«НЕЧТО»

Садов Максим

«НЕЧТО»

 

Максим Садов



Данное исследование – размышление, не связанное с интерпретацией всего лишь одного фильма, а будет затрагивать разные стороны человеческого знания.
Когда-то, в 90-х годах, я посмотрел удивительный фантастический фильм «НЕЧТО» великолепного кинорежиссера Джона Карпентера. С тех пор я, признаться, неоднократно пересматривал этот фильм. Впоследствии мне удалось приобрести и посмотреть полную режиссерскую версию этого фильма. Надо сказать, что сам фильм был, безусловно, революционным для своего времени, да и сейчас по многим параметрам остается на недосягаемой высоте. Режиссерская работа, актеры, сценарий, спецэффекты - все это и многое другое делает этот фильм фильмом на все времена. Но есть в этой кинематографической  работе нечто важное для психологического анализа современного общества. В этом фильме есть многое, что важно для аналитической психологии.  Фильм Джона Карпентера был снят в 1982 году прошлого века, и, по прошествии 29 лет, в 2011 году выходит новая экранизация этого фильма.  Сам Джон Карпентер изначально снимал трилогию  «Нечто»,  «Князь тьмы»,  «В пасти безумия». Согласно концепции Карпентера - все эти фильмы, каждый на свой манер, анализируют и показывают, как разворачивается апокалиптическая картина бытия. Фильм «НЕЧТО» и его концепция в полной исторической совокупности - вот что нас интересует. Именно анализу сущности этого фильма и будет просвещенно это исследование.


1)  «Кто идет?»
Процессе развития кинематографа и с момента написания научно-фантастической повести  «Кто Идет?» Джона Вуда Кэмпбелла младшего в 1938 году были предприняты три попытки экранизации фильма «Нечто». Всего было снято – «Нечто из иного мира» 1951 года, «Нечто» Джона Карпентера 1982 и «Нечто» 2011 года, фильм-приквел к фильму Карпентера.


К своему сожалению, первую экранизацию этой повести я не видел, но читал описание и рецензии, написанные критиками  и любителями кино. В изначальной своей форме пришелец в фильме «Нечто» представлял собой что-то вегетативное, он был  похож на большой овощ, скажем, он представлял собой разумный огурец. Трудно представить, какое психологическое и идеологическое содержание могло подразумевать под собой такое творение. И все же, если мы вспомним фильм «День Триффедов» 1962 года по одноименному роману Джона Уиндема, где в процессе  метеоритного дождя почти все люди ослепли, а растения ожили, и флора в виде Триффедов  стала представлять активную угрозу жизни людей - можно предположить, что нуменозное вторжение чего-то природного, панического и хтонического было не фантастической, а культурной и психологической проблемой того времени.  Вегетативное и ожившее природное, что ранее было просто овощем, теперь стало объектом угрозы и воздаяния за некоторые ошибки человечества.  Древнее существо из первого фильма о Нечто относиться именно к древней формации, просыпающейся древнейшей энергии. Эта целый уровень психического наследия, дремлющий в коллективном бессознательном и прорывающимся в культуру через сознание людей. Нечто, проникающее в отношения и овладевающие ими. Предчувствие и компенсация за попранные права.


Три картины снятые в разное время разными режиссерами представляют собой в некотором смысле лонгитюдный метод, позволяющий заделать анализ культурного и бессознательного наследия человечества.


Угроза со стороны природы и нуменозность флоры - природный панический страх это первые побеги просыпающегося древнего архетипа Отца. В данном случае речь будет идти именно об отцовской компоненте психического материала. Изначально природный и нуменозный отец еще не представляется как отец или даже человек, просто как видимая животворящая и неистребимая сила, наподобие Яхве. Яхве - гневное и не гуманное божество, стремящееся к гуманизации, но только по прошествии многих сотен лет он посылает своего сына и принимает образ любящего человека и отца всех христиан и людей. В данном случае, с кинематографической лентой «Нечто» происходит то же самое, древнее начало только просыпается. Это пробуждение связано с дозреванием глубинных психических и диффузных частях архетипа отца.

 

2) «Нечто»  Джона Карпентера 1982 год.


Что могло повлиять на появление этого сценария в 1982 году, это любопытно, потому что эта экранизация ближе всех по смыслу и происходящим событиям к книге.


В своей работе Лука, Лилит и Современность, как мне кажется, удалось проанализировать и захватить основную сущность многих вопросов, в том числе и связанных с фильмом «Нечто». В той работе Нечто выступало древним генетическим прародителем всей биосферы земли, исходным организмом, первородным, Адамом, отцом, и в некотором смысле началом всего генетического и психического материала жизни на Земле. Его уровень жизненной и духовной силы был и является настолько великим, что его пробуждение и его нуменозность смертельны для человеческого общества и природы в целом.


В своей простоте идея фильма чрезвычайно доходчиво изложена, американские полярники, представленные исключительно мужским товариществом или сообществом, находят непонятную ледяную форму в норвежского полярном лагере. Помимо этого они захватывают непонятные биологические образчики, в которых по сюжету  и дремлет древнее существо, потерпевшее крушение на нашей планете. Замечу, что летающая тарелка - корабль пришельца, вмерзшая в архаичные льды, безусловно, выступает как символ Самости.


Выход пришельца из космического корабля можно рассматривать  как отделение архетипа отца от Самости, или скорее выстраивание иерархической диспозиции коллективного бессознательного. Вопросы сотворения жизни на земле, её зарождения, её существования, её бессмертия и вопросы древнего психического наследия сплетения реальностей природы и психики имеют в данном случае важнейшее значение и приобретают окраску психотического характера и подтверждают статус психойдного уровня. Взаимоотношения архетипов Самости,  Отца и Мудрого Старца являются перспективными направлениями наших исследований.


Зарождение жизни на земле явно происходило на протопсихическом или психотическом уровне, далее передвигалось в сторону стабилизации и невротизации в процессе приобретение культуры и зарождения сознания и развития рефлексии. После невротического уровня можно выделить уровень нейролептический, попыткой которого является радикальное консервативное стремление удержать психику в некоторой общепринятой культурной  конституционной форме, это попытка избегания психозов и неврозов. И последний уровень развития - это трансперсональный уровень, где основной идеей становиться течение духа к цели осознание смысла и целостности психической жизни души.

 

 

Далее в фильме можно увидеть, как сообщество американских полярников, по сценарию являющимся гомогенным, при встрече с древним отцом испытывает шок и пребывает в непрерывной стрессовой ситуации. Прежний лидер, испытывая инфляцию и неся печать недоверия, не способен вести общество за собой, тогда группа находит нового лидера и героя. Именно этот новый лидер и должен пойти сразиться с отцом.


На этом рисунке к кинофильму «Нечто» 1982 года вы можете видеть человека, но его лицо вы не видите. Можно предположить, что это и есть тот самый древний отец. Трансформация психойдного, вегетативного и овощного в светоносное и замороженное, или замораживающее умертвляющее, смертоносное природное и духовное естество.


Отчетливым элементом картины также уместно назвать паранойю, не столько панику, а именно паранойю. Ибо группа полярников, во главе со своим новым предводителем, которого блестяще сыграл Курт Рассел, ищут источник всех их бед, но Отец уже повсюду. Точнее - Нечто уже везде, он живет в каждом из них. Атмосфера наполняется страхом и расщеплением. Попытки тестировать и выявить клетки пришельца увенчиваются успехом, часть команды явно заражена. Дело в том, что даже отдельные части Нечто могут функционировать как полноценные организмы. Именно так они и выявляют пришельца, который заменил их друзей самим собой. Естественно, Нечто пробуждается и пытается принять свою истинную форму, и единственным вариантом избавиться от пришельца - это сжечь его из огнемета, в этом проявляется нелегкая борьба с архетипическим отцом. Два  значимых компонента в фильме высвечиваются по ходу действия всей картины - это холод, лед и пламя, огонь.


Лед, снег, и холод у алхимиков всегда находились в особом внимании, так же, как и огонь. Но про огонь много написано, а вот про лед меньше. Лед и снег - это в алхимическом понимании первовещество, первоматерия. В  начале двадцатого века это приобретет отчетливую форму в концепции одного философа Ганса Гёрбингера. Он опишет теорию льда и огня, все по его идее было создано из этих двух первооснов. Но все же это не то, что нас интересует.


Алхимики считали снег символом альбедо.  Снег связан с белизной, с чистотой или с очищением. Это чистота была связана с духовностью, духом пребывающим в психическом пространстве, чистотой души. Интересна концепция всего фильма, ведь все действие происходит непосредственно на арктическом континенте, там кругом снег, лед и холод. Именно те компоненты, которые непосредственно связаны с духом, первородным и Отцом. Снег и холод в данном случае его среда, одновременно удерживающая и наедающая жизни принимать свою форму в виде флоры и фауны, и одновременно это сфера, где он, дух, пребывает в изначальной чистой форме, и таким образом, он не наносит вреда всему остальному пространству, природе и жизни. Именно такой же цели служит и лед, по мнению Чезаре делла Ривьеры в его книге, вышедшей в 1605 году под названием «Магический мир героев».  По мнению Ривьеры, лед это не просто первоматерия, а это еще и сущность. Он интерпретирует слово ангел как: Angelo = ANtico GELO, т.е."Ангел = Древний Лед".


Надо сказать, что сама вода в своих агрегатных состояниях может пребывать в четырех фазах - в виде жидком, твердом, газообразном и в виде огня – то есть плазмы.  Всё это напоминает возможность Духа Меркурия в одноименной книге Карла Густова Юнга. Описано, что бессознательная психика способна претерпевать самые грандиозные изменения. Отсюда можно сделать вывод, что сам архетип и его части находятся в процессе глубокой заморозки, и эта часть психического мира недоступна, однако снятый фильм говорят сами за себя - лед тает. Из этой метафоры ясно, что древнее естество слишком долго спало, и пришло время ему проснуться. Иными словами, Отец сам до времени заточил себя, и место его пребывания есть развернутая часть психического бытия.

 


Добыча Первовещества алхимиками-шахтерами. Aurora consurgens, нач. XVI. На этом изображении отчетливо видно двух алхимиков, добывающих первородную материю из скальной породы.

 


Добыча Первовещества алхимиками-шахтерами. Aurora consurgens, нач. XVI.

А вот на этом изображении создается впечатление, что они добывают первоматерию из льда. Любопытно и то, что в первый раз мне попалось именно монохромное изображения этой процедуры.
И так, битва группы полярников под предводительством героя с древним пришельцем окончилась вничью.  Все полярники погибли, а Нечто продолжает дремать во льдах.
Видимо, важным фактором того времени была очередная волна феминизации общества, все больше и больше женщин приобретали независимость. В коллективном бессознательном происходили очередные, возможно, не благоприятные изменения. Вследствие этого появилась компенсаторная реакция. Из недр бессознательного почувствовалось дыхание Праотца.

На этом рекламном постере к фильму «Нечто» Джона Карпентера пришельца предстают как Титана.  Мускульность этой фигуры говорит сама за себя.

 

Как мы уже говорили, лед, как оболочка отделяет мир архетипов от мира людей. Тут я хочу привести наглядный и весьма уместный пример. Если, скажем, ранней зимой вы пойдете на реку, и, взяв в руки палку, стоя на берегу, начнете пытаться продолбить лед, то услышите веселый хруст, и льдина с треском начнет отламываться. Позднее в прорубе вы увидите течение воды. Таким же образом в бессознательном протекают процессы, скрытые от нас. Лед - это эффект, появляющийся от психологического и духовного процесса снижения температуры. Если психотерапевтический анализ отвечает за повышение температуры Великого Деланья, то снижение температуры или попросту охлаждение, будет приводить к появлению льда. Но также лед будет являться и защитным механизмом психики в случае наличии травмы или стрессовых воздействий. Холод - это подобие механизма психологической защиты, известный нам как сопротивление. Лед может быть признаком перехода, точно также как молния Отца богов Зевса свидетельствует о высшем уровне трансгрессии энергии жизненных сил бессознательного. Одновременно с этим, вспоминая о стадии алхимического деланья Альбедо, начинаешь понимать выражение «раскалившись добела».

Karena Karras  "The Bath"  современная картина, художник Карен Каррас «Баня» 2007 год.


На этом алхимическом манускрипте вы видите женскую фигуру, находящуюся в печи Антенор, или резервуаре с лавой, или кипящей кровью. Снизу её подогревает огонь, рядом находиться собака, которая следит за процессом. В этой аллегории мне улавливается ссылка на миф о Леде и Лебеде, только тут лебедь – Юпитер и Леда представляют одно андрогинное начало. Иными словами - это психика, а собака рядом это фамильяр. Карл Юнг иногда сопоставлял подобные фигуры с интеллектом алхимика, хотя, возможно, эта фигура свидетельствует о присутствии аналитика. В осмыслении этого рисунка с точки зрения философии Ж. Делёза, данная картина представляет собой складку, ибо подобное наблюдает за подобным. Этот сюжет манускрипта относиться ко второй стадии алхимического деланья Альбедо и, как вы видите на рисунке,  за окном начинается рассвет.

 


А вот аналогичная алхимическая работа, из книги  Splendor Solis принадлежащей руке Соломона Трисмозина. Алхимическая баня и процесс Альбедо.


Процесс сопротивления, преодоления этого сопротивления, и дальнейшее движение в сторону терапии и анализа будут высвобождать ото льда все больше территории психического пространства. Лед и пламя - это два одновременно действующих фактора, оба они связаны с общей гармонично развивающейся процедурой Великого Деланья.


В связи с этим интересно было бы поразмышлять на экологические проблемы нашей среды обитания. Ведь процессы оледенения и потепления плавно сменяли друг друга на планете Земля. Возможно, иммунная система планеты и бактерии, живущие во льдах, и вызывающие их таянье ускорения хода глобального потепления - всё это звенья одного целого алхимического потока трансформации и созревания человечества.


3)  «Нечто» 2011 год.

В новой картине Нечто  рассказывается о том, как норвежская экспедиция впервые нашла и изъяла форму с замороженным пришельцем. И сюжет развивается приблизительно по тем же накатанным калиям, как и в фильме Карпентера. Но при этом есть характерные изменения.


Во-первых, на борту есть женщина, врач, и, вдобавок,  по сюжету она становиться лидером. А это все меняет. Во-вторых, если в первом варианте Карпентера пришелец - Нечто был более выраженного фаллического, проникающего и мускульного образца, то в этой картине все меняется. Теперь пришелец явно не столько стремиться к инвазии, сколько к поглощению, хотя набор фаллических и фиминных органов репродукции на лицо. Теперь пришелец уже явно не Отец, это скорее андрогинное существо, то есть андроген. Если эпитетами Отца были государство, закон и порядок, то в данном случае уместно сказать о Матери  и её власти - ритуала смены Космоса на Хаосмос по Делёзу. Появление ризоматичного пространства, ризома, и это грибница, или женская пряжа, которая переплелась и уже невозможно найти концов. Нет ничего плохого в том, что женщины  приходят и занимают новые области и в социальных и политических сферах, дело в другом - на сцену в мести с ними, выходит совершенно другая фигура, речь о которой и пойдет далее.

 

Говоря обо всем этом, я понял, что необходимо вспомнить Роберто Ассаджиоли - итальянского психиатра и создателя психосинтеза. Как нам всем хорошо известно, работа и творчество Карла Густова Юнга достаточно в сильной мере повлияли на его творчество. Мой интерес сейчас занимает  та часть его теории, которую он разработал касательно топологии и топографии подсознания и бессознательного.

 

В его представлении он определил многообразные слои бессознательного. И каждый из этих слоев можно соотнести с определенными понятиями, выражающимися в символических образах, определяющих, к какой конкретно части относиться та или иная структура психики. Таким образом, можно выделить эти символы и построить некоторую таблицу.

 


Символ или бессознательный образ

Топографический уровень психики

Сады, холмы, поля и реки

Подсознанье, индивидуальное бессознательное

Леса, горы, пещеры и подвалы

Индивидуальное бессознательное и родовое бессознательное пороговые области перехода в коллективное бессознательное.

Канализация, подземелья и  катакомбы. Недра земли.

Глубинное индивидуальное, родовое бессознательное и коллективное бессознательное

Олимп и вершины гор

Области трансперсонального, и сверхсознанья

Вместе с этим можно представить еще одну схему,  которая будет как бы накладываться поверх  уже имеющейся. Если представите себе, что с каждым из уровней бессознательного будет соответствовать определенная психологическая травма или энергия психики, то можно построить следующую таблицу.


Картографическая область бессознательного

Травма, энергия или концепт психики

Поля и реки, дома и подвалы.

Глина, грязь и хлам и т.п.

Подземелья, катакомбы и канализация

Кости, нечистоты, фекальные массы.

Вулканы и недра земли

Магма и лава

Страна снов, Полая Земля

Металлы, золото и разные изысканные драгоценные камни

Ядро Полой Земли

Дух Меркурий

 

Данные таблицы и теоретические конструкции, полученные мной в результате сопоставительного анализа, позволят заглянуть в более глубокие и отдаленные области психики. 


Одновременно с теорией изложенной выше, фильм «Нечто» имеет связь и с другой весьма важной концепцией, я должен вспомнить еще одну очень занимательную деталь относящеюся к работам Жиля Делёза.


Жиль Делёз в своей совместной работе с Феликсом Гваттари  «Капитализм и шизофрения - тысяча плато» упоминалось номадологическое мышление, присущее, как он считал, кочевникам, и их Машине Войны. Для нас же важным будет оценить и интерпретировать этот вариант мышления как ртутное. Поскольку государство кочевников строится по принципу Машины Войны, разлитой как ртуть и непрерывно находящийся в движении, специфический образ организации подсознания, побочным эффектом которого отражается на сознательной деятельности рассудка, является необычный подход в сфере интеллектуальных способностей. Номадологический интеллект становиться интеллектом ртутным или меркурианским. Этот меркурианский интеллект, по моему мнению, присущ  людям, находящимся  в непрерывном психическом и духовном движении и индивидуации. Столкновение с чем-то новым, неизведанным, преодоление пути как духовно-психического пространства, способствует формированию специфических качеств, определяющихся как стержень личности, в конечном счете, непрерывно развивающуюся в новые по качеству формы созидательной и смысловой сущности. Своеобразная стратегия впитывания духовного опыта партнера, конкурента, без возможной ассимиляции культурного ядра,  оппозиция оседлости и одновременные ноты почвенничества и непрерывного разогрева пассионарности приводит к двум формам развития социальных явлений, в которых присуще данное мышление. Таких форм две – кочевники, народы типа эвенков, дальнобойщики, байкеры, путешественники, ко второй форме будут отнесены летчики испытатели и летчики ВВС, почтовая и грузовая авиация, жители севера, космонавты и  полярники.

 

Все выше рассмотренные мной компоненты, относящиеся к психики, образу мысли и деятельности человека имеют непосредственное отношение к архетипическому образу, появившемуся в новом фильме «Нечто». Андрогинный Меркурий, самая парадоксальная  и загадочная фигура - именно ему была посвящена книга Карла Густова Юнга  «Дух Меркурий».

Алхимическая ртуть - одна из универсальных, и одновременно уникальных первооснов мироздания, по мнению алхимиков находящая выражение в древнегреческом и древнеримском боге Меркурии (Гермесе), являющимся квинтэссенцией сакрального духа, называемом алхимиками отцом металлов и проявляющимся в виде жидкого металла ртути. В очередной раз подходит время, или скорее пора, когда ртутная субстанция прорывается в наш мир через произведения искусства, это может служить сигналом новой вспышки проявления этой глубинной сущности через человеческие отношения.

 

Это существо-пришелец в процессе фильма демонстрирует все черты и образы, присущие Духу Меркурию. 

Финалом фильма становиться поединок главной героини с пришельцем. Интересной деталью этого является проявления самого пришельца в его, по всей видимости, архаичной форме – в той форме, в которой человек способен его хоть как-то воспринять. Хотя, по существу, это форма чудовища или химеры, а сам поединок происходит в утробе его космического корабля.

По всей видимости, поединок главной героини и существа, охарактеризованного и идентифицированного нами как Меркурий, внутри космического корабля, покоящегося в толще многовековых льдов, говорит о срытых процессах трансформации Самости. Её победа над пришельцем всего лишь видимость, после борьбы и победы над ним она наследует его генетический материал, фактически становясь тем, с кем боролась, хотя это и не предохранит её от возможной смерти во льдах. Борьба архетипических образов героя и его хтонического противника должна расцениваться как взаимопроникающая сила, которая объединяет их в одно.

 

Все в этом новом фильме напоминает о работе алхимика. Даже общий вид пришельца – Нечто - именуемый нами Дух Меркурий, имеет много общего чисто внешне с Драконом Меркурием из работы одно замечательного алхимика Джованни Баттиста Назари.

 

Именно поэтому я считаю необходимым проанализировать графическое изображение Духа Меркурия. И попытаться уловить суть его летучего естества. Когда же вы сами сможете посмотреть фильм «Нечто 2011»,  то убедитесь сами, даже о чисто внешней схожести этих двух образчиков.


Дракон – Меркурий из работы: Три мечты о трансмутации металлов. Джованни Баттиста Назари  1564 год.

 

Перед вами изображение Дракона Меркурия - это хтоническое существо, являющееся химерной комбинацией всевозможных живых и вымышленных созданий, это Отец Хаос и Отец Хаоса. Одновременно это летучий Меркурий и Сатурн, он стар и юн, все мыслимые и немыслимые противоположности сходятся и истекают из него, он первичная материя алхимиков, арканная субстанция. Это то самое, что извлекают алхимики в начале работы из глубин породы и бессознательного. Он чрезвычайно подвижен, его ноги, тело и голова снабжены крыльями. Его хвост сплетает и держит две головы, растущие из спины в то время, как третья голова держит хвост, и тем самым, он становиться Уроборосом. Три головы этого психотического образа, растущие из отростков, обозначают три элемента Луну – Соль, Солнце – Серу, Ртуть – Меркурий. Дракон - Меркурий в себе самом, это темная, еще не гуманизированная Самость. Так же это душа души и дух духа. Это неведомая нам сущность психики человека, это его Самость, универсальная общая, для всех людей по принципу индивидуации, но уникальная - своя для каждого индивида.

В этом смысле, понимая выше сказанное, работа аналитика и просто движение человека по пути индивидуации, приобретает особое значение и окраску, ведь отношения, сознательное построение общения с Духом Меркурием выводит человека на новый уровень. В данном случае путь человека становиться путем Оракула. Дух Меркурий - это Разум Бессознательного и естественное вхождение этого древнего начала природы в жизнь человека всегда благословление.