Лес. О трансмутациях и агротехнологиях

Юлия Жемчужникова

Лес. О трансмутациях и агротехнологиях

 

Доклад на конференции «Расширение сознания: новые горизонты трансперсональной и юнгианской психологии

Юлия Жемчужникова
Анонс

Отчёт о первом этапе личного около научного эксперимента асоциальной, нецивилизованной автономной жизни, инициации и идентификации.

Одиночество и автономность, страхи и тревоги, естественный отбор и эволюция, взаимодействие с т.н. «окружающей средой» и жилище, песочница и башня Юнга.

 
                0)     Выражаю благодарность организаторам Конференции. Также благодарю участников-коллег за внимание и вопросы, в любое время и в любой форме.

Прошу принять мои извинения, за то, что темп изложения у меня не всегда близок к общепринятому, мыслеформы опережают одна другую иногда создавая нагромождения, хаос и неясности.

Отдельно хочу поблагодарить Рэнди Паулша и всех, кто помог издать его чудесную книгу «Последняя лекция» (7). Моя лекция не последняя, но Рэнди помог мне разобраться с сомнениями: интересна ли кому-то моя жизнь. Существуют практически противоположные точки зрения о приоритете с одной стороны научности с другой – личного опыта. Конечно, я мечтаю о срединном пути, но выпадаю сторону личного опыта, потому, наверное, мне так радостно близка голографическая парадигма, как связь личного и всеобщего...

 

СПРАВКА

 

Прожив в Москве 40 лет, имея 3 высших образования, богатый опыт в социуме, бизнесе, психологическую практику, я вместе с детьми 2 года назад перешла к созданию на пустом  месте экопоселения (год назад уехав в лес окончательно) и к исследованию собственных мутаций с этим связанных.

В первый год мы поставили юрту и небольшой сруб в которых перезимовали. Летом у нас несколько соседей дачников. Остальное время мы живём на расстоянии 4-х км от довольно глухой деревни и 10 км от магазинов, школы и др цивилизации. 

    

               1)     Вступление 1-е. ПРО ТЕРМИНЫ

 

В начале. Я должна высказать своё отношение к некоторым терминам, наиболее упоминаемым здесь. В частности – термину «расширение сознания».

Коллеги знают эту мою страсть. Я слишком тщательно отношусь к языку, и мой враг, любимый враг, носит имя «просто так говориться».

Язык – главный символ человечества и основной инструмент психологии (один из основных). Потому я к нему не равнодушна.  Я не соглашаюсь с фразеологизмами «солнце встало-село». Об этом чуть подробнее в моих статьях на сайте МААП (www.maap.ru). Я по-прежнему считаю это весьма важным, что спустя 300 лет после Коперника мы закрепляем в языке и сознании то, что являемся центром Вселенной , а светила восходят и заходят на небесном сферическом экране.

То же касается и наличия так называемого «внутреннего мира».

Я думаю, что говорить о «внутреннем мире» человека можно только , если это касается кишечных бактерий. Ну это тема дискуссионная. Я только говорю о важности для меня фразеологизмов, которые мы таковыми даже не считаем.

Также я считаю, что расширения сознания быть не может. Обозначу коротко.

Для меня Сознание – штука бесконечная и потому не расширяемая. Расширяться может сознательное за счет бессознательного илиосознавание. Я бы предложила использовать термин «расширение осознавания», т.е. нашего более активного интеллектуального участия в бесконечном сознании. Мне кажется это существенным.

Профессор Хант, как я заметила, тоже предпочитает «осознавание».

Это же моё увлечение весьма тешит слово «горизонты» в названии конференции. Одно из упражнений, которое я использую для возможного расширения осознавания – это вопрос «что такое горизонтальная линия?». При наличии интереса и времени – можно поупражняться.

 

2 ) Вступление 2-е. ПРО ВОСТОК.

 

Отдаю должное почтение «Паломникам в Страну Востока», которым Герман Гессе посвятил свою «Игру в бисер». И немного процитирую его:

«Игра в бисер, когда-то профессиональная забава то математиков, то филологов, то музыкантов, очаровывала теперь всё больше людей духа. Ею занялись многие старые академики, ложи и особенно древнейшее Братство паломников в Страну Востока» (2).

Про Восток и Запад. Интересная тема. Часто красиво задеваемая в темах МААП.

 Давайте посмотрим на глобус. Разделение на Восток и Запад более чем условно. Если считать Индию и Китай Востоком – то это только по отношению к Западной Европе. Для нас же они больше– Юг, а Восток- скорее Сибирь. Да и мы по карте для Европейцев – однозначно Восток.

Опять можете сказать, что это не важно, что «просто так говориться». А почему говориться именно так? Мне кажется, это знаково, что для обозначения стилей построения жизни, мировоззрений мы указываем именно направления по компасу и то кое-как.

Этнопсихолог Андреев пишет так: «20-й век... поражён путешествием в Страну Востока. Не важно, какой Восток. Свет с Востока даже для русских, восточнее которых уж просто некуда.» (1) Восток – это древность и религиозные формулы «прекрасные и всеохватывающие» (это уже из Юнга). Восток привлекателен как что-то, куда надо отправляться в путешествие, что-то древнее, загадочное, «тонкое».

Не скрою, я тоже состою в этом Братстве, тоже ездила в Индию.

При этом в каждом районе планеты есть свои древние источники – в основном там, где сохранились аборигены и люди, живущие вне основного цивилизованного социума.

Однако, Буддизм и Индия, безусловно, вне конкуренции. Почему?

Мне одним из основных уроков Буддизма видится сам факт его существования. Гуатама Будда мог создать своё учение видимо только в Индии. Фактически он был дауншифтером, призревшим общие социальные нормы и создавшим свою секту. При этом в Индии всегда была уникальная среда уважения к любому ищущему. Каждый, кто облачился в одежды сидха и начал поиски истины практику самопознания мог рассчитывать на кров и миску риса в любом доме. Ни в одной стране мира такое не реально. Мы отправляемся в поисках сакрального туда, где реальность символическая и мистическая не разделены с т.н. «простой жизнью». Наши Ищущие едут в Тибет и с упоением рассказывают о чудесах очень простого и реального быта. К сожалению, нам похоже очень важно, чтобы Восток был где-то далеко – для редких паломничеств.

 

Мне бы хотелось, чтобы больше моих соотечественников осознало, что они живут на Востоке, так же как живут в Будде.

 

3) ЮНГ и ФАУСТ

 

Теперь двинусь на Запад к Юнгу и Гёте. Вот диалог из «Фауста» (3)

Фауст спрашивает Мефистофеля, есть ли способ «мне три десятка сбросить с плеч... и вернуть покой»

Мефистофель отвечает, он сомневается, что это по нраву Фаусту, но есть

«Способ без затрат,

Без ведьм и бабок долго выжить.

Возделай поле или сад,

Возьмись копать или мотыжить.

Замкни работы в тесный круг,

Найди в них удовлетворенье.

Всю жизнь кормись плодами рук,

Скотине следуя в смиренье.

Вставай с коровами чуть свет.

Потей и не стыдись навоза –

Тебя на восемьдесят лет

Омолодит метаморфоза.

ФАУСТ:

Жить без размаху? Никогда!

Не пристрастился б я к лопате,

К покою. К узости понятий.»

 

Дэрил Шарп в книге «Кризис среднего возраста. Записки о выживании» (13) приводит тоже эту цитату. По мнению Юнга и Шарпа:

«Простую жизнь выбирают лишь люди, которых связывает с ней внешняя необходимость. У остальных существует два варианта выбора: добровольно и сознательно участвовать в процессе индивидуации или превратиться в беспомощную жертву».

С Шарпом мне более-менее  понятно. Такова, возможно, позиция большинства психоаналитиков. Большой плакат на стене кабинета: «всё на символическом уровне!».

Терапевт живёт в комфортабельном районе, работает в кабинете с кожаными креслами и кондиционером, и изредка осуществляет Паломничество в Страну Востока. Он продвинут настолько, что переживает серьёзные и возвышенные вещи на символическом уровне…. И он служит достойным проводником для клиентов из таких же районов и кабинетов…

И если уровень немного менее комфортабельный (без кондиционера и диваны и кожзаменителя) – это мало что меняет.

Заметили? Я им завидую. Я так не могу. Я не помещаюсь в песочницу. Я не могу только несколько раз в году медитировать на Солнце. И у меня  нет внутреннего мира.. Самое ужасное, что мне кажется, что Юнг тоже передумал потом… Почему он не ограничился камушками, а взялся за строительство жилища?..

Ладно. Фауст.

«Возьмись пахать или мотыжить…»

Кстати, кто-нибудь мотыжил из  коллег? Очень хороший инструмент, часто незаслуженно игнорируемый.

«Скотине следуя в смиренье…». Это плохо?

В Индии корова – священное животное. У меня в семье тотем – ослица. Само по себе смирение («с миром») - вроде не плохо. Унизительно «следовать скотине».

И давайте не будем забывать, что это слова дьявола и это история д.Фауста, который идёт за ним презрев учёность, помощь больным, любовь и предпочтя всему что? Развлечения предлагаемые Дьяволом. Пророческая вещь.

Д. Шарп следуя порочному пути, проложенному нам Аристотелем, Платоном, Пифагорийцами и другими источниками, из которых мы не устаём черпать до сих пор, настаивает на противопоставлении реальной «простой жизни» и возвышенными сложностями индивидуации, как материального и духовного, труда и разума, души и тела и т.п. . Эти идеи нанесли серьёзный вред нашей цивилизации, но продолжают иметь большое влияние.     (подробнее об этом у К.Сагана (9 - с.282)). 

Это всё та же Игра в бисер. Всё тот же плащ Майи. Многие думают, что игра Майи – это одна из реальностей, на самом деле – плащ Майи это граница между ними.

 Все, кто бывал в Тибете, знают, что труд противостоит праздности как безделью. А не как свободе.

Праздность – это вообще свобода, а не безделье. Она хороша для развития особенно в сочетании с полезным «простым» трудом. Замесите руками навоз с соломой для того, чтобы топить печь или подмазать стену дома, и просветлеть будет легче.

(У Л.Улицкой есть чудесная фраза : «Каждая женщина, у которой округлился живот и набухла грудь приобщается к чуду, не только Мириам». Я обнаружила, что каждая женщина собравшая вязанку хвороста в лесу и водрузившая её на ослика становится ведьмой, хоть сколько-то». Хотя, конечно, можно и на символическом уровне...).

«Простая жизнь» традиционно связывается с «узостью понятий». Почему? Спросите об этом у  Л.Н.Толстого, К.Э. Циолковского, А.П.Чехова, мексиканских шаманов, тибетских гуру.... Тех, кто живёт простым трудом и при этом является авторитетом.

Конечно, не всякий, кто мотыжит, просветлеет. Немного легче косить. Я так летом и приглашаю: приезжайте, можно косить под просветлённого или кого угодно ещё. Шутка.

Это хорошо объясняет очень уважаемый мной Кен Уилбер (11). Есть дорациональное и надрациональное. Весь вопрос в осознанности. Это в том числе касается и «простой жизни». И скотина в данном случае – символ дорационального, а Л.Н.Толстой – надрационального.

   

4) О ПОТРЕБНОСТЯХ И ЗАБОТАХ. Пирамида Абрахама Маслоу.

 

Знаменитая Пирамида А.Маслоу. Опять же оговорюсь. Я с ней целиком и полностью согласна. С оговоркой: она должна быть перевёрнутой.

 

 

Голод – не базовая потребность, а самая заужающая и заземляющая.
 

Пирамида, в классическом её изображении, такова с точки зрения научной эксплуатации труда. Т.е. наиболее устойчиво предприятие, на котором рабочие работают за кусок хлеба, служащие ради квартир и общения, а боссы реализуются. Нам это не интересно.

С точки зрения личности голод даёт неустойчивость всех уровней нашего бытия. И пирамида выглядит так как на второй картинке слайда 4. В моей книге «Любовь. Психология Бытия» есть немного об этом.

К.Э. Циолковский весело пишет об этом: «Мучения голода есть результат закрытия множества идей, кроме идеи о пище и её добывании» (12). И в то же время кому, как не нам, практикующим йогу и буддизм, знать, как полезен голод и отсутствие комфорта для расширения и актуализации.

Маслоу тоже к этому пришёл, не случайно его последняя книга - «Дальние пределы человеческой психики». Думаю, он бы согласился, что можно перевернуть пирамиду, потому как она всё рано остаётся гениально справедливой.

Но что мы наблюдаем сейчас. Особенно сейчас в связи с кризисом. Голод. Страх голода. Послушайте сейчас людей, так каждый второй скажет, что нечего есть или негде жить.  Меня учили, и я учила студентов так  проверять это. Киньте на пол кусок печенья. Кто-нибудь поднимет? Если нет - это не голод. Это - не потребность.  Это - не страх голода или безопасности. Это тревога, тревога, рождённая излишним комфортом.

При внимательном взгляде обнаруживается, что большинство цивилизованных людей живут некой мнимой пирамидой Маслоу, её тенью.

Они не знают, что такое добыть пищу для удовлетворения голода или сделать жильё для безопасности, или наладить отношения и т.д. Они заняты тем, что «обеспечивают» это... И каждый уровень не может быть никогда до конца удовлетворён, потому как можно удовлетворить потребность, но не тревогу.

 У Маслоу очень мужская теория. Ну и мы давайте о мужчинах.  Они не добывают еду – а обеспечивают. Они не строят жилище, и подавляющее большинство считает, что это дело специалистов, они даже безопасность обеспечивают деньгами, не говоря об уважении. И т.о.,  когда человек приходит к уровню самоактуализации, привычным становится что-нибудь вроде регулярных перелётов вокруг половины планеты. Расширение сознания не может быть достигнуто самостоятельно нужно обеспечить его 1000долларовым паломничеством или дорогим психоаналитиком.. .

Почему так много паломников Тибет? Все рассказывают о суровом быте.  И особых людях. Но мы предпочитаем слетать к ним за просветлением или расширением и вернуться к кондиционерам и центральному отоплению, а главное цивилизованному туалету.  Кто-то ездит к шаманам в Мексику, кто-то к индейцам или бушменам.  Общее одно. Эти люди живут не мнимыми, а реальными потребностями или заботами.. Встав на реальную точку – голода. Хочу есть – найду съедобное растение, подою корову, испеку хлеб.. Хочу согреться и вырастить потомство – построю дом, соберу хворост или навоз с соломой и разведу реальный огонь… человек идёт дальше в реальном расширении. Из отечественных примеров можно наверное вспомнить Сергия Радонежского.  Другое общение, другое осознавание. И оно очень привлекательно. А привычно другое. И поддерживаемо большинством..

Да, очень многое мы можем пережить на символическом уровне. Оттого он стал столь притягателен и популярен и постепенно превратил всё в игру в бисер. Мне нравится бисер. Им можно украсить мешочек с чаем. Но он не может заменить сбор трав и чаепитие.

Для меня очень важным оказался опыт понимания того, сколько реально нужно для выживания – времени, энергии. Сколько нужно времени, чтобы растопить печь и согреться, приготовить хлеб, постирать одежду. Оказалось –не много. Реально остается очень много энергии, которая потом и приводит к ломкам от встреч с собой. Понимаешь –почему в деревнях спиваются.

Необходимо много мужества. Мужества стоиков. Которое Пауль Тиллих формулирует как «мужество быть». (10)

 

Дальше я немного расскажу о некоторых сторонах нашей жизни, пытаясь предложить на Ваш суд собственные горизонты осознанности.

 

5) ДОМ

 

Я думаю, что не надо тратить время на доказательство того, что наше жилище - первейшее наше расширение, расширение нашего пространства и хорошо, если это осознаваемое расширение.

Сначала опять о словах. Когда-то давно у наших предков слово «дом» довольно прочно соединялось в значениях со словами – домовина (могила, гроб) или домовище – пристанище сколько-нибудь временное, укрытие, где отсиживались. Думаю, для славян и для русских, потомков славян и татар, всегда было и будет важна заложенная в нас кочевность, подвижность, бродяжий дух. Русские дохристианские маги назывались асени или афени. Они были основными создателями и носителями (в прямом смысле) языка, культуры, русской мистики и магии. Для них дом означал  остановку и смерть.

Другое наиболее употребляемое слово – «квартира» изначально обозначало временную дислокацию войск в населённом пункте. Слово милитари-стиля.

Есть забытое слов – хоромы. Оно даже у Даля считается устаревшим. Хотя близко по значению к слову храм. Каждое жилье – хоромы должно было быть местом, куда приходят Боги. Лес который шёл на строительство жилья назывался «хоромный», а рубщики-строители – «хоромщики».

Думаю, это символично, что большинство из нас живёт в квартирах, местах временной дислокации для передышки в военных действиях в социуме и мечтает о доме – пристанище и успокоении. Понятие жилище – стало относиться к чему-то животному, первобытному и дорациональному, а храм и хоромы – нечто эзотеричное и редкое, к чему часто относимся иронично.

Жильё теперь соединяется с политическим фразеологизмом «доступное жильё». Это как скворечник. А если я скажу, что строю себе жильё сама, меня заподозрят в регрессе.

А при этом, это тот самый важный отказ от «мнимой пирамиды Маслоу». Большинство людей уверены, что построить себе жильё – специализированная сложная задача, которую надо решать с помощью денег и специалистов. Это та же история что и с родами, выращиванием детей, лечением...

Создание жилища может быть как всё остальное актом как дорациональным, так и надрациональным. Вопрос осознанности. Думаю, Юнг не избежал укоров от современников (да и позже) в деградации в каменный век. При этом уже знаю, сколько открытий дарует нам реализация собственного расширения своими силами.

Итак, одна из моих мутаций – прохождение пути: квартира-дом-изба-хоромы. При этом главное, понимание и создание жилья – своего местопребывания.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

ЖИЛИЩЕ ср. 1) Помещение для жилья. 2) Место пребывания, обитания животных.

 

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

ХОРОМЫ ж. мн. (храм) жилые деревянные строенья. А хором на том дворе: горница, горенка на мшанике да избушка воротная. Хоромный лес, строевой. Хоромник, хоромщик, хоромный плотник, строитель, рубщик.  

Что такое ЭкоДом или Живой Дом – вообще отдельная исследовательская тема.

   

6) МУСОР И ОТХОДЫ

 

Вот он - простор психоанализа! Деревенский туалет. Которого так боятся. А может это тень психоанализа?

   

Я там часто вспоминаю своего клиента, который во сне всё искал стерильный туалет и наяву тоже вобщем. А я вот начала в прошлом году использовать бактерий-червячков, перерабатывающих продукты нашей жизнедеятельности. Не знаю, поверите ли, но наблюдение за ними вполне конкурирует с хорошим сеансом анализа или медитацией.

Немного к агротехнологиям. Передовые поселенцы вслед за Курдюмовым уверены, что туалет – вещь лишняя и ведро с отходами надо, смешивая с опилками и золой, вносить прямо под грядки. Это заменяет изощренный способ недавно изобретенной длинной цепочки – унитаз с компьютерным анализатором – выдача диагнозов и рекомендаций - составление диет и прием лекарств. Тут просто – вносите в почву, природа анализирует и выдает необходимое.

При этом нынешние деревенские жители уверены, что человеческие отходы – яд. Где же правда? В обоих случаях. Если вы питаетесь убитыми животными, жиром и спиртом, рафинированным сахаром и химией... – ваши отходы яд, и природа вам его приготовит, чтоб не мучились долго.

Становитесь здоровой частью «окружающей» среды – и вы приближаетесь к скотине по полезности своих удобрений. Я себя представляю пока где-то посередине.

Вообще прослеживается на мой взгляд очевидная связь между привычкой спускать неизвестно куда результаты своей жизнедеятельности в разных аспектах или наоборот готовностью видеть их и отвечать за них.

Городские цивилизованные туалеты – символ рафинированности, неестественности жизни и брезгливой оторванности от результативности. Биотуалеты для меня –символ загородного коттеджа – изощренная попытка оказаться где-то посередине.

Кроме того, очевидно, что туалет в городской квартире – место уединения и редкой возможности побыть с собой в неком интимном пространстве. Его часто обживают, снабжают книгами, сигаретами и т.п. Когда у вас появляется возможность посидеть под деревом или у родника в одиночестве, туалет остается место сугубо функциональным и исчезает потребность в его отоплении, освещении и украшении.

Мусор – тоже тема увлекательнейшая. Интересно, как мы себя приучили, что, например, цементная смесь приятней глины с навозом, а отходы производства, красиво упакованные и проданные нам, - лучший утеплитель, чем опилки, картон, ветошь.

Что такое мусор? Это то, что вы приобрели как ненужную приложенную часть к чему-то необходимому. По сути весь наш комфорт – это мусор. Или так: Мусор – тень цивилизованного комфорта.

Огромная индустрия стерильности и рафинированности по сути не имеет ничего общего с чистотой и истинным комфортом.

И ещё – мусор-  это то, чему просто не можешь найти применение или не хочешь, и избавляешься. Городские свалки и догоняющие их деревенские тоже символ человечества, в котором отказались от идеи, что каждый должен разбираться со своим мусором. И многие экопоселенцы, кстати собирают мусор в мешки и вывозят «с глаз долой».

Исследуя мусор, я вдруг нашла своего Бога. Вот что пишет Леонард Орр (отец ребёфинга), много исследовавший индийских Богов и Бессмертных (6):

«Девять тысяч лет назад Властелин Вселенной, Вечный Бог ... решил воплотиться в человеческое тело. Это Он делал не впервые.

Для своей цели он избрал тело мёртвого младенца, выброшенного на городскую свалку. Ребёнок был ещё жив, когда его швырнули туда. Но умер от холода и жажды. Эта жестокая форма убийства младенцев была распространена 9 тысячелетий назад, когда началась деградация человечества.

«Натх» - означает «Господь», а «горак» означает «мусор». Горакнатх – господь Мусора. Вечный Отец воплотился как Горакнатх за 3000лет до появления Адама и Евы (4000г до н.э.)....

Бог взял тело мёртвого младенца с городской свалки, чтобы пробудить от дремоты порочное человечество в тот материалистический период, который по свидетельству Шива-пураны, был самым опасным временем для человеческого существования....

Горакнатх обучил за последние 100 тысяч лет больше бессмертных, чем кто-либо другой, не считая Рамы и Ситы. Господь Мусора спасает человечество от материализма.

В Индии есть традиция: гуру предлагают еду своим ученикам - это называется «прасад», или «святая пища». Горакнатх славился тем, что мёл улицы, мусор и есть его прасад.»

У Горакнатха есть храм в Индии и поклонники, правда никто кроме Орра про мусор не пишет.

   

вот его фото, как видите его видят по разному.

Сведения о нём тоже очень противоречивы. Но одна из версий, что он соединяет йогу и буддизм.

 

7) СТРАХИ

 

Страхов много. Прелесть их в том, что это действительно больше страхи, а не тревоги.

По крайней мере они легко фильтруются.

Как мы знаем, страх запускает действие, тревога – депрессию.

Не возможно у нас жить тревогами, как это в основном делают горожане. Страх голода, который на самом деле суть тревога о снижении зарплаты, здесь реальный страх, с которым быстро разбираешься при помощи муки, воды, и другого, что есть в запасе.

Боишься замерзнуть – пили дрова или собирай хворост. Или как говорит мой сын : «газеты в рукава запихивай» (Это из фильма «Послезавтра»).

Боишься волка – пой или  жги факел. От тревоги теракта или авто-аварии так не избавишься....

           

Про смерть. Спасибо Марине Войновой за идею сделать кладбище.

Мысли про смерть оторваны от других страхов. Смерть близка и реальна, потому как помирают новорожденные щенки, много всякой мелочи весной. Рядом игры звери-охотники.

Ближайшая больница довольно далеко и иногда, конечно, думаешь...

В прошлом году МЧС развешивал объявления и оповещал всех в округе о поисках пропавшего в лесу древнего старичка, страдающего потерей памяти. Дедушку не нашли. Потом дети принесли из школы историю о том, что в лесу нашли его корзинку и венок на дереве. Я честно сказать порадовалась за него, что его не нашли и не заперли в больницу.

Этот случай навел нас на раздумья о том, как от страха мы люди лишились почти всякой свободы – жить где и как хотим, передвигаться, растить детей и особенно умирать.

 

Очень люблю цитировать Поэму-эпос Лопеса Портильо «Пирамида  Кецалкоатля» (8).

Дикое племя  Чичимеков спорит с  Кецалкоатлем несущим им цивилизацию:

«- ...Претит нам тяжкий дух людских огромных стад, насильно согнанных в селенья! Хотим решать свою судьбу мы сами! Хотим быть счастливы, как счастлива стрела. Свободная и вольная. Как ветер! Вот что желаем мы, Кецалкоатль,- не вашу жизнь с её блестящими камнями, с её нарядами из перев... Дай нам свободу!

- Быть не может, чтобы так мыслили все чичимеки!- сказал Кецалкоатль. – здесь у вас есть безопасность, сытость, отдых ночью. Жизнь вашу скрасят и другие блага. А там, у вас, век чичимеков краток, люди гибнут в погоне вечной за зверьём – за вашей пищей, которую раздобывать вам удаётся не всегда. А здесь – богатая земля, дарящая плоды зимой и летом.

- Позволь нам умирать своею смертью! Пусть наша жизнь плоха и коротка, но наша! Пусть наша смерть страшна, но она тоже наша!»

  

8) АГРОТЕХНОЛОГИИ

 

Думаю, могут быть интересны некоторые аспекты сельского хозяйства.

Сейчас в каждой стране есть гуру по новым агротехнологиям, многие с мировым именем. Они предлагают новые методы возделывания почвы и ухода за растениями. В основном эти новые методы   открыты и предложены лет 100 назад, но как водится -  остаются всё еще новыми. В нашей стране это Николай Курдюмов (4). Его основные идеи -  внимание, понимание, открытость, минимум вмешательства, анализ скрытых мотивов, создание общего пространства… Вполне юнгианский подход. Меня весьма увлекла продвигаемая им  идея другого нашего соотечественника Ивана Евгеньевича Овсинского.

  Растения реагируют на нашу «заботу» (руками большие кавычки), как на опасность и плодятся. Лесная яблоня в обычных условиях рожает несколько яблок и растёт себе сама спокойненько, ветвится, уверенная что успеет оставить свой генетический материал.. Яблоня, которую сажают в подготовленную почву, удобряют, опыляют, подрезают, прищипывают, и т.д. «одаривает» «нас  бесчисленным потомством".

  

Меня, конечно, заинтересовала эта идея не только с точки зрения увеличения урожая помидоров и яблок, но и по случаю собственной многодетности. Неужели подумала я  моя жизнь была столь плохой?

Было бы у меня меньше детей, если бы я жила лучше? Возможно и так? Я обратилась за советом к растениям (видимо через них я общаюсь со своим психоаналитиком).

Яблони, именно их агротехнологи любят приводить в пример. Они действительно очень чувствительны, общительны и символичны… Ответ таков. В природе нет плохого или хорошего. Есть > или < естественное, т.е. привычное и созданное природой постепенно. Т.е. почва в диких условиях формируется постепенно и воспринимается легче и естественнее. Резкое вмешательство создаёт стресс, неопределённость, потребность плодиться.. Ага! Значит я живу (жила) в неестественных стрессовых условиях, а неопределённость вообще моя страсть (видимо защита) А что же другие? Люди вокруг меня? Мои соседи, друзья? Ответ – выбор каждого растения. Одни яблони в неестественных условиях дают урожаи, другие выбирают засохнуть. В преддверии конца света одни плодятся, чтобы пройти естественный отбор (очень еврейский выбор), другие не плодятся, чтобы дети не мучились… Недавно по заказу одного издания я писала статью про многодетность.  Многодетные вызывают страх и часто раздражение, вплоть до агрессии. Я это знаю  шкурой и  вот наконец вроде разобралась до конца. Тема многодетности и тема естественного отбора очень близки. Естественный отбор – это борьба за выживание, за выживание генетического материала. И не только физического.

Тут интересно слово борьба. Только люди воспринимают его почти однозначно как борьбу с кем-то. Дарвин же имел ввиду борьбу, как усилия по выживанию. Это активность разных форм жизни, поиск лучших действий и условий для сохранения и развития вида.

Т.о. в своём поселении я могу реализовывать свою борьбу за выживание обустраиваясь, кушая, согреваясь, добывая пищу и навыки… Тогда как в городе я постоянно натыкалась на раздражение типа «нарожали тут», а воздуха не хватает на всех. Часто это раздражение очень далеко подсознательное, м.б. негативный перенос...

 

9) ТРАНСМУТАЦИИ
                                     
Мутация – одна из основных идей нашей автономии.

Недавно я прочитала, что Дарвин до изобретения термина Естественный отбор пользовался термином трансмутация. Одно из открытий Дарвина – «дивергенция» - географическая изоляция.. «То что в других местах происходит в сложном процессе коэволюции в течение миллионов лет, на новозаселённых землях случается намного быстрее.» (16). Дарвин понял это в Андах и на Галапагоссах.

У нас в Милом в этом плане подходящие условия – пригорок и остров одновременно.

Оговорюсь – я не занимаюсь искусственной селекцией. Я лишь наблюдаю за тем как покинувший теплицу или зоопарк пучок семян обретает условия для развития. Мы обсуждаем с детьми, что на Галапагоссах кто-то мутировал в ширококрылых пеликанов, а кто-то в медленных страшных, вымирающих черепах. Однако, у всех у них был шанс.

В отличие от животных мы не просто мутируем под влиянием среды, но ещё применяем немного магии и алхимии.

Маг и алхимик Альфонс Леви в книге «Ритуал трансцендентальной магии» (5) пишет.

«Алхимические трансформации – это всего лишь искусственное развитие естественных начал: мы не делаем золото, но помогаем Природе его делать».

«Жизнь существ – это постоянная трансформация и её формы могут быть определены и обновляемы».

             

10) КАК ВПИСАТЬСЯ В СРЕДУ

 

В учебнике «Окружающий мир» у моего сына есть такая вводная глава: «Человек и природа. Сын или покоритель?» Детям предлагается выбор без выбора. Правильный ответ предполагает, что человеки осознали, что они не покорители, а сыновья. Ну, кому как не нам, юнгианцам, знать, как неоднозначны и зачастую тяжелы отношения с матерями (порой покоритель – лучше). Даже в лучшем случае- сепарация необходима и неизбежна.

Известный фразеологизм «окружающая среда» снова предполагает границы и некоторую агрессивность.

Мне кажется мы – часть.

Может ли клетка нашего тела говорить об «окружающей среде»? или точка в голограмме?

Клеточная теория привела меня к новому восприятию понятия «здравый смысл» как смыслу жизни.

 

Здравый – здоровый. Смысл – по В.Франклу «то, что имелось ввиду»... Очевидно. Видно очами (глазами)...

 

И всё же: как я «вписываюсь в среду»?

Это трудно описуемый процесс. Почти как Юнгианский анализ. 

Хотя как я обнаружила, большинство экопоселенцев и переселенцев  из городов в деревню (мигрантов). Находят  теории, парадигмы и методы. Я могу описывать только опыты. Например, с теми же растениями.

Я почти не покупаю саженцев. В прошлом году добрый сосед дачник отдал нам несколько кустов смородины объяснив , что не успевает о них заботиться. Мы их прикопали и тоже не успеваем заботиться. Но надеюсь, они ещё будут бояться несколько лет. А возможно наше отсутствие ухода тоже будет теперь для них стрессом...

Кабаны. У нас их много в округе. Мы их боимся. Но они страшные сильные и большие. Но есть охотники, которые всё время ездят на них охотиться. Это тоже раздражает. Не хотим, чтобы их убивали и чтобы злили.. Что делать. Жду. Меняюсь сама. Охотники иногда заезжают одолжить стакан или чекушку. Раньше я бы оказала насилие. Я была ярым агрессором ЗОЖ и трезвости. Сейчас я даю и стакан и бутылку. Это выбор охотников – пить. И это большая вероятность, что они, попугав кабанов, ни в кого не попадут. Ну кроме того, от нас много шума и , горластая собака и дети. А там, на краю поселения, где кабаны раскапывают землю, я с удовольствием беру чернозём и камни.

А когда иду через лес тренирую речи на конференцию. Это ещё никого из зверей не привлекало. (даже птицы замолкают).

 

Агро- и Эко- технологии. Агротехнологии. Агро – созвучно агрессии. Агроном семантически напоминает мне «агрессивный гном».

Тонкая грань между агро и эко выглядит для меня как граница страха-тревоги и агрессии. Там где их нет – эко. Конечно, избавиться пока не могу, стараюсь постепенно смещаться.

 

11) ТОТЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

 

На прошлой конференции был чудесный воркшоп о тотемном медведе. Тотемные животные нашей  широты : медведь, волк.. Орёл.  В других широтах м.б. крокодил, лев.. Идея тотемности тут – сила , страх. Тотем казнит или милует (тогда покровительствует). Для обретения силы важно его победить или хотя бы выстоять в схватке. Другой тип тотемов – змеи, или например скарабеи – мистическая инаковость, непонятность, загадочность и близость к смерти. И опять тут страх.

Другой тип – бизон американских индейцев. Тут и сила, но и жизненная важность.

И совсем обиняком - индийские коровы. Кому-нибудь придёт в голову охотиться на корову или бояться её? Ну, уж точно не индийскую.  Она смиренна и щедра, делится с нами всем чем может. И спокойна. Но Она божественна, и потому «скотине следовать в смиренье» так  непостижимо для Фауста следующего за дьяволом.

         Тотем нашего поселения, нашей семьи – Осёл.


То, что она вызывает улыбку – один из признаков тотемности для нас. Она сильная и работящая, но под настроение. Ослы считаются упрямыми (я кстати тоже), так и есть. Но если Вы захотите узнать чуть побольше, то обнаружите, что упрямство – не звериная черта, это перенос.

Ослы просто очень чувствительны и последовательны. Собака чувствует опасность издалека, лошадь испугается там, где вы ничего не видите.

Осёл чует намного дальше и глубже лошади непрочность почвы, опасность на дороге , а то и никчёмность вашей цели, насилие, и не хочет идти. Не забывайте, что Иисус очень доверял ослам с рождения до смерти.

Осёл не агрессивен, но с ним надо договариваться.  А чувствительность – от больших ушей. Эти уши навели меня в прошлом году на мысль о желании пластической операции.

Дело в том, что уши важнейшая эволюционная деталь для профессионального психолога и человека вообще. Они кстати доказывают, что у нас с обезьянами общие предки. 

У всех млекопитающих, от мышей, до лошади уши подвижны, и это не только внимание, но и общение. И только у обезьян и у людей они  застыли прижатыми назад.

Всякий знает, что если собака или лошадь жмёт уши назад – она боится и либо понесёт, либо укусит.

 

Значит, когда вы смотрите на меня я посылаю вам постоянно невербальный сигнал, что хочу либо убежать либо укусить, в крайнем случае убедить. Для меня это провал. 

От операции я пока отказалась, надеюсь мутировать под воздействием общения с тотемом. 

Успокаиваю себя тем, что следующее поколение нашей семьи в большинстве лопоухо и двигать ушами может.

12) РИТМ ЖИЗНИ.

 

Здесь получилось почувствовать, насколько искажен наш годовой ритм. Лето – пора активная. Традиционно деятельная, когда каждый день «год кормит» и потому они длинные. У городского жителя – пора отпусков и расслабления. Активность замирает. И просыпается осенью и зимой. Когда дни становятся короче и биологические ритмы склонны к замедлению. Не знаю как у вас. У меня вечно весной в марте-апреле были депрессии и недомогания. В новом состоянии прочувствовала: активное деятельное лето, осень, как подготовка к зиме. Зима - удивительная смена на деятельность интеллектуальную, общение с близкими и собой, и с богами. Февраль – назывался раньше ледник –всё засыпает, все сидят по избам, дороги заметены чудесное время для одиночества. Потом март. Да, сил мало, но чувствуешь, как они просыпаются. Утром горячее солнце – поглощается как витамины вместе с домашними животными и кустами, а к середине дня поднимаются облака, и ты прячешься в избу к печке «переваривать». В апреле вместе с соком деревьев и прогретой землёй прибавляются силы и желания копаться в земле.

 Кусок из статьи про Дачу:

 Городские жители при выезде на природу (особенно весной, когда как назло работы больше всего) испытывают стресс, сравнимый со стрессом космонавтов, вернувшихся на землю. И мужчинам, организм которых не такой гибкий и адаптивный, тяжелее.

По наблюдениям поселенцев, живущих на земле постоянно, адаптация даже у детей занимает от 2-х дней до 2-х недель. После этого срока люди вписываются в новый ритм, становятся спокойнее и веселее, меньше едят и спят.

У городских жителей невероятно искажены ритмы активности- отдыха. Похоже, что уже и биологические ритмы изменились. Предыдущее поколение, инстинктивно и по необходимости освоившее дачи, ещё не сильно изменило природно-естественным ритмам жизненной активности.

А вот следующее явно мутировало.

В природе у растений и животных в нашей широте ритм довольно определённый, он же хорошо описан в старых славянских календарях. Зима – покой и медитация. Март- апрель – пробуждение, сбор сил, май-сентябрь – самая активная, деятельная пора. Когда едят мало, а работают много. Осень – накопление жирка, запасов, отдых.

Ритм современного городского социума прямо противоположен. Начиная с сентября – подъём активности, которая истощается к маю. И сменяется летним отдыхом. Также кстати неестественно сместился ритм активности в течение суток.  
 

13) Опыт одиночества, автономности.

 

Такая штука как Одиночество (как и многие др понятия) сильно дискредитировано нашим цивилизованным социумом.

Поэтому я говорю об автономности.

Ещё попадался такой вариант: разделение на одиночество и одинокость. Одиночество – это чувство, эмоция, переживание, Одинокость – физическая ситуация, я это называю автономность. Хотя вовсе не одно и то же. Одинокость – предполагает брошеность. Это про Короля Лира. Король лир оказался в одиночестве, Гамлет тоже. Граф Монте-Кристо – в одинокости и одиночестве. И только Робинон Крузо оказался  в автономности одновременно.:)

Одиночество порожденное одинокостью или как-то с ней связанное – грустно и непродуктивно, часто деструктивно. Одиночество, связанное с автономией – мечта актуализации.

Символ Одиночества-одинокости – отдельная квартира для стариков в городе.

Символ одиночества-автономности – Старший Брат «китаец», уединившийся в своей бамбуковой роще с золотыми рыбками у того же Гессе в «Игре в Бисер»,   или перевозчик в «Сидхартхе». Да просто Будда под деревом, Иисус в пустыне...

Только не путайте с коттеджем. Где вода приходит по трубам, газ тоже, дрова для камина привозят из супермаркета. Это суррогат, а не автономность.

Одна из гостивших у нас старых женщин (62г.) засобиралась в Москву на 2-й день: «хоть бы телевизор – а то сижу как дура!»

 Удивительно, насколько я уверенна, что это перед телевизором сидишь как дура.

А тут приходиться думать, быть, чувствовать. Это довольно трудно выдержать без должной привычки и с учётом уже прошедших мутаций.

Когда я ещё была в бизнесе, на меня неизгладимое впечатление произвела одна женщина, пришедшая на собеседование о работе. После того как мы обменялись информацей о взаимных ожиданиях и условиях. Традиционно же обменялись и фразами о том что «надо обдумать». «Сколько Вам нужно времени?» - спросила я. Она ответила: «10 минут». Совсем не как обычно все берут день-два. Реально ведь думаем для принятия решения полчаса максимум. Я искоса наблюдала за ней. Она сидела спокойно рядом на стуле и думала. И мне ведь тоже пришлось! Через10 минут мы договорились. Опыт был для меня просветлением. После этого мне уже легче понять, как раньше старики сидели вечерами перед окошком и думали. Не думаю, что они себя дураками ощущали, и почему-то думаю, на этом во многом держалось мироустройство.

Да Бог с ним с мироустройством. Вспоминаю свою бабушку по папиной линии. 20 лет она была прикована к постели. Это был человек замечательной души. Единственным её занятием было думать о детях и внуках. Очень тяжело от того, что этого не стало. Она не была не Юнгианцем, ни Буддисткой, она даже в Бога толком не верила. Никаких практик, просто любила нас  и думала.  Теперь это принято называть медитацией. Об этом я надеюсь подробнее написать в книге про старость. В деревне особенно остро ощущается её смысл. Необходимость стариков и их отсутствие.

Откуда это должно появиться? Мне очень интересно, как это происходит с моим 15-лтним сыном. У нас сейчас в семье два человека в переходном возрасте – он и я. Это даёт нам возможность в минуты затишья обсуждать схожие трудности.

Основная трудность, это автономность. Мы с ним несколько раз обсуждали. Я говорю: «Коль, меня ломает, не могу! Сейчас в Москве бегала бы по делам, пошла бы к психоаналитику, к подругам, да хоть в магазин...» Коля понимающе: «Поедешь?». - «Нет, удержусь, интересно же...». Сын тоже смотрю - мается. Но у него, кстати, даже лучше получается мучительно думать часами, сидя или бродя по полям.

 

При том, что постоянно появляются материалы о том, как сила мысли уже измеряется и даже работает с компьютерами, при том, что нам Югианцам и нам Буддистам не приходится сомневаться в общем информационном поле, поле сознания... Насколько серьёзно мы занимаемся тем, что думаем?

14) ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЕ

 

Cейчас я прошу прощения за дискомфорт, который могу вызвать. Но не в силах обойти тему трансперсонального. А в этой теме у меня присутствуют клещи и речные пиявки.

У Хорхе Феррера есть чудесная книга «Новый взгляд на трансперсональную психологию», где он точно и справедливо описывает пути, на которых она «слегка» заблудилась. Основное – предательство  своего названия и смысла и уход в эзотерику. Принципиальное здесь в открытости первой и закрытости второй.

 

Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +...» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное – или «более чем персональное» – это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.

По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

 Смысл Транс – персонального – выход из границ (несуществующих, придуманных границ), общий, общечеловеческий космический опыт. При этом практически любой трансперсональщик будет рассказывать Вам об индивидуальных неповторимых и необъяснимых переживаниях. Цепляясь за персональность. Как исключение – мой большой respect Арни Минделу.

Я, как возможно знают коллеги из моих статей, озабочена идеей отсутствия  т.н. «внутреннего мира» и границ. Природа не преминула помочь мне в этом разобраться. Нас много клещей. В отличие от комаров они воспринимаются куда как болезненнее, причём чисто психологически.

Первый клещ привёл меня к воспалению кожи и мозга, это было вторжение!  Спустя 2 года я с удивлением наблюдаю, как клещи шокируют людей. (почти как идея отсутствия границ.) При этом они весьма безобидны, а вопрос кто на чьей территории чисто риторический.

У нас общая «среда», я – их среда. Они всего лишь «вторгаются» в мои физические границы, весьма условные. Сейчас это слегка замечается. А вот приезд несчастливых, психотичных людей, даже если они живут в палатке и ведут себя очень тихо, на сегодня трудно переносим.

Оставим клещей и границы.

Давайте про общий опыт и пространство.

По мере привыкания жить в природе, а точнее отвыкания от неестественности социума, понимаешь, что существуют не синхронии, а асинхронии. Думаю, большинство практикующих йогу или буддийские простирания  имеют опыт того как работают эти практики.  С точки зрения синхроний Вы, делая Простирания, представляете рядом с собой человека, с которым хотите гармонизировать отношения, и он прям сразу звонит вам, сильно изменившись. И т.п. .

Так вот я могу рассказывать вам о других чудесах - случаях асинхроний. Когда думаешь о ком-то или чем-то, а оно тебя не слышит.. Поверьте - бывает и такое. Думаю, Карл-Густав одобрил бы, если бы мы - его последователи - не толклись бы вокруг нормальных синхроний, давно очевидных как шарообразность земли, а занялись бы изучением асинхроний, которых становится всё меньше.

 

Ну и к теме трансперсонального видимо относятся отношения с Богами и мессиями.

Шива определет «гуру» как сознательное «Я» каждого человека. Гуру – наша личная связь с Бескончны Разумом. И я с ним согласна. Однако периодически меня как всякого сектанта посещает потребность в строительстве храма.

В результате медитаций на эту тему я пришла к уверенности в том, что буду строить библиотеку. А присмотревшись к этой идее поняла, что она очень еврейская и мыслям о храме не противоречит.

Пользуясь случаем, приглашаю Вас всех к участию в создании Юнгианской библиотеки у нас в Милом. Радостно и благодарно приму любую помощь.

 

15) Прежде чем перейти к вопросам, если такие будут. Хочу ответить на самый часто задаваемый.

 ТРУДНО ЛИ?

 

Реально трудно. Временами до невыносимости. Трудно физически. И трудно от необычного осознания ограниченности своих возможностей. Ведь это не символический уровень. Мне это помогло почувствовать небывалую связь с детьми временами до зависимости и другой уровень нужности и взаимодействия с детьми опять же и другими совершенно конкретными людьми.

В некоторых моментах приходится переживать опыт, который я называю пифагоровым.

Если вы знаете, Пифагор был ярым приверженцем рациональных чисел и не признавал никакой иррациональности и дисгармонии в математике. По иронии Космоса он описал квадратные числа и гипотенуза самого простого прямоугольного треугольника со стороной в 1 (единицу) была равна кв.корню из 2. Т.е. иррациональна. Пифагор не смог этого признать, и в его школе по преданию сие число было под запретом обсуждения.

В лесу я обнаружила, что мой опыт взаимодействия с реальностью (и во многом опыт детей) основанный на 3-х высших образованиях, бизнесе и цивилизовнной жизни сводится к натуральным или рациональным числам. Т.е. я могу грамотно подобрать и соединить детали разных головоломок. Уверенная, что им уже была произведена контрольная сборка.

При этом погода, растения, даже дорога в Миле абсолютно иррациональны.

Откровением для меня явились телега с упряжью, которые нельзя просто одеть по инструкции. И сборка Юрты. Юрту несмотря на видео и печатную подробную инструкцию, мы собирали около недели в 5 подходов и почти дошли до отчаяния.

  

Накануне удачной сборки меня посетило прозрение, которое я сформулировала так : «это не конструктор Лего». Я вдруг поняла, что то, что делают монголы из подручных материалов  в степи, не собирается как польская палатка или блочный дом. И мы собрали юрту в тот же день, вооружившись пилой, верёвкой, ножницами и т.п., а главное прикладывая усилия по подгонке и натяжке.

Этого опыта у меня почти нет и потому трудно и страшно.

 

 

16) ОТСТУПЛЕНИЕ ПРО ВОСТОК И ВОСХОД

 

У меня осталось немного времени?

Я хочу снова вернуться к теме многоуважаемого Братства Паломников в Страну Востока. Почему Восток. Географическое объяснение направлением на карте весьма условно. Это почти как мои дети иногда говорят: «метро Тёплый стан» это внизу. Как это? Ну на схеме…

Общество древнее и серьёзное, не может так просто всё объясняться. Я попробовала соотнести это с движением нашей планеты.

Движение на Восток- это движение «навстречу солнцу». На самом деле  Это движение по ходу вращения Земли. Так я открыла для себя некий опыт. Я не хочу рассказывать о своих ощущениях, чтобы не портить  их Вам. Просто предлагаю. Это могло бы быть небольшим воркшопом, но Вы можете и сами… Наша планета крутиться очень быстро, со скоростью…. Это очень хорошо видно и также легко ощущается. Утром, когда мы движемся в сторону Солнца, попробуйте пройтись 1-2 км «навстречу» ему, т.е. по ходу движения Земли и также против хода. Это будут одни ощущения и физические, и эмоциональные, и м.б. ментальные, одна пара. На «закате», когда наша часть Земли движется как-бы от Солнца, повторите опыт. Это другая пара ощущений... Когда Солнце в зените, двигаться вообще трудно и не хочется. Но тоже можно пробовать. Хочется обедать.

  

ВОПРОСЫ

youzhe@yandex.ru

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 
  1. Андреев А.«Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии» СПб.: Тропа Троянова.1998)
  2. Гессе Герман. Игра в бисер: роман. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 510с.
  3. Гёте И.В.. Фауст;пер. с нем. Б.Пастернака – М.:АСТ,2006)
  4. Курдюмов Н.И. Мастерство плодородия. – Ростов н/Д: Изд. дом «Валдис», 2006.- 512с.
  5. Леви Альфонс. Ритуал трансцендентальной магии. Парацельс. Ортодоксальная магия. Рефл-бук. Ваклер. 1995
  6. Орр Леонард. Бросьте привычку умирать. Наука о вечной жизни. М.:ООО Изд дом «София», 2005. – 224с.
  7. Паулш Рэнди. Последняя лекция. М.:«Эксмо», 2008 -288с.
  8. Портильо Хосе Лопес. Пирамида Кецалькоатля: Повесть-миф/ пер. с исп. М.И.Былинкиной. – СПб.: Азбука-классика. 2003. – 160с.
  9. Саган Карл. Космос: Эволюция вселенной, жизни и цивилизации. СПб.: Амфора, 2004. -525с.
  10. Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. Пер.с англ. -  М.: Юрист, 1995. – 479с.
  11. Уилбер Кен. «Краткая история всего. Пер.с англ. М.: ООО «Изд-воАСТ» и др., 2006. -476с.
  12. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. – Калуга: Золотая аллея, 2002.
  13. Шарп Дэрил. Кризис среднего возраста. Записки о выживании. М.: «Класс», 2007.
  14. Ж-л «Geo» апрель  2009