Иоахим Флорский и Три Эона

Садов Максим

Иоахим Флорский и Три Эона


Максим Садов


В данном  кратком исследовании я рассмотрел принципиальные вопросы прошлого настоящего и будущего. Возможно, область исследования и глубина  будут варьироваться от одного участка  текста к другому, однако, целью является выявить сущность происходящего и возможные последствия. Приступая к исследованию в данной области, я пытался открыть, сделать понятным  и собрать в одно целое имеющиеся знания. Меня всегда увлекала концепция Иоахима Флорского - итальянского мистика, философа, теолога, монаха цистерцианца средневековой Италии, жившего в 1132 – 1202 годах  XV века [1].

 

ioahim1
Иоахим Флорский. С гравюры XV века.


На протяжении всего времени от момента ознакомления с теорией Иоахима Флорского она беспокоила меня и волновала.  Частично, к этой же концепции и её создателю, был направлен взгляд Карла Юнга в его известной работе “Эон” [2]. Мое знакомство с теорией Иоахима Флорского произошло гораздо раньше, чем с работой Карла Юнга “Эон”. Однако в момент работы над моим нынешнем исследованием, я снова вернулся к “Эону”.


И прежде чем перейти к основной сути данного исследования, направленного на изучение возможности преодоления кризиса современного мира, нам необходимо понять, чем является ЭОН.


Эон в древней Греции был богом времени, иногда вечности. Он означал отрезок, длительность времени, его персонификацию и, что любопытно, отождествлялся с половым членом Кроноса, Хроноса или Сатурна [3]. В древнеримской мифологии Эон носил имя богини Этернитас. В древнеиранской религии, Эон имел имя Зурван. А вот в гностической философии Эоны были духовными сущностями, заполнявшими собой расстояния между миром и его творцом. По верованиям гностиков истинный, неназванный творец, отец и был первым принципом, от которого эманировали эоны, и, в процессе дальнейшего деления, претерпевали деградацию.


Иными словами эон это и время, и сущность, и пространство, и дух, и ангел, и гений, и декан, и демон, и даймон, так же высшая или низшая, в смысле, материальная субстанция. Но само определение эона не является окончательной формой, это и субстанция, и процесс, и тот, кто его запускает. В некотором смысле эон это парадигма,  к примеру, научная парадигма мира. Научная парадигма как совокупность фундаментальных установок, ставших научными представлениями, имеющими свои системы, в которых представлены своей терминологией. Парадигма представлена и разделяется большинством, к примеру, большинством научного сообщества.


Сам Карл Юнг внимательно изучал исторические пласты жизни человечества, да и сама индивидуация человека может быть представлена в эонах или эоне. Да и в современной геологии  - эон делится на хронологические периоды, эры. Планета Земля как объект философии сама является Эоном. Также важно знать что Эон это андроген, мужчина и женщина, первый человек Адам или Адам Кадмон. Эон это древнегреческий бог воздуха Аэр, который может быть сопоставим с древнегреческим богом и первородным творящим началом Эфиром.


Интересный факт. Известный оккультист Алистер Кроули в своей оккультной философии разделил всю духовно-мистическую эволюцию человечества на три периода - Эон Исиды, Эон Осириса, Эон Гора. По его мнению, процессы Великой Октябрьской революции ознаменовали переход человечества в эон Гора [4].


Теперь пришло время вернуться к теории Иоахима Флорского. Сам Иоахим Флорский, занимающийся попытками интерпретировать откровение Св. Иоана Богослова и синхронизацией Ветхозаветных и Новозаветных писаний,  разделил человеческую историю на три периода:

Эон Отца – от Авраама до Иоанна Крестителя которого также называют Иоанн Предтеч.
Эон Сына – от воплощения Сына Божьего Иисуса Христа до 1260 года.
Эон Святого Духа – по мнению Иоахима Флорского начнется с 1260 года. Наступит третий заключительный эон, связанный с господством монашества и переходом всех властных полномочий от царей и высшего духовенства в руки монахов. Этот эон знаменателен приходом третьего Завета [5].

 

ioahim2
Три эона Отца, Сына и Святого Духа. В представлениях Иоахима Флорского.


Учение Иоахима Флорского  подразумевало,  что с переходом в каждый новый эон происходит постепенное одухотворение отношений человека и всего человечества в целом - новое отношение человека к Богу и людям в целом.
Впоследствии, ряд мистических и религиозных течений примет эту концепцию, но вся эта философская система  будет признана ересью рядом церковных соборов.
Важной деталью религиозно-философской концепции Иоахима Флорского является то, что мы видим как Иоахим Флорский строит свою собственную религиозно-мистическую, философскую, социологическую, политологическую и психологическую концепцию.

Концепция описывает определенные взаимоотношения человека к Богу и Бога к человеку. Вся эта система строится на особом роде взаимодействии, а именно отношениях, в которых с каждым новым эоном божественное присутствие все больше и больше наполняет человеческое существование, и приводит жизнь человечества на земле в царство Духа Святого.  Немаловажным элементом данной теории является передача власти обычному монашествующему духовенству, что, безусловно, претило политически развитой системе феодализма и основной идее организации церкви традиционного общества. Также надо сказать, что концепция Иохима Флорского несет в себе зерно социализма, если так можно сказать - духовного, мистического коммунизма.

 

ioahim3
Схема Иоахима Флорского показывающая связь трех божественных эонов.


Любопытной исторической особенностью является то, что после Иоахима Флорского за эту же теорию берется Дольчино, который, опираясь на неё, превращает учение о трех Эонах в программу мятежа и некоторую попытку социальной революции [6]. Сам Дольчино был вождем крестьянского восстания в северной части западной Италии в 1304 - 1307 годах. Дольчино был выходцем из секты братьев апостоликов. Позже его течение приобретет его имя - его последователи будут называть себя дольченитами.  Ответом на все старания апостольских братьев (дольченитов и прочих сект преобразователей, ратовавших за насильственное истребление класса угнетателей к коим принадлежала вся феодальная система) будет крестовый поход, который положит конец повстанцам и их учителю, но не самой социально-политической идее дольченитов.


По пришествию времени Крестьянские Войны снова возобновятся. Я имею в виду народное восстание в центральной Европе, прежде всего, на территории Священной Римской империи в 1524 -1526 годах
.

ioahim4
Схема Иоахима Флорского показывающая связь трех божественных эонов.


Согласно этой схеме мы должны сделать еще одно теоретическое отступление в сторону теологии. Как вы знаете, сама церковь Христова в процессе истории претерпела преобразования, разделившие её на Западную – Католическую церковь  и  Восточную – Православную церковь. Исходя из этого положения, необходимо внести некоторую ясность в суть теологических различий. Сам Иоахим Флорский был приверженцем католической церкви, в результате чего в его теории нашло отражение филиокве (лат. filioque — «и от сына») понятие или схема представления,  в соответствии с которой Святой Дух отходил не только от Бога Отца, но и Бога Сына. Тогда как в православной богословской системе, Бог Святой Дух отходит только от Бога Отца, но и через Бога Сына. От Бога Сына он может отходить только временно [7].


И для меня как носителя Православия данное отступление весьма важно.


Таким образом, католическая формула учения о Святой Троице не будет приниматься во внимание. Хотя надо сказать, по моему мнению, сама концепция и схема Иоахима Флорского несет в себе очень много от манифестационизма, гностических, катарских и прочих идейных течений, появившихся в результате зарождения христианства и являющихся реакцией на него.


Теперь, имея более четкое представление о теории Иоахима Флорского, мы сделаем трансформацию данной философской системы, и перенесём её в объективную реальность нашего времени. Актуальность и необходимость данной операции необходима по причине обнаружения новых путей выхода из кризиса современных цивилизаций.


Возможно, конец истории, о котором говорит Френсис Фукуяма, лишь частный случай общего конца цивилизаций, выражающегося в кризисе идей, проявляющегося по всем направлениям конца экономики, конца философии, конца политики, конца психологии и т.п [8].  Современное направление, именуемое концепцией современного естествознания, обнаруживает в ходе истории сперва дифференциацию множества наук из одной общей -именуемой философия. А уже теперь, в современное время, слияние разного рода направлений, характерным примером интеграций биологии и химии, медицины и физики - все это своего рода попытка синтеза научного знания, который должен заполнить нарциссическое пространство, пустоту нашего существования.
Кризис современных цивилизаций образован из множества динамический влияний и преобразований, подобных вратам времени, апокалипсиса, хаоса и смерти открывающимся навстречу потоку жизни. Современность становиться отрезком времени, где ежесекундно и перманентно может развернуться Великая Гностическая Мистерия, которая увлекает, выталкивает личность человека за пределы человеческого начала.


Когда врата Великих Мистерий открыты, можно особо отчетливо ощутить дыхание Эона. Апокалипсис  - раскрытие или сдергивание покровов обнаруживает всю полноту или неполноценность состояния психической или человеческой жизни.
“Эон” - книга Карла Густова Юнга, в которой он высказывал свои тревоги и надежды о будущем. Он вооружил нас некоторым знанием, а именно отношением, дабы пройти через алхимический процесс творения бытия. Современность подобна Большому адронному коллайдеру, где мой дух, ускоряясь, претерпевает разогрев до космических температур горения, дабы встретить на пути все также хорошо известную трансцендентную функцию, преобразующую и обновляющую, дабы предстать пред лицом Ветхого днями, и подобно ветхозаветному пророку Даниилу получить книгу откровения жизни.


Сама сущность трех эонов описанных Иоахимом Флорским легко и очень удобно укладывается и описывает изменение влияния, и приложение воли, идей, парадигм, архетипов, смены глубинных установок по отношению к кризису цивилизаций.
 


Три божественных эона Иоахима Флорского.

Эон Отца

Эон Сына

Эон Святого Духа

Три начала Карла Юнга

Логос

Эрос

Гнозис

Три этапа превращения духа по Ф. Ницше.

Верблюд

Лев

Ребенок

Три эона Алистера  Кроули.

Эон Исиды

Эон Осириса

Эон Гора

Три исторические парадигмы.

Премодерн

Модерн

Постмодерн

Три типа общества и производства.

Аграрное, традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Три
гносеологические формы.

Религия

Философия

Постфилософия


На данной таблице вы видите соотношение эонов и исторических парадигм а также основные идеи заключающихся в них.
Если посмотреть на таблицу становится  четко видно, как  Эону Отца соответствует  парадигма премодерна - общество имеет традиционный уклад, ход которого определяемый религией и хорошо изучен, понятен [9]. Эон Отца - это эон ветхозаветного Бога, такого как Иегова или Яхве. Ответ Иову,  одна из любопытных работ Карла Юнга, раскрывает сущность взаимоотношений ветхозаветного Бога и человека, рассказывает нам, а также четко описывает идею присутствия Яхве [10]. Яхве это Бог грозный, Бог творения, Бог Завета, где все отношения определяются заветом как четким договором, при нарушении которого яростная сила Бога живого несет воздаяние.  Практически весь Ветхий Завет является свидетельством  присутствия личности Бога Отца, несущего закон и самим являющимся законом, это отец дающий закон и его исполняющий, а также следящий за исполнением закона. Одновременно с этим, Алистер Кроули утверждает что практически одновременно с этим Эоном Отца, там же, присутствует Эон Исиды, то есть матери. В свою очередь эон матери связан с властью не закона, а ритуала.


Эон Отца - тесно связан с таким понятием как Логос. Надо сказать, что в философии и психологии глубин Карла Густова Юнга сам Логос является первородным мужским началом, определяющим образ мысли и принцип жизни мужчины, а значит и патриархального общества. Логос творит мир и философию, он рождает науку и, анализируя всё и вся, в некотором смысле умерщвляет бесконечный хаос и превращает его в общепринятую форму - иерархию Космоса. Космос - это пространство Логоса, Отца - Империя или государство. Одновременно с этим Эон Изиды - это пространство хаоса, а именно Хаосмоса по Жилю Желёзу [11].  Хаос связан с машиной войны, формой существования кочевников. Таким образом, отчетливо видно, что на переднем плане стоит Бог Отец и вообще Отец, а Мать как Ужасная Мать, или возможно Всеблагая Мать, стоит где-то в тени. Но именно между ними и происходит некоторая тайная кооперация,  война, выяснение отношений. Сюда же необходимо добавить, что с эоном Отца не все так просто, и он хранит тот самый первородный женский принцип Эрос.


Эону Сына -  соответствует общество модерна, индустриальное общество и расцвет науки. Религия с её традиционным укладом сменяется философией. Но это философия - не та философия древнего мира, которая восполняла целостность бытия, и была прообразом всех наук. Теперь философия - это орудие борьбы модерна с премодерном. Логос - основной принцип на котором строится наука в модерне, главенствует, но что интересно, именно на этом принципе и на этом начале, выстраивается вся теория классического психоанализа. В то время как аналитическая психология зиждется на принципе Эроса. Эрос это начало животворное, женское. Эон Сына и Новый Завет – Евангелие, утверждает новую связь человека с Богом. Вместо общества, в котором превалировал Ветхий Завет, завет  как жесткий закон, появляется Иисус Христос - гуманный Бог. Очеловеченный, гуманизированный Бог, даёт человечеству свод правил - Заповеди Христовы. Заповеди - как гуманная форма сотрудничества человека и Бога Сына,  конечное предшествует становлению парадигмы модерна.


В оккультной мировоззренческой системе Алистера Кроули это место отводиться Эону Осириса. Осирис - это бог смерти и возрождения. Что любопытно, само общество Золотой Зари разработало целую концепцию отождествления Иисуса Христа с древнеегипетским богом Осирисом [12]. По легенде, Осирис принимает смерть от своего брата бога зла Сета. И, будучи расчлененным на множество кусков, заново собирается супругой Исидой, после чего оживает или воскресает. При этом его фаллос остается у Изиды, и она зачинает сына Гора. В этом случае фаллос как Эрос, мужской эрос или вообще эрос, попадает или переходит в управление  женщины. Вообще, надо сказать, что и в Эоне Отца и Эоне Сына происходит постоянная смена Логос на Эрос, будто бы в математической дроби Эроса и Логоса постоянно происходит смена местами числителя и знаменателя. Логос с его основными характеристиками, такими как мышление, категоризация, различение сменяется Эросом, где основными критериями являются чувства, отношения, рост и трансформация [13]. Хотя последняя характеристика трансформации или принятое в алхимии понятие трансмутации, больше всего характерно для последнего Эона Духа.
 

ioahim5
Символ Святой Троицы из манускрипта 13 века.


Во множестве специализированной литературе можно встретить примеры того, как выглядит символ Святой Троицы. Возможно, именно по этому принципу объединены Эоны. В таком случае, их изображение проявляет автохтонные образы мандалы или Самости.


Можно предположить, что сами границы Эонов не имеют четкой фиксации для человеческого понимания, однако детектором смены эонов могут выступать парадигмальные сдвиги. Но не каждый парадигмальный сдвиг является подтверждением смены эона. Сама ткань эонического времени, безусловно, имеет начало и конец - Эсхнатон. Эсхатон (от греческого ἔσχατον — «конечный», «последний») именно от этого слова происходит наука о конце времени и мира - эсхатология. Так вот, эсхатон - это внутренняя граница четко определяющая конституцию, определяющая конец мира и эона. В некотором смысле сам эсхатон и есть последний эон.  Так  уж получилось, что Вечное Море или Древнее море,  а именно море политики, явилось более эффективным пространством, констатирующем смену парадигм. После утверждения Френсисом Фукуямой того, что либерализм победил все другие предшествующие ему формы политической организации, такие как фашизм и коммунизм, либерализм перестал существовать сам - это стало концом истории. Модерн иссяк, и на смену ему пришел Постмодерн. Но тут же надо заметить, что именно из великого моря и выйдет антихрист.


Эон Духа – это и Эон Гора в соответствии с концепцией А. Кроули, эон Гора - это эон божественного ребенка.  Здесь уместно вспомнить Фридриха Ницше с его теорией трансформации человеческого духа.  Дух становится верблюдом, затем верблюд становится львом, лев становится ребенком.  В своей книге “Ницше”  Жиль Делёз интерпретирует эти формы периодизации индивида, и раскрывает взгляд философа на сущность становления личности в творчестве Ф.Ницше [14].  Верблюд – существо несущее бремя образования, культуры, морали, бремя двойных стандартов. Вьючное животное существующее в рамках  установленных ценностей.


Это происходит в человеческой пустыне, где верблюд, как правило сбрасывает с себя бремя обязательств и обрушивается на них с критикой, разбивает прежние системы ценностей, крушит идолы и кумиры. Лев, если применять эту типологическую единицу к человечеству, это рефлексия, и возможно, кризис среднего возраста, критический порог середины жизни. Тут происходит трансформация, когда лев становится ребенком. Ребенок начинает игру с новыми начинаниями, он творец новых ценностей и новых принципов. В этом концепция Ф. Ницше находит точки пересечения с творчеством А. Кроули, у которого Эон Гора - это эон божественного ребенка, побеждающего зло.  Ребенок, который должен перепрыгнуть через бездну. Инициация человека в новое человеческое существо, в котором человек поистине обретает подлинное человеческое, если конечно не сорвется в бездну.  Ребенок - это стадия, где скрытые силы природы подвластны человеку, это та стадия, где скрыты силы духа. Она тоже становится доступна для личности.  Таким образом, получается, что Эону Св. Духа досталось постиндустриальное общество и парадигма постмодерна. Эон Духа, в таком случае, становится местом, где в обществе вертикаль власти меняется на горизонталь новых отношений, церковь и философия заменены на постфилософию, виртуальное превалирует над всем и всеми, и каждый становится  себе сам если не священником, то психотерапевтом, в чем обретает равновесие. Этого можно достичь только через обретение целостности, выстраивая внутреннюю психологическую методологию, стилистику образа жизни, что что у Карла Юнга называется Индивидуацией. Эон Духа для аналитической психологии - это место и время, где индивидуация каждого члена общества должна стать неотъемлемой частью существования человечества. Это утопическая идея сама собой вытекает из системы координат от Альфы до Омеги. Ведь Омега - это тот самый момент, где второе пришествие Бога Живого неотъемлемо связанно с началом Царства Духа Святого. Одновременно с этим, становление Царствия Небесного в умах людей, исходя из писаний Апокалипсиса Иоанна Богослова, будет сопровождаться борьбой воинства Христова и воинских сил Антихриста. Об этом тоже можно прочесть у Карла Юнга в его работе «ЭОН».


Солнце и черное солнце алхимии. Бог и его антипод - это тот самый момент, который связан с прыжком через Великую Бездну. Прыжок в неё или над ней, а возможно через неё. На такой формулировке и постановке вопроса настаивают все традиционалисты. Великая гностическая мистерия - вот что страшит всех, ибо все и всё начинают предчувствовать, что в ней человечество обретает погибель или жизнь вечную. Не исключение и третье начало, установленное Карлом Юнгом,  представленное трансцендентной функцией, и высшая форма развития которого выражается в Гнозисе [15].


Гнозис говорит об установлении новой формы общества, когда индивидуация – процесс создания личной методологии духа, сакральной психологической культуры и стиля жизни. Начало двадцать первого века - это манифестация всевозможных форм и методов психотерапии, потребность в этом обнаруживаться по многим причинам. Однако одной из концептуальных и принципиальных задач и проблем - находиться в страхе из-за невозможности общаться с Богом Живым, страх человека пред лицом Бога Живого. Страх человека пред лицом Бога, живущего в самом человеке, в душе каждого из людей. Именно поэтому и именно потому, что Эон Духа вошел в свои права в двадцать первом веке, аналитическая психология получит беспрецедентные возможности, имея всю необходимую научную базу, и может сохранить человека для самого человека. Аналитическая психология благодаря трудам её создателя Карла Юнга начисто изжила в себе самой идею кризиса как такового. Именно это дает возможность сейчас вносить вклад в сотворение мира во всем мире. И я думаю это должно дать нам уверенность в себе, мы выживем в любом кризисе и любом Эоне. Единственное что мы должны не забывать делать это продолжать работать с людьми всех уровней достатка, всех возрастов, всех рас, всех конфессий и политических ориентаций.


Третье Откровение, относящееся к эону Духа, о котором говорил Иоахим Флорский - это новая система отношений, когда Гнозис становится доступным все большему числу людей и изменяет структуру общества в целом. Основные характеристики Гнозиса, как начала, говорит о таких концептуальных единицах как отношение, трансформация и апокатастазис (греч. άποκατάστασις — возвращение в прежнее состояние, восстановление. Это концепция очень хорошо развита у Оригена теолога III века,. н.э) – что подразумевает  под собой полное восстановление целостности. Итак, Логос и Эрос объединенные через Гнозис, дают нечто новое, четвертое, всем нам хорошо известную четверицу.  Сущность Гнозиса  в том, что он появляется только после того, как проявятся два предыдущих начала, которые присутствуют изначально.  Гнозис возвращает всё в первородное состояние, делает материю первичную снова целостной с хаосом или Хаосмосом, либо выводит совершенно на новый уровень психологической жизни. Гнозис обладает возможностью как бы отматывать ход духовного вектора в изначальный эон, в этом отличие гнозиса от эроса. Гнозис это змей офитов - Святой Дух воплотившийся в змее райского сада. Он проникает в отношения людей и изменяет их смысл, он исцеляет отношения смыслом, наполняя их собой. Осознание отношений - вот путь, ведущий к исцелению психики  и  целостности Самости.

 



Список  литературы:

1) Неретина С.С. – редактор. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: В 2 т. Т. 1. СПб.: РХГИ, 2001г.
2) Юнг. К.Г. «ЭОН» Издательство: АСТ, АСТ Москва, Мидгард. 2009г.
3) Грейв. Р. Мифы Древней Греции Издательство: У-Фактория.2007г.
4) Кроули. А. Магия в теории и на практике. Издательство: Ганга 2010г.
5) Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1959г.
6) Сказкин С. Д. Исторические условия восстания Дольчино. Издание М.: АН СССР, 1955г.
7) Флоровский. Г. Восточные отцы церкви. Издательство: АСТ 2003г.
8) Факуяма. Ф. Конец истории и последний человек. Издательство: АСТ, АСТ Москва, Полиграфиздат 2010г.
9) Дугин. А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории человечества. Издательство: евразийское движение 2009г.
10) Юнг. К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. Издательство: Канон+РООИ "Реабилитация" 2006 г.
11) Делёз. Ж., Гваттари .Ф  Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. Издательство: У-Фактория, Астрель 2010г.
12) Перфильева. О. Магические пантеоны: Божества западных традиций. Издательство: Фаир-Пресс 2002г.
13) Хендерсона.Д. психологический анализ культурных установок. Издательство Добросает. 2007г. Приложение., Лев Хегай – Глубинная психология: на краю сцены.
14 ) Делёз. Ж. Ницше. Издательство: Machina 2010г.
15 ) Юнг. К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления Издательство: Харвест 2003г.

 

Максим Садов