Интерпретация фильма Начало (Inception) (фильм,2010)

Садов Максим

Интерпретация фильма Начало (Inception) (фильм, 2010)


Максим Садов

I
В основе фильма «Начало» Кристофера  Нолана, как мне кажется, лежит человеческая драма.


После повторного просмотра моему взору предстала  картина  проблемой которой ставятся человеческие взаимоотношения.  Хотя она и заявлена как фантастический боевик, это все же драма. Драма человеческих отношений.


По ходу сценария разворачивается сюжет, где некоторый супер-вор и специалист психотехник призван некоторым дельцом совершить некоторую аферу с разумом другого дельца. Обычно этот супер-вор совершает кражи, но необычные. Некоторая психологическая методика разработанная в глубинах оборонной программы не была востребована в вооруженных силах и теперь служит промышленному шпионажу. Она позволяет красть важные идеи, являющиеся коммерческими тайнами мировых корпораций, а происходят эти кражи непосредственно из разума глав этих корпораций. Кражи совершаются во сне и через сон. И прежде чем отравиться на очередную важную и опасную миссию, этот супер-вор собирает команду необходимых ему специалистов. Однако эта миссия отличается от всех предыдущих тем, что им нужно не украсть определенную идею, а наоборот, поместить её внутрь подсознания, да так глубоко, чтобы разум жертвы не заподозрил подвоха и не мог проследить источник возникновения этой коварной идеи – которая в последствии, по словам заказчика этого преступления, должна развалить бизнес жертвы.


И вот вы спросите - где же здесь в этом выше изложенном, хотя и в краткой версии сценария драма, где здесь тема, которая могла заинтересовать юнгианского психолога. И я вам отвечу. Это имеет непосредственное отношение к анализу, к взаимоотношениям клиента и психолога.


И так попробуем проанализировать и восстановить всю картину анамнеза целиком.


Заказчик преступления влиятельный человек, имеющий свое крупное и преуспевающее дело, но вот проблема - если он не сумеет устранить идею мирового господства из головы того, кто является жертвой, его предприятие будет поглощено или скорее всего обанкрочено. Он лишиться возможности вести свой собственный бизнес. Что интересно, сам заказчик этого преступления будет следить за проведением операции непосредственно сам, таким образом он становиться туристом в сознании и бессознательном своего оппонента.


Перед тем как произвести всю эту аферу, а точнее операцию по ликвидации противника, заказчик  и супер вор тщательно готовятся. Заказчик покупает место проведения аферы, место преступления, вор настаивал на простом самолете, турист, то есть заказчик, решился и купил всю авиакомпанию целиком.  Таким образом, внедрения необходимой квазиидеи будет происходить в процессе перелета с одного континента на другой. В данном случае самолет это тот самый теменос или, возможно, благая - надежная матка, в которой и будет происходить вся процедура анализа. Естественно, как вы уже догадались, афера, операция, кража или внедрение является тем словом которое прячет под собой то самое хорошо нам известное понятие психоанализа, а именно аналитическую процедуру. Следовательно турист - это человек, являющийся психоаналитиком, аналитическим психологом, юнгианским аналитиком, истинная задача которого облегчить душевные страдание, а мишенью – жертвой безусловно будет клиент. Надо сказать что жертва, а точнее мишень, он же клиент, был в детстве отвергнут отцом, главой корпорации которую он унаследовал. В силу большой интеллектуальной и эмоциональной загруженности, пока отец ковал капитал и состояние, ему не было дела до сына, а мать мишени – клиента умерла довольно рано и тоже не смогла дать необходимое количество тепла и заботы. По причине этих и многих других эмоциональных проблем межличностных отношений перед нами предстаёт клиент, человек наделенный глубокой нарциссической травмой эго. Таким образом клиент мало кому доверяет, хотя есть в его окружении человек облеченный каплей доверия - его крестный отец Питер Браунинг, но и он как-то отстранен, в представлении клиента процесс анализа будет нечем иным как аферой. В дельнейшем, картина раскроет мощь сопротивления терапевтической процедуре представленной в фильме виде групп спецназа и боевиков.  Что раскрывает нам фильм один сеанс или целую цепь аналитических сессий, конечно же долгую совместную работу.


Имя туриста нам неизвестно, но все по фильму все зовут его Сайто.  Что еще нам известно о нем, то что он японец, предпочитает или даже тяготеет к аскетичной японской культуре и его внутренний мир всегда представлен в виде величественного японского замка. В процессе выполнения задания, анализа, по ходу того, как сценарий разворачивается, мы видим как в процессе перестрелки Сайто оказывается ранен, непонятно какая пуля ранила его, такое впечатление, что рана открывается сама по себе. В данном случае мы имеем дело с раненым целителем, его рана открывается в том месте, где у людей находится сердце.  По всей видимости, Сайто тоже одинок, и его травма скрывает страшную правду о смерти его жены, которая умирает в процессе анализа. По всей видимости Сайто некогда нарушил этическое правило и занимался психотерапевтической работой со своей женой сам, не передовая её другому аналитику, и это - скелет в шкафу. И он еще даст о себе знать. Однако, Сайто достаточно крепкий и зрелый мужчина, кем он был раньше? По-видимому, архитектором. Его ведущей функцией согласно типологии Юнга  являются  - Чувство.


Нанятый им супер-вор – Извлекатель – Доминик Кобб тоже бывший архитектор и его жена тоже по всей видимости была архитектор, их ведущими функциями были Чувства. Извлекателю по наследству от жены достается Тотем – предмет определяющий реальность происходящего. Тотем в виде маленького оловянного волчка. Таким образом, Доминик Кобб будет частью эго Сайто, а мертвая жена Кобба на самом деле мертвая жена Сайто. Жену Кобба зовут Мол - после смерти по фильму она стала Тенью и живет в лимбе, в виде призрака, и её задача - мешать Коббу в его деятельности. Мол - это теневой аспект Анимы. По фильму Мир Снов – мир Коллективного  бессознательного тесно связан с лимбом. Лимб, Подсознание, Мир Снов и мир Полой Земли, Ядро Памяти тесно переплетены между с собой, и с Самостью.  Важное примечание, У Кобба дела идут достаточно хорошо, и отношения он выстраивает достаточно эффективно, у него хорошие теплые взаимоотношения с отцом жены, который преподает в Париже. Майлс, то есть тесть, присматривает за детьми Кобба. Дети - это то, к чему постоянно стремиться Кобб, границы между ними стали закрыты после смерти жены. Дети, как выражение жизненных первородных сил коллективного бессознательного, одновременно и часть психического бытия Сайто. Доминик Кобб - это часть эго Сайто и одновременно его ведущая функция чувство – где мышление происходит на уровне эквивалента эстетического. Однако Кобб после смерти жены не доверяет своему ведущему каналу и поэтому совершает паломничество в Париж, где Майлс и показывает ему Ариадну.  Дело  тут не только в недоверии по отношению к функции, важной особенностью является то, что одна функция не может выразить всю полноту индивидуации, также как и не может дать возможность объективного восприятия травмы клиента. В данном случае важным является рост и взаимодействие с другими частями психики, развитие других подчиненных функция.


Ариадна - это Архитектор, её наставник - тесть Кобба. Она выпускница архитектурного колледжа. Она молодая и нестандартно мыслящая девушка. Её задача создавать уровни сна, быть проводником в лабиринтах сна. Она сама строит эти лабиринты, отели, замки и даже целые города и все это происходит во сне. Поэтому она архитектор снов и одновременно проводник. Ариадна безусловно Анима. Один из членов группы Кобба,  а именно Артур, рекомендует ей сделать свой Тотем. Ариадна делает Шахматного Слона из латуни. Её ведущей функцией является мышление. Ариадна достаточно чуткая  и моментально замечает проблему - травму Кобба и начинает бить во все колокола, настаивая на том, чтобы Кобб занялся решением этой проблемы.


Артур это Инженер, боевик, человек решающий проблемы по ходу и действию сна.  Его Тотем шулерская игральная кость - у неё смещен центр тяжести и только он знает её вес и особенности, он физически крепок и хорошо владеет собой. Чувство координации, осознание положения предметов и себя в пространстве, мышление на уровне образа внутри себя самого -  это, видимо, дает нам понимание о том, что его ведущей функцией является ощущение. Он - теневой аспект Кобба. Он - осознаваемая и интегрируемая тень Кобба. А еще у Артура и Ариадны во время фильма  проскакивает некая искра, Артур неровно дышит к Ариадне.


Также в группе Кобба есть и профессиональный обманщик -  это Имс-  имитатор.  Имитатор - это безусловная персона. Его функция - принимать разные обличия и выполнять разные социальные роли. Во время сна задача Имса перевоплощаться в других людей и манипулировать объектом. Имс профессиональный вор и безупречный актер, очень пластичен и оригинален. Его Тотем - это фишка, по образу которых люди пользуются в казино. Надо полагать, он как актер, и тот человек, который выполняет социальный заказ на роли, может ассоциироваться с персоной, но правда и игральная фишка тоже говорит о том, что в нем есть многое от Трикстера. Основной его ведущей функцией будет интуиция. Зная то, что было, он может сказать, что будет, он охватывает ситуацию целиком его конек охватить сущность и уловить смысл происходящего на символическом уровне. Мышление на уровне общего целого.


И, наконец, последний член компании или группы Кобба - это Юсуф. Это человек, помогающий попасть в мир снов Коббу и его команде. Юсуф химик и создатель снотворных препаратов. Его особенность в том, что он, видимо второй тип интуиции. Специфика его деятельности, мышления и практики -  действовать как бы наугад. Учитывая то, что дело касается снотворного говорит о многом. Юсуфу свойственно мышление на уровне общей цели. Юсуф необходим именно при работе с этим клиентом, указывает на возможную необходимость или же скорей склонность к злоупотреблению фармацевтическими препаратами. Этот персонаж логично было бы соотнести с персоной. Что может говорить о том, что персона либо расщеплена, либо имеет функционального заменяемый элемент психического.



II

Должен отметить что данному фильму свойственна многомерность интерпретации, так что в данной картине можно помимо предложенного мной варианта интерпретации  увидеть и проблему диссоциации личности, проблему множественной личности и даже угрозу могущественных архетипов совершающих инвазию в человеческое и общественное сознание. Сам автор картины подмечает его схожесть с такими произведениями кинематографа как Матрица братьев Вачёвски и Темный Город Алекса

 

Пройас. Что касается фильмов Матрица и Темный Город, значимую идею там занимает проблема виртуального пространства и нереальности объективного мира, в котором существуют персонажи картин.

 

В фильме Начало присутствует и  алхимический уровень восприятия. Если присмотреться, то можно сопоставить или провести параллели от каждого персонажа с первородными стихиями древних.

 

Таким образом тотем Ариадны - шахматный слон будет выражать логику и стихию огня. В то время как Коббу с тотемом в виде оловянного волчка, чьей ведущей функцией чувство достанется стихия воды. Артуру с его тотемом игральной костью соответствует стихии земля и ведущее чувство ощущение. Имс с его игральной фишкой из казино соответствует стихия воздуха и интуиция.

 

 

На данном рисунке художник достаточно удачно изобразил соединение всех компонентов принадлежащих персонажам фильма Начало. Все так называемые тотемы объединены в один общий универсальный Тотем.

 

В данном случае все стихии и элементы психического соединяются в одной общей композиции сродни кресту или мандоле. На рисунке хорошо видны игральная фишки, кость, шахматный слон и волчок. Конечно же, вы спросите, откуда взялись крылья. Крылья это компонент, доставшейся тотему от самого Сайто. Крылья раскрывают и будут выражением силы всех четырех стихий в виде пятой стихи древних – Эфире, пятом элементе или квинтэссенции. Его символ - крылья выражают то, что он квинтэссенция и осуществляет собой концепт целостности психики.



III

Теперь уделим внимания самому процессу терапии, который в фильме представлен как путешествие в сон, как я уже говорил ранее. Идея внедрения скрывает под собой процедуру анализа, в данном случае она представлена в виде четырех компонентов, вписывающихся в алхимическую концепцию четырех стадий Великого Деланья.

Думаю, эти четыре этапа для Фишера, который всего лишь клиент, но и на него они оказывают максимальный терапевтический эффект, всё это происходит на фоне Великого Деланья Сайто. В данном случае интересно то, что аналитик получает исцеление после того, как достигнуто улучшение в мировоззрении и исцелении сферы отношений Фишера.

Схема путешествия в мир снов, мир мертвых, мир бессознательного и Лимб проходит через реальный мир, представленный самолетом Сайто. Далее по схеме все действие проникает через сон Юсуфа, Артура а затем Имса, после они попадают в сон Кобба.

В ходе множественных алхимических этапов, переходов и трансформаций от нигредо, альбедо, цитринитас и рубедо в процессе терапии свой вклад. Вносит каждая функция и область психики аналитика для оказания психотерапевтического эффекта исцеления клиента.

Жена Кобба захватывает Фишера в заложники. Видимо, здесь речь идет о материнском комплексе аналитика. Однако Кобб  нейтрализует угрозу исходящую от Мол.  И все же этим Мол умудряется посредством своего негативного воздействия отправить Кобба еще глубже в мир снов непосредственно в Лимб. С женой Кобба приходиться разбираться Ариадне, после того как Ариадна выстреливает и убивает Мол, по всей видимости происходит ассимиляция теневой стороны Анимы  - Мол теряет свою власть над ними.

Центральным моментом исцеления клиента оказывается именно тот момент, когда Кобб умудряется вернуть Фишера в прошлое и помогает восстановить в памяти ситуацию травматических событий и позитивного опыта отношений с отцом. Фишер заново переживает и оплакивает значимые моменты, он находит подтверждение тому, что отец всё же любил его, хотя у него и не было времени при жизни сказать это четко и ясно.  Вся жизнь отца и он сам были направлены для того, чтобы его сын Роберт Фишер был счастлив, и главное то, что отец всегда помнил о нем, и подтверждением тому служит детская игрушка Роберта, хранящаяся в сейфе его отца, Мориса Фишера.

 

И, в заключение этого, Кобб спускается за Сайто еще глубже в Лимб. В то время как все персонажи начинают постепенно просыпаться в реальность, Кобб и Сайто встречаются в некотором сакральном центре. Центр представлен в виде японского замка, сам Сайто становиться там старцем. Это как бы тот же Сайто, только старый, нам известно что старец - это есть Сенекс, который напрямую связан с архетипом мудрого старца. Он духовный учитель, думаю что в данном случае этот архетипический образ имеет отношение не только к архетипу мудрого старца но и самой Самости, духовной сущности аналитика, встреча с которой исцеляет и возвращает в мир живых.

 


 

Максим Садов