете обсуждения предстоящего интервью сообществом МААП. На наш взгляд, разговор Андреаса Юнга с Натальей Ретеюм получился очень живым и наполненным.
К сожалению, не все доклады и даже не всех гостей конференций мы смогли представить в этом сборнике. Джо Кембри, Анжела Коннолли, Сильвестр Вотковски – их работы войдут в следующий выпуск, посвященный конференциям МААП, который мы планируем сделать ежегодным.
Конференция аналитических психологов – всегда необычное явление. Это место, где встречаются Аполлон и Дионис. Конференция мирно сочетает и академически строгие доклады, и яркие мастерские, и, конечно, возможность пообщаться, познакомиться, обменяться интересными идеями, рукопожатиями… Увидеть вживую тех, кого знаешь только по статьям и книгам, повстречаться с теми, чьи имена были в тени, показать себя, наконец. И обзавестись знаниями, навыками, обогатить свой профессиональный опыт.
Конференция заканчивается, и что остается? Воспоминания, конспекты, фотографии… У журнала больше возможностей, он может сохранить квинтэссенцию – тексты, что позволит и тем, кто не был на «празднике юнгианства», приобщиться к содержанию наиболее значимых выступлений. Наш спецвыпуск посвящен материалам международных конференций МААП, проведенных в 2010 – 2011 годах.
Событием июньской конференции 2010 года стал приезд Вольфганга Гигериха, это современный классик архетипического подхода, его тексты и мысль отличаются «интеллектуальной плотностью». Многие запомнили его сложный доклад и по-немецки методичную и обстоятельную работу со сном на супервизорской сессии. Мы публикуем здесь доклад В. Гигериха «В этой вонючей воде есть все необходимое», который составляет часть его еще не опубликованной книги. Из других зарубежных коллег, которые тогда посетили нас, яркий след оставил Брайан Фельдмана, его рассказы о работе с Майклом Фордхамом и фильм о наблюдении за младенцами. В этот выпуск мы взяли его доклад о развитии символизации. Из работ московских коллег, выступавших на конференции, мы включили доклад Станислава Раевского о развитии аналитической техники.
Гостем осенней конференции 2010 года был блистательный Эндрю Сэмьюэлз. Он впечатлил всех не только своими лекциями (прекрасный выбор тем, их диапазон, острота!), но и своими нарядами и артистической манерой выступления. Для публикации он дал нам материал, который в полной мере отражает его зону интересов и особый «юнгианский почерк» – «Размышления о плотском: сексуальная неразборчивость, политика, воображение, духовность и лицемерие».
Летняя конференция 2011 года познакомила нас Майклом Адамсом, ближайшим учеником Джеймса Хиллмана, с которым часто полемизирует в своих работах Гигерих. Но это не было дуэлью двух «архетипистов»: Адамс показал такой же прекрасный в своей тщательности пример амплификации в традициях архетипического подхода. Из трех его докладов мы выбрали именно тот, где метод амплификации и его результаты представлены наиболее впечатляющим образом – «Метафора метаморфозы». Совсем другой теоретический подход воплощали работы Генри Абрамовича. Но не меньшее впечатление, чем его блестящие тексты, на аудиторию оказали влияние его юмор, чувственность, личное обаяние и сила духа. На наш взгляд, все это в полной мере есть в его статье, которую мы выбрали для этого сборника – «Возьми сына своего…». Из работ московских коллег, прозвучавших на конференции, мы включили клинически ориентированный доклад Елены Пуртовой «Пенелопа: работа ожидания».
В этом сборнике – не только прошедшие, но и будущие конференции МААП. Мы планируем этот выпуск к осенней конференции и с удовольствием вносим сюда совсем новую работу Джона Хилла, которая анонсирует один из его докладов на осенней конференции – «Изгнание из рая, ад и становление Бога: размышления о Красной книге Юнга».
«Приветом» от других юнгианских конференций, является интервью с Андреасом Юнгом, которым мы открываем наш спецвыпуск. Андреас Юнг - внук Карла Густава Юнга, он был участником прошедшей в мае 2010 года в Санкт-Петербурге конференции «Журнала аналитической психологии», после которой посетил в Москву. Так мы получили возможность ближе познакомиться с ним и задать ему интересующие нас вопросы. Отметим, что многие вопросы были взяты из проведенного предварительно в интернете обсуждения предстоящего интервью сообществом МААП. На наш взгляд, разговор Андреаса Юнга с Натальей Ретеюм получился очень живым и наполненным.
К сожалению, не все доклады и даже не всех гостей конференций мы смогли представить в этом сборнике. Джо Кембри, Анжела Коннолли, Сильвестр Вотковски – их работы войдут в следующий выпуск, посвященный конференциям МААП, который мы планируем сделать ежегодным.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Вольфганг Гигерих. «В этой вонючей воде есть все, что нужно». Самовозникающий невроз и фабрикация травмы
Брайан Фельдман. Символизация в юнгианском анализе. Создание пространства индивидуации
Станислав Раевский. Новая психология и психопрактика: нуминозный опыт. Сопротивление, тошнота и падение в пропасть
Брайан Фельдман. Символизация в юнгианском анализе. Создание пространства индивидуации
Станислав Раевский. Новая психология и психопрактика: нуминозный опыт. Сопротивление, тошнота и падение в пропасть
Эндрю Сэмьюэлз. Размышления о плотском. Сексуальная неразборчивость, политика, воображение, духовность и лицемерие
Майкл Адамс. Метафора метаморфозы. Изменения в мифе и в психике
Генри Абрамович. «Возьми сына своего…» Психоаналитическая интерпретация Акеды – Жертвоприношения (связывания) Исаака (Книга Бытия, 22)
Елена Пуртова. Пенелопа. Работа ожидания
Генри Абрамович. «Возьми сына своего…» Психоаналитическая интерпретация Акеды – Жертвоприношения (связывания) Исаака (Книга Бытия, 22)
Елена Пуртова. Пенелопа. Работа ожидания
Джон Хилл. Изгнание из рая, ад и становление Бога. Размышления о Красной книге Юнга
Имеется в продаже.
Заключительный номер 2011 года мы посвятили детскому анализу. Это особое направление нашей практики: даже не работая с детьми, мы всегда встречаемся с детством наших взрослых клиентов. Именно анализу детских тем в практике юнгианской работы посвящена публикуемая нами глава из книги Майкла Фордхама «Юнгианская психотерапия. Обучение аналитической психологии», классика исследования развития в юнгианском подходе. Продолжение этой темы - в статье Дэвида Кея, посвященной влиянию не только детского, но даже эмбрионального опыта на становление взрослого.
Телеологическую ориентацию в анализе темы детства представляют работы других мэтров юнгианства – Эриха Нойманна и, особенно, Джозефа Кэмпбелла, который показывает, что именно мифологическое инициирует нас в психологическое рождение и развитие. В этот же блок мы добавляем и отрывок из готовящейся к публикации на русском языке книги Луиджи Зойя «Отец», посвященный недостаточно освещенной в юнгианстве теме развития ребенка во взаимоотношении с отцом.
И, пожалуй, главное в этом номере – описания терапевтического взаимодействия с детьми в практике юнгианских аналитиков. Мы рады представить вам наших коллег из Киева и Москвы, которые вдумчиво и открыто показывают нам свою живую работу, тонкую ткань сознательно-бессознательных взаимоотношений с маленькими пациентами, решающими совсем не маленькие и часто совсем не детские задачи своей жизни.
Добро пожаловать в детский мир!
Заключительный номер 2011 года мы посвятили детскому анализу. Это особое направление нашей практики: даже не работая с детьми, мы всегда встречаемся с детством наших взрослых клиентов. Именно анализу детских тем в практике юнгианской работы посвящена публикуемая нами глава из книги Майкла Фордхама «Юнгианская психотерапия. Обучение аналитической психологии», классика исследования развития в юнгианском подходе. Продолжение этой темы - в статье Дэвида Кея, посвященной влиянию не только детского, но даже эмбрионального опыта на становление взрослого.
Телеологическую ориентацию в анализе темы детства представляют работы других мэтров юнгианства – Эриха Нойманна и, особенно, Джозефа Кэмпбелла, который показывает, что именно мифологическое инициирует нас в психологическое рождение и развитие. В этот же блок мы добавляем и отрывок из готовящейся к публикации на русском языке книги Луиджи Зойя «Отец», посвященный недостаточно освещенной в юнгианстве теме развития ребенка во взаимоотношении с отцом.
И, пожалуй, главное в этом номере – описания терапевтического взаимодействия с детьми в практике юнгианских аналитиков. Мы рады представить вам наших коллег из Киева и Москвы, которые вдумчиво и открыто показывают нам свою живую работу, тонкую ткань сознательно-бессознательных взаимоотношений с маленькими пациентами, решающими совсем не маленькие и часто совсем не детские задачи своей жизни.
Добро пожаловать в детский мир!
Елена Пуртова и Юлия Власова
Оглавление
Инна Кирилюк. Интегрирующая функция детского юнгианского анализа
Дэвид Л. Кей. Эмбриональная психология и аналитический процесс
Дэвид Л. Кей. Эмбриональная психология и аналитический процесс
Теория аналитической психологии
Джозеф Кэмпбелл. Биос и мифос
Эрих Нойман. Стадии в развитии детского Эго
Майкл Фордхам. Анализ детства и его границы
Эрих Нойман. Стадии в развитии детского Эго
Майкл Фордхам. Анализ детства и его границы
Оксана Залесская. Разрушенный дом как образ покинутости и травматического опыта разрыва значимых эмоциональных связей в раннем детстве
Наталия Худякова. Роль фигуры отца в поиске выхода из замкнутого круга депривированного ребенка
Елена Поздеева. Мальчик «Некстати». От психотического смятения к пространству творчества
Оксана Пирхал. Клинический случай работы с детской травмой в условиях больницы
Ольга Кондратова. «Героический герой» – этап и сценарий
Валерий Миллер. Проекции и контрперенос во взаимодействии пары архетипических родителей в работе с подростком
Наталия Худякова. Роль фигуры отца в поиске выхода из замкнутого круга депривированного ребенка
Елена Поздеева. Мальчик «Некстати». От психотического смятения к пространству творчества
Оксана Пирхал. Клинический случай работы с детской травмой в условиях больницы
Ольга Кондратова. «Героический герой» – этап и сценарий
Валерий Миллер. Проекции и контрперенос во взаимодействии пары архетипических родителей в работе с подростком
Луиджи Зойя. Отец. Историческая, психологическая и культурная перспективы
Мария Лосева. Литературные сиблинги.