Дзэн и архетипическая психология

Садов Максим/ Ардат Бей

ДЗЕН и АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Гностицизм, как явление, был обусловлен тем, что он выражал реакцию философской античной мысли на зарождающееся и агрессивное христианство. Дзен же явился реакцией китайской а, вследствие исторической перспективы, и японской мысли на зародившееся и набирающее полноту движение буддизма.

Однако суть проблематики заключается в следующем: если Дзен существует и поныне, то гностицизм претерпел свое поражение в отсутствии ярко выраженной формы  сторонников. Также необходимо упомянуть казнь катаров, альбигойцев и прочих. Для  справки: на тот исторический момент было всего две крупные банковские системы – катары и тамплиеры, –  именно это и коррумпированность государственного аппарата средневековой Европы.

В чем же причина такого положения?  Ответ прост: гностицизм не имел в себе, в отличие от Дзен, такого мощного методологического и аналитического аппарата, обращенного не только к субъекту,  но и на самого себя. Иными словами, движение гностицизма  в философской мысли было направленно в одну сторону с некоторыми оговорками: разъяснение бытия, в то время как  Дзен разъясняет не только бытие –  его отсутствие – место субъекта во вселенной, но, и главное, оно разъясняет само себя. Дзен движется в двух направлениях: в сторону субъекта и себя самого, как если бы это была водопроводная труба, по которой вода двигалась и снаружи, в то время как одновременно с этим она имела еще одно течение внутри себя.

Мне очень нравится определение пустоты, предложенное Славой Жижеком в фильме – «Жижек 2005 года».

В нем Жижек в самом начале  излагает  следующее: «Ничего нет. Вселенная пуста. Точней даже сказать Пустота и есть Вселенная. Вещи появляются и исчезают, нельзя сказать с уверенной достоверностью, что что-то есть, а чего-то нет».

 

Он сравнивает это с квантовой физикой. Он говорит, что в квантовой физике есть идея о том, что вселенная – это пустое место, это пустота, но эта пустота положительно заряженна. Отдельные вещи, явления и состояния появляются тогда, когда баланс пустоты нарушен. Спонтанность и творение есть результат того, что что-то пошло неправильно.  Он сравнивает даже само творение с космической катастрофой, нарушением баланса, если угодно, недостатком компенсации. Всё существует по недоразумению  далее можно продолжить и сказать недоразумению пустоты и с её же помощью и придет к разрешению. Там же он сравнивает любовь со злом. Потому что именно желание и наслаждение возможно именно эти переменные скрываются за любовью и приводят к разрушению мира и гармонии. Это ведь известные слова Будды Шакьямуни: «Твои желания порождают страдания, не имей желаний, и ты не будешь страдать».

Далее надо утвердить.

Дзен – это отсутствие субъекта и его Сатори, это субъект и пустота. Сатори и пустота. Сатори – это центральная точка Дзен. Сатори – это позиция, при которой сам субъект и есть пустота и поскольку вселенная сама является пустотой, то субъект-пустота – это та пустота, которая нападает на большую вселенскую пустоту и растворяется в ней при нападении. Дзен – это практика мастерской атаки пустоты на пустоту. 

Это шаг самурая в пустоту. Миямото Мусаси в книге пяти колец говорит следующее: «"Книга Пустоты ". Под " пустотой " я понимаю то, что не имеет начала и конца. Постижение этого  принципа означает его непостижимость. Путь Стратегии это Путь Природы. Когда ты почувствуешь силу природы, ощущая ритм каждой ситуации, ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно. Вот - Путь Пустоты. Я  намерен  показать, как следовать ему, согласуясь с природой». 

Там же раскрывается идея «смерти как пустоты», и каждый шаг самурая связан с шагом в пустоту.  Путь самурая и дзен мастера схожи – это аналогия в множественности квантового восприятия данного нам Душой.

 

В  одном из интервью с Теренсом Маккена и Рам Дассом, «Беседа Теренса Маккены и Рам Дасса 1992год», Рам Дасс рассказывает следящую притчу Дзен:

 «Генерал и мастер-дзен»

"– Во время гражданской войны в феодальной Японии армия завоевателя быстро захватила некий город и храм. Из города перед приходом завоевателей бежали все жители, кроме одного мастера-дзен.

 Этот единственный оставшийся человек вызвал любопытство генерала, и тот пришел в храм посмотреть на монаха. Увидев, что дзен-мастер перед ним не пресмыкается, генерал, привыкший к такому обращению, пришел в ярость.

 "Глупец", ‒ закричал генерал, хватаясь за меч,  ‒ "разве ты не знаешь, что стоишь перед человеком, который может тебя убить, не моргнув глазом?!".

Однако, не смотря на явную угрозу, дзен-мастер сохранял спокойствие.

"А ты разве не знаешь", ‒ спокойно ответил мастер,  ‒ "что стоишь перед человеком, который может взять твой меч и убить себя, не моргнув глазом?".

Это поведение мастера-дзен было направленно, прежде всего на то, чтобы вызвать изменение работы сознания генерала армии завоевателей, и тем самым высвободить его ум, сердце и душу для Сатори. Мораль же этой истории такова: «Если на пути к истине у тебя встанет сам Будда – убей его».  Иными словами, это метафора говорит нам, что временами надо убивать Будду, Юнга или самого себя, чтобы достичь необходимой цели.  А именно постижение истины.

Дзен  это победа, дзен это истинная свобода. В Дзен нет таких понятий как разум, сердце или Душа, хотя все эти понятия и присутствуют в нём, но речь всегда идет о свободе. Главное – это субъект, как область пустоты. Познание, овладение, вбирание  пустоты пустотой рождает Сатори, как бы это парадоксально не звучало – именно это является движущей силой Дзен, и одновременно не является ей. Ибо Дзен есть не множественное, а единое. Но единое это множество. Дзен – это этика единого, ставшая эстетикой множественного. Также надо сказать, что Дзен и есть абсолютная любовь и сострадание, и страдание по утерянной полноте бытия. И эта полнота достигается  в Сатори.

Далее я приведу выдержку из книги «Пяти Колец –  Миямото Мусаси»

«Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить  прочие  боевые  искусства,  ни  на  йоту  не отклоняясь   от   истинного   Пути.   С  установившимся  духом, накапливай  опыт  день  за  днем,   час   за   часом.   Полируй обоюдоострые  сердце  и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей  степени, когда  последние  тени  заблуждений  исчезнут,  тебе  откроется истинная  Пустота.

Пока  ты  не осознаешь истинный Путь - в буддизме или в здравом рассуждении,  -  ты  можешь  полагать,  что  все  вещи правильны  и  находятся  в  гармонии. Однако если взглянешь на вещи объективно, с точки зрения законов мироздания, ты увидишь различные  течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Постарайся впитать этот дух, с прямотой в качестве основания и  истиной  в качестве  Пути. Применяй Стратегию широко, корректно и открыто.

Тогда ты начнешь думать о вещах в широкой перспективе и,  приняв  Пустоту  как Путь, увидишь Путь как Пустоту».

Иными словами, здесь сказано ровно все то, что было уже изложенное, и нужно понять, что Мусаси разработал методику «пяти шагов вхождения в пустоту», как поочередность Сатори и растворения в последнем большом Сатори. Очень сдержанная, красивая и чрезвычайно поэтичная методология духовного роста.

 

 Это определенно САТОРИ.

Именно так и можно распознать Сатори. Сатори похоже на то, как если бы вдруг вы вспомнили, куда дели свои инвестиции. Сатори – это инвестиции пустоты в вас. Сатори – это не один и ни два. Это ноль в ноль.

 

Непрерывная медитация и есть Дзен. (Пора реабилитировать доброе имя Ошо)

За все время изучение медитации и обращения к разным источникам мне удалось выявить несколько типов этой практики, – которую называют или принято называть медитации.

  1. Медитация – как метод и практика индуизма, буддизма и дзен-буддизма,
  2. Медитация – как то, что мы понимаем под активным воображением,
  3. Медитация – как практика близкая к холотропному дыханию, а именно динамическая медитация (которую мы встречаем у Станислава Грофа, и это было, насколько я понимаю, в некоторой степени заимствовано у ОШО).
  4. Медитация – как форма существования.

Именно Жак Лакан провозгласил безумие одной из форм существования точно такой же формой, как и норма. ОШО, вслед за Дзен, предлагает нам такой формой существования сделать Медитацию.

Непрерывная медитация – Джеймс Хиллман говорит, что нам надо сделать такой формой анимацию взамен индивидуации, обращенной лишь к одному из архетипов, активное воображение непрерывное оживление души. В данном случае Медитация как форма существования будет созвучна с Имагинацией, о чем собственно и говорил Анри Корбен в своей книге «Световой Человек в Иранском суфизме». Иными словами, вхождение в особое душевное состояние и пребывание, укоренение в нем дает возможность не только свободно развивать  и использовать активное воображение  в терапии и познании, но оно же способно продвинуть нас на пути к Источнику Иного.

Непрерывная медитация – это Дзен. Почему именно Дзен?

Дзен у Пустоты нет границ, нет конца и края, она полицентрична и полетеистична, она подразумевает единое и множественное. Однако я бы не стал полностью сопоставлять психологизированное понимание Дзен или понимание Дзен как идеологизированой, теоретизированной, теологической или какой-либо иной парадигмы. В Японии Дзен Самодостаточно, оно несет в себе свою собственную ценность, и прежде чем стать Матером Дзен надо получить достаточно высокий уровень образования, а уж затем, забыв все это, стать на путь Дзен. Именно об этом в своих книгах говорит Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, именно от Судзуки Карл Густав Юнг узнал о ДЗЕН.

Дзен – это в некотором смысле то, как если бы вы смотрели фильм, но перед этим пропустили пять минут.

Особенность нашего исследования заключается в следующем: а именно в том, как разные ученые и разные исследователи подходили к пониманию тех или иных аспектов Души и Дзен. Ранее я говорил о Теренсе Маккене и Рам Дассе и я снова хочу вернуться к ним. После мы продолжим разговор о Лакане и Джеймсе Хиллмане.

Такие люди как Маккена и Рам Дасс, титаны душевного экспиринса  и изучения измененных состояний сознания, не нуждаются в представлении или какой-то ни было реабилитации. Однако именно психоделическая психология в сущности своей смогла ответить на эти важные вопросы, экспериментально ответить и проанализировать себя изнутри. Надо сказать, что вся четвертая сила психологии, трансперсональная психология, коя должна была дать ответ на принципиальные вопросы человечества и вывести науку психологию из кризиса затухающего модерна и набирающего силу постмодерна, так вот она, трансперсональная психология, никогда не была монолитна. Она всегда состояла из психоделической психологии, где всегда огромное место уделялось психологии измененных, Маккена, Джон Лилли, Тимоти Лири Рам Дасс, и др., состояний сознания и вообще измененных состояний Сознания. И той её части, которую можно было бы отнести к тому крылу, что всегда относилось к психологии духовного роста как к акмеологии, к обычным практикам, на подобие того, что предлагает сомнительная техника Рейки, разнообразные учителя медитации, да и метод семейных расстановок по методу Хеллингера, и прорастания, и, словно мировое древо согласно, практикам Милтона Эриксона, и даже практики гештальт-терапии, измененных состояний могут быть отнесены сюда, но прежде всего такие люди, известные как Кен Уилбер и Арнольд Миндел. Уилберт и Миндел в большей степени подобны Роберту Ассоджиоли. Они, с одной стороны, занимались систематизацией и методологией, а, с другой, постоянно говорили не столько об ином, сколько о росте духа и гармонизации пространства души, но никогда не предваряли постановки вопроса, окончательного вопроса выхода в Иное – пространства Даймонов.

Что интересно, надо утвердить вслед за всеми ними, – что мы никогда не претендовали на абсолютное знание и идеологию абсолютного знания. Но важен момент, что именно то крыло, что является психоделической психологией, поставило вопрос о состоянии сознания, как о постоянной измененной  практике. Именно они сумели найти в себе силы не только анализировать психоактивные вещества, но и себя как субъекта, свою методологию, отказавшись от вынесения каких-либо оценок и оттенков, и сосредоточившись на решение движения в двухстороннем режиме, словно Дзен.

И именно у Джона Каненгема Лилли встречается, как у Теренса Маккена, шкала  или система распознавания постоянных измененных состояний, которые в обычном понимании принято называть измененными состояниями сознания. И именно эти люди смогли сравнить и провести параллели, и сопоставить  методологии психоделического опыта и того же самого опыта, достигаемого без приема веществ. 

Так вот очень важно понять, что Сатори и Дзен – это то самое состояние, которое достигается вне рамок веществ, религии и какой-то ни было идеологии.

Иные состояния сознания, такие как пребывания человека в непрерывной медитации, - это равнозначно опыту общения с Даймономи посредством Активного Воображения.

Но вопрос всегда будет стоять, так как то, что одно мы используем для постижения истины, а другое для исцеления. Но обе они бесценны. Эти техники, эти состояния дарующие исцеление и понимание, проникновение в Иное.

Говоря об  Ином важно еще понимать, что Сатори – это то, что нельзя передать, также как нельзя передать Дзен. Это свое собственное, и Иное оно еще и потому возможно, что вообще не является состоянием измененного сознания.

           

 

  1. Японская статуэтка Догу из глины, эпоха Дземон (I тысячелетие до н. э.)

 

  1. Статуя буддийского священника Houshi (宝誌和尚像) в Saiou-дзи (西往寺) в Киото, Япония., статуя эпохи Хэйан (794 ~ 1192год.)

 

Догу неолита и железного века наследие психоделического опыта первых японцев, ведь и в Синто долго – возможно и поныне - сохранялись обряды с применением каннабиса. Опираясь на факты, полученные в изысканиях Терансом Маккеной, и припоминая современные исследования южноамериканских индейцев Шипибо-конибо, становится ясным вся колоссальная сакральная мощь психоделического искусства.

На смену опытам с разумом, намного раньше в Период Хэйан, пришла рефлексия Дзен. Именно тогда обнаруживается синтез и проявляется накопившейся опыт и не менее психоделическое в искусстве духовного созерцания.

Медитация и есть Дзен, непрерывная Медитация. Зияющая Бездна Сакрального прорывается и вы придумываете себе реинкарнацию – это ретроактивная выписка из более сознательного в анамнез. Вы, возможно, удовлетворены, или же идете дальше, отметая шелуху иллюзий, и постигаете Сатори, видя истинное обличие Пустоты. Обретая Сознание Будды.

 

Кто есть Мастер Дзен? Он ни ум, ни опыт, ни душа, ни сердце, но точно лишь одно: он тот, кто пребывает в Дзен. Это как отношения, секс с женщиной: он либо есть, либо его нет.

Размышляя и возвращаясь к Лакану, я вспоминаю, что он говорил о том, что психоанализ, а именно, то чем занимается Лакан – похоже на Дзен. Дзен и Сатори нельзя передать от учителя к ученику, точно также как нельзя передать понимание здоровья от аналитика к клиенту. Сатори и исцеление должны прорасти из глубин водной глади души, словно белый лотос, озаренный серебряным светом луны. Жак Лакан в своих семинарах, говоря о тревоге, в главе «Веки Будды» говорит о Будде, как о Большом Другом. Он говорит о Будде, как о пространстве, месте, измерении, о том, кому мы делегируем нашу тревогу.

Теренс Маккена сказал в одном из своих многочисленных интервью следующее: «Мозг – это восприятие квантового потока, и если продолжить, то мы поймем что это восприятие квантового потока Души».

Если мы вернемся к Джеймсу Хиллману, и вспомним его понимание Души, то увидим картину, которая может быть выражена в  следующем рисунке –

 

Данный рисунок относится к некоторым вариантам сакральной геометрии и имеет весьма интересную структуру. Обратите внимание на форму принятую в иконографии как миндальное зерно или Мандорла, внешние эллипсы которого образованы Душой. Внутренний эллипс символизирует  тело. В то время как два  зрачка в этом неком подобии глаза образуют два эго: обычное Эго, приятное в эго-психологии и психоанализе,  это Эго-Герой, и второе эго, Второе Эго, это Имагинальное Эго снов. И именно Имагинальное Эго и есть подлинная суть человека, то самое, что, как выразился Валерий Зеленский, нырнет и, достигнув дна Души, и воплотится в ней, станет Душой, Даймоном.

 

Фото и рисунок где изображен Будда, Будда, как правило, побеждающий своих врагов Медитацией, есть прекрасный персонаж, демонстрирующий саму суть понимания Души, когда герой, не являющийся героем в нашем узком понимании слова, есть то самое Имагинальное Эго.

В рисунке, где Будда или аскет, подобно дереву прорастает в пространство, отвечает основным требованиям о концепте или парадигме души Джеймса Хиллмана, Анри Корбена, Жильбера Дюрана.

Дерево – это Душа, растущая и одновременно рождающая человека, субъекта. Как вы видите ветви и корни сцеплены – это один из основных концептов Хиллмана – Dasein esse in anima, что значит - бытие заключено в душе.  Рост дерева не окончен и корни и ветви обращены в пространства Иного. Тем не менее, Душа – это воображение в процессе воображения воображающего. Иными словами, Душа – это Воображающее по средствам воображения творит Воображаемое – через – Воображающего.

Душа

Воображающее - Воображение

Мировая Душа, Вселенная, Трансцендентное Иное

Имагинальное Эго,

Воображающего

Мир Сновидений и Медитации

Бытие

Воображаемое

Мир Субъекта

 

 

 

 

 

Размышляя снова о Дзен через глубину Архетипической психологии, хочется вспомнить следующее.

Когда Бодхидхарма давал наставления ученикам, он выражал их в следующей гатхе: «Первоначальной целью моего прихода в эту страну было передать закон во имя спасения страждущих: Распустился цветок с пятью лепестками, а плод его созреет потом».

Если идти дальше, то станет ясно, что Джеймс Хиллман сказал бы следующее о Дзен: логос Сатори – это логос даймона, Дзен – это Бодхидхарма, он есть логос Прозрения. Он непрерывно растет подобно белому лотосу, освещенный серебряным лунным светом,  озаряющим его молнией с глубин водной глади, из которой он поднялся.

Или так: учение Дзен, его даймон\логос Сатори и имя его собственного логоса Бодхидхарма, он логос Прозрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фильм Жижек! 2005 год»

http://www.youtube.com/watch?v=VdWtAjQJK4Y

«Беседа Теренса Маккены и Рам Дасса 1992год»

http://www.youtube.com/watch?v=FyCZD-mB4mk