К архетипической модели торможения мастурбации

Хиллман Джеймс

К архетипической модели торможения мастурбации

Джеймс Хиллман

 
Опубликовано в J.Hillman, Loose Ends, Dallas: Spring, 1975 (сокращенная версия была представлена в виде доклада III Конгрессе IAAP в 1965г.)

 

  

Об авторелидер Архетипической школы современного юнгианства, автор двух десятков бестселлеров, лауреат Пулитцеровской премии

 

 

Недалеко от озера, у которого мы собрались на Конгресс IAAP, в Лозанне жил швейцарский терапевт, изобретатель термина «невропатия» или «болезнь нервов» Самюэль Август Андре Давид Тиссо, профессор медицины в Лозанне и Павии, член королевского  общества Лондона, Парижа, Милана и Стокгольма. Он опубликовал  в 1758 году в тридцатилетнем возрасте работу на латыни «Онанизм: диссертация о болезнетворных последствиях мастурбации» (переведена на французский в 1764 году). Эта работа выдержала 30 изданий за столетие и была переведена на все европейские языки в течение пяти лет. Тиссо был известным автором почти по каждому разделу медицины, и во второй половине  XVIII века он обладал высокой репутацией во всем мире. Его считали самым знаменитым врачом того времени. Его можно назвать доктором Споком XVIIIвека, его книга о мастурбации стала эталоном, оказав основное влияние на Западное отношение к этому предмету, и поэтому все еще влияет на нашу психотерапевтическую практику.

  

Обзор современных взглядов на мастурбацию

 

Еврейская и римско-католическая традиции решительно осуждали мастурбацию. Однако о ней редко упоминалось до XVIII века  и до работ Тиссо. У нецивилизованных народов мастурбация является наименее преследуемой сексуальной практикой. Обычно она воспринималась как личное дело, а  не как предмет общественного или кланового обсуждения. Но в нашем обществе мастурбация стала не только религиозным грехом и социальным преступлением, но и медицинской болезнью. Для Канта секс с собой хуже суицида; Вольтер и Руссо осуждали его; Гете писал о духовной мастурбации в своих письмах.

 

В начале XIX века в психиатрии появилось понятие «мастурбационного безумия» (Харе, 1962). Знаменитые психиатры – Раш в США, Эскуроль во Франции, Эллис и Елоулис в Англии, Флеминг и Грисингер в Германии – считали мастурбацию причиной психических расстройств. Для облегчения «вызванной мастурбацией эпилепсии» в Англии и США применялась клитороктомия. Для предотвращения мастурбации применялись хитроумные металлические приспособления типа пояса целомудрия. В 1900 году в Канзасе в реформистской школе для мальчиков для прекращения мастурбации применили кастрацию. Кандидатов в военно-морскую академию США отсеивали из-за мастурбации, которая рассматривалось как моральный недостаток. Руководство для скаутов, выпущенное в США тиражами в десятки миллионов экземпляров, предупреждает об опасности мастурбации. Учебник по урологии 1959 года рекомендует для ее предотвращения создавать механические помехи. Хотя Тэйлор (1933) эмпирически оспаривал идею сохранения семени, описав  случаи, когда высшие атлетические достижения были достигнуты сразу после мастурбации, идея, что мастурбация опасна и может вести к безумию, застряла в нашей культуре.

 

Первые реакции против запретов на мастурбацию появились в 1912 году – революционном для психологии во многих отношениях. Был проведен первый психоаналитический симпозиум по онанизму с главным докладом Виктора Тауска. Была предпринята первая серьезная попытка понять мастурбацию и поместить ее в более широкий контекст психосексуального развития. Были отмечены для важнейших аспекта мастурбации: фантазии и вина. Общее мнение было более толерантным к мастурбации. Гипотеза Фрейда о том, что мастурбация, как  и прерванный коитус, вызывает невроз и тревогу из-за недостаточной разрядки влечения, не получила полной поддержки. Мастурбацию стали считать практикой, широко распространенной в детстве и юношестве и, следовательно, нормальной. Штекель утверждал, что «невроз является последствием нехватки (абстиненции), а не результатом привычки»,  т.е. нарушения могут быть связаны не с мастурбацией, а с чувством вины, вызванном запретом мастурбации в контексте эдипова конфликта и формирования суперэго. И поэтому вредной является не мастурбация, а запрет и излишняя вина.

 

В антропологической эзотерической энциклопедии Краусса (1910-1912)  есть упоминание о сакральной религиозной мастурбации в засушливый сезон. Эти свидетельства указывали в пользу мнения Штекеля. После 1912 года мнение о мастурбации все больше отклонялось от мнения Тиссо в сторону всеобщего одобрения мастурбации, и на конференции по психической гигиене в Белом Доме  был дан зеленый свет юношеской мастурбации. В отчетах Кинси 1948 и 1953 годов мастурбации была реабилитирована раз и навсегда. Тем не менее, в этом одобрении остается доля неодобрения – оно замаскировано и замещено. Например: «чрезмерная» мастурбация осуждается; «мастурбационные фантазии» ведут  к «интровертированной шизоидной замкнутости»  и уводят от «реальной жизни и любви»; хотя мастурбация и является нормальной у юношей,  у женщин это «незрелое поведение» и помеха к «вагинальному оргазму».

 

Однако Кинси отметил, что взрослые с нормальной сексуальной жизнью часто мастурбируют – мастурбация может предшествовать, идти параллельно или помогать гетеросексуальной активности и продолжается до старости; по данным статистики, это самая распространенная после гетеросексуального коитуса форма сексуальной активности. Таким образом, это не замена, а  полноценная форма сексуального поведения. Мастурбация сохраняется даже у тех, кто был кастрирован для «пресечения мастурбации» - 11 шизофренических мужчин в возрасте от 23 до 49 лет продолжали мастурбацию,  несмотря на отсутствие эрекции. 

  

О вреде мастурбации по Тиссо

 

С его точки зрения мастурбация катастрофически вредна. Из-за нее возникает множество нервных нарушений: слабость зрения, прыщи, чахотка, эпилепсия, слабоумие, сексуальные и генитальные болезни, полный спектр ипохондрических и истерических симптомов. Идея Тиссо: потеря семени физиологически вредна. Она подкрепляется тремя томами сочинения другого физиолога, где описаны клинические случаи. (Лаллеман, 1836-42).

 

Аргументация Тиссо основана на столь распространенной модели, что ее можно считать архетипической.  Он основывался на модели Гиппократа, согласно которой нервная система состоит из трубок, по которым циркулирует психофизический флюид. Это было связано и с теорией Галена о четырех жидкостях тела и их переизбытке или истощении. Этот жизненный дух иногда считался реальной жидкостью, а иногда – нематериальным потоком.

 

Есть  древнекитайские представления о гидродинамической модели, предшествовавшие открытию циркуляции крови. У Платона в «Тимее» упоминается «циркулирующее давление»,  у индусов - «прана», у Авиценны - «дыхание», а влажный светоносный элемент описывается в «Секрете золотого цветка», который комментировал Юнг. Фрейдовское понятие либидо – управляемое эго посредством подавления (связанное с сексуальным инстинктом и даже называемое сексуальными флюидами) – это просто современная версия той же гидродинамической архетипической модели психики.

 

В связи с этим  особенно важна теория Гиппократа и Платона об анатомической линии между мозгом и половыми железами. Подобные идеи существуют и в тибетской медицине, в кундалини-йоге, в древнегреческом представлении о веществе жизни, называемом АЙОН, циркулирующим по всем частям тела и особенно связанным с сексуальными жидкостями, мозгом, спиномозговой жидкостью, влагой глаз, почек, коленей и т.п.

 

Тиссо считал семя примером именно этой витальной жидкости. Оно содержит внутри гомункулусы, для которых семя только носитель. Семя – сущностная выжимка жизненных веществ. Тиссо озвучил на языке своего времени идею, что «потеря семени означает потерю субстанции души», которая должна циркулировать внутри тела и не тратиться.

 

Потерю семени считали вредной, потому что она вызывала чрезмерное возбуждение, похожее на эпилептический припадок, и оставляло человека выдохшимся, истощенным и опустошенным. Эта древняя идея, что жизненный дух должен циркулировать ритмично, равномерно и гармонично – фибры души должны быть гармонично настроены подобно струнам. Страсть чрезмерно стимулирует поток, направляет его в неправильное русло и ведет к неуемному генитальному возбуждению и навязчивой сексуальной озабоченности, т.е. к «вредной привычке».

 

Кроме того, потеря семени невосполнима, т.к. при коитусе есть обмен жизненным духом через поры и сохранение жизненной силы. При мастурбации нет вдоха и нет обмена.

  

Психологический подход

 

Если в этих идеях и нет физиологической правды, то, возможно, в них содержится правда психологическая. Из-за архетипического образа в своей основе эта модель на многих людей оказала влияние. Мастурбация возбуждает и растрачивает не какой-то «нервный флюид», а стимулирует и затем разряжает психическое напряжение. Возникает утечка психического потока.

 

Чувство вины, неразрывно связанное с мастурбацией, неустранимо, и его невозможно снизить. Фенихель в 1945 году писал, что у пациентов есть явное сопротивление против прояснения вреда мастурбации. Они бессознательно заинтересованы в том, чтобы верить, что мастурбация – это  ужасно.

 

Кинси писал по результатам опроса мужчин, что они не принимают в расчет доводы, что от мастурбации нет физиологического вреда, а если бы он и был, то тогда коитус и супружеская жизнь были бы суицидом из-за потери семени. Люди, заключенные в тюрьму за содомию, гомосексуализм, изнасилование, инцест, совращение малолетних по большей части с трудом признают свою вину, но, тем не менее, все они демонстрируют вину, беспокойство и тревогу из-за мастурбации.

 

Этой фундаментальной виной окрашены любые тексты о мастурбации от католических теологов до Д.Г. Лоуренса. Грех Онана, неявным образом относящийся к мастурбации, окрашен этой виной. По мастурбации трудно собрать антропологический материал, потому что она практикуется в секретности, не одобряется культурой и широко преследуется. Даже в психологической литературе есть осуждение:  мастурбация рассматривается как замена, регрессивное поведение, оправданное только в редких случаях (тюрьма, морское плавание). Иногда она также  связывается с терапевтической регрессией к детскому состоянию.

 

Если смотреть на психику как на систему, ориентированную на цели, относительно замкнутую, ищущую индивидуации, (тогда Самость является циркулирующим потоком психической жизни в человеке), то она способна к саморегуляции. Тогда совесть – это функция духовного руководства самонаправляющейся системы. Функция торможения реализуется как вина совестью. Но торможение (сдерживание) – это результат саморегуляции психики. Блейлер в работе по онанизму 1913 года считал ее решающе важной в происхождении стыда, вины и тенденции к скрытности. Фрейд в 1938 году даже предположил, что корни любого торможения интеллектуальных и прочих способностей имеют отношение к торможению детской мастурбации. Таким образом, они считали, что мастурбация и торможение фундаментально связаны, и что торможение в широком смысле – производное от мастурбации. Нет одного без другого.

 

Юнг считал, что совесть не совпадает с моральным кодом, а предшествует и трансцендирует его. Вина, идущая от суперэго, –  запрет на мастурбацию, идущий снаружи, – возможны только в том случае, если в психике уже есть данная способность «чувствовать вину» и формулировать моральный код для осуществления саморегуляции. Интроецированные запреты могут сработать, только если они подкрепляются ранее сформированным саморегуляторным торможением. И устранение запретов – когда, по Фрейду, происходит «терапевтическое возвращение мастурбации» – не устраняет фундаментальной проблематичности мастурбации, которая по возвращении может потерять такие качества как «излишняя», «навязчивая», «инфантильно-фиксированная» и т.п.

 

Приведу клинический пример: один шизофреник  с навязчивой мастурбацией говорил, что хотел бы так повернуть ее внутрь, чтобы она дошла до головы  и  исцелила его. На конференциях приводятся данные, что дети испытывают при мастурбации меньшую вину, если нет потери семени.

 

Антропологические данные о наименьшем осуждении мастурбации среди всех сексуальных практик говорят, что естественное самоторможение требует меньше внешнего давления запретов. Если бы был какой-то вред для общества или вида (как часто понимают наказание Онана), то мастурбация встречала бы повсеместно большее отвращение, чем инцест.

 

Дополнительный аргумент происходит из явления женской мастурбации. Только в 1827 году была открыта яйцеклетка и опровергнута идея Галена и средневековья о женском семени, но преследование мастурбации не прекратилось. То есть физиологический факт не влияет на архетипическую идею. Ведь при женской мастурбации нет потери чего-либо. Стало быть, остается влияние модели потока внутри психики и его протечки.

 

Может быть причины осуждения в культуре имеют биологические корни – нарушение какого-то природного закона? У животных, особенно у приматов, мастурбация естественна и регулярная, она не мешает произведению потомства – там нет ее подавления. Она не препятствует воспроизводству, а происходит как бы параллельно.  Таким образом, в мастурбации нет «извращения инстинкта» или «биологически-генерированной вины». Нельзя редуцировать торможение только до биологии или культурного происхождения.

 

Разница между запретом и торможением очевидна. Запрет является негативной командой, идущей от авторитета. Торможение – действие по препятствованию, остановке, предотвращению.  Если запрет требует фигуры авторитета (начиная от Бога, преследовавшего Онана), то торможение естественно, это часть, функция, встроенный контроль и балансир, необходимый для саморегуляции. Торможение осложняет мастурбацию, но не противостоит ей как запрет. Торможение является частью самого механизма мастурбации; низшим концом этого механизма является действие, а высшим – фантазии и духовное руководство совести.

 

Запрет усиливает торможение и противопоставляет инстинкт самому себе, вызывая расщепление. Навязчивая мастурбация действует внутри жестких ограничений суперэго, фиксированной вины и вытесненных эротических фантазий. Терапевтический возврат мастурбации означает соединение обоих концов инстинкта, а не только, как считал Фрейд, разрядку энергии под руководством эго, свободного от невыносимых ограничений суперэго.  Это и возвращение торможения в форме оживления фантазийной жизни, чувства автономии, внутреннего руководства собственной совестью, а не навязанной внешней моралью.

  

В чем смысл и цель подавления мастурбации у взрослых?

 

Фрейд считал:  что-то в природе самого сексуального инстинкта не подходит (нежелательно) для достижения полного удовлетворения.

 

Торможение мастурбации не только борется с инстинктивной разрядкой, но и усиливает субъективное чувство вины, интроспективное беспокойство, психологический конфликт и эротические фантазии. Таким же образом без табу на инцест социальная и биологическая жизнь замкнулась бы внутри одной семьи. Без мастурбации психологическое напряжение разряжалось бы прямо. Две психологические функции усиливаются мастурбацию: совесть и воображение – нет людей, которые бы не фантазировали в процессе мастурбации. Если бы не существовало торможение, то были ли бы эти фантазии? Экспериментальные исследования 1956 года показывают, что фантазия и сексуальное возбуждение – элементы одной функции. Циклы сновидений совпадают с эрекцией пениса.  А усиление цензуры и тревоги в отношении содержания снов блокирует эрекцию. Если табу на инцест усиливает экстравертивное развитие, то торможение мастурбации - интровертивное. Мастурбация – способ создавать фигуры в воображении – партнеров и самого представляющего.

 

Рене Спитц показал, что генитальные игры у ребенка  показывают на природу объектных отношений ребенка (1962). Ребенок с хорошими отношениями с матерью мастурбирует часто, а депривированный – редко. Нормальный неаутистический ребенок более экстравертирован – его  несдерживаемая мастурбация есть результат экстраверсии, в изоляции дети не демонстрируют компенсаторного аутосексуального поведения. Торможение начинается позже, оно усиливается эдиповым конфликтом, зрелость связана с развитием субъективности, интроверсии и психологической глубины. Поэтому торможение сильнее развивается в юношестве, когда человек замечает генитальные выделения и запускается архетипическая модель флюидов души – что усиливает конфликты и фантазии. Когда есть что скрывать, есть стимул для дифференциации – лучшего  различения, разборчивости. Мастурбация бессмысленна для внешней (социальной) культуры, но она может быть импульсом для внутренней психологической культуры. В мифах творения она связана с добыванием огня, что указывает на ее психологическую значимость.

 

В то же время это работа против природы (о чем свидетельствуют утаивание, вина, фантазии) – работа шаманского типа. В мифах это магическое средство создания чудищ, сверхъестественных существ, которые одновременно является и негативным, и творческим. Голем – это  результат семени, не попавшего в женщину; чудовище Эрихтон – результат  семени Гефеста, попавшего на Гею вместо Афины; Пан, который изобрел мастурбацию, был козлоногим монстром.

 

М. Штейн (1973) предположил, что Гефест является богом интровертированного либидо, структуры сознания, которая одновременно  и против природы и тесно с ней связана. Гефест активирует произведение индивидуальных символов, переход природы в образы. Но именно этот индивидуальный символизм и совесть противостоят официальной религии. Так, еврейская книга законов приравнивает мастурбацию к убийству. Папа Иннокентий III в 1215 году занял наиболее репрессивную позицию по отношению к индивидуальным фантазиям (аверроизм, альбигойство), учредил Инквизицию, ввел догму о демонах как о тех духах которые стали злыми по собственной воле,  утвердил жесткий целибат, проверку всех видов сексуальной активности, включая мастурбацию.

 

«Монстрозность» мастурбации и страх «эксцессов» стал иметь отношение к буйству фантазии. Дюваль писал, что известно, что сексуальное поведение, фантазируемое в процессе мастурбации, выходит далеко за пределы опыта естественной реальной жизни.

 

Есть что-то глубокое в старой идее, что мастурбация сводит с ума.  Нидс (1950) интерпретировал страх потери реальности в приступе безумия как магическую фантазию о всемогуществе. Яркие тактильные ощущения мастурбации подкрепляют галлюцинаторные качества этого опыта, фантазии всемогущества, таким образом делает возможным экстатический опыт высшей реальности в противоречии с «естеством».

  

Почему мастурбацию в некоторых обществах поощряют в юности и везде порицают в зрелости?

 

Сдерживать возбуждение и развивать интроверсию надо зрелым людям, а не молодежи. Тогда понятно, почему на мастурбацию смотрят сквозь пальцы и даже поощряют в некоторых сообществах в отношении молодежи, но никогда в отношении взрослых.

 

Личностное развитие требует внутреннего тепла, но молодежь пока неспособна сдержать возбуждение, необходимое для их развития – отсюда  осуждение взрослой мастурбации, как детской и регрессивной.

 

Сохранение семени и сдерживание возбуждения – общая  идея для мистики. (Даосизм, тантра, сексуальная алхимия.) Мистическая идея само-питания фрейдистами интерпретируется как редукция сексуальности до оральности – они  упускает идею психики как саморегулирующейся системы.

 

Мистическая идея состоит в том, что бессмертие и спасение не даны нам свыше, а зависят от нашей человеческой воли. Через  диету, этику, гимнастику, алхимию надо питать жизненный дух, «задержать дыхание» - интровертировать жизненную силу  и развить психическое напряжение. Работа против природы неизбежно предполагает овладение сексуальным инстинктом. Если «коитус уменьшает бессмертное тело на год», то рекомендуется воздержание. Поскольку же коитус необходим и естественен, придуманы техники поднятия семени и подавления эякуляции (прерванный коитус). Аналогом этой экзотической практики является юношеская борьба с мастурбацией, когда допускается генитальная стимуляция без семяизвержения.

 

Западное отношение к сексуальности очень экстравертивное. Обесценивание мастурбации есть обесценивание всей психической жизни.  Из-за наших натуралистических предрассудков мастурбация отделяется от ее смысла для души и отношения к религии. По Уайхеду, «религия – это  то, что каждый делает со своим одиночеством», наедине с собой, поэтому мастурбация должна быть рассмотрена в этом контексте, хотя упоминаний о ней нет ни в одной книге о религии. Индивидуация обнаруживает себя во всемогущем характере фантазийного мира мастурбации, в тайном интроспективном беспокойстве вокруг нее, заставляя увидеть Бога  в симптоме, душу в теле, ритуальное в сексуальном. Мастурбация указывает на интровертивный аспект религиозного инстинкта: отделенность и одиночество, стыд, чувство греха, образование индивидуальных фантазий и телесная магия. Наши страдания по поводу мастурбации относятся к глубокому религиозному инстинкту.  Эти секретные чувства представляют паттерн индивидуации.

 

Пока все еще есть экставертированные предрассудки Штекеля, что надо противопоставить запретам открытое выражение, что возбуждение без разрядки ведет к нездоровью, что прерванный коитус  это источник невроза – все  это вредно для эроса и внутренней силы.

 

Психоаналитики сегодня согласны со Спитцем (1962) что мастурбация и ее подавление идут вместе: вредны и запрет на мастурбации и ее неограниченность. Спитц и другие психологи не поняли, что торможение является саморегуляцией инстинкта через совесть и фантазию.  Не разрядка, а сдерживание и культивирование психического напряжения полезно для психологического развития – это опыт амбивалентности между побуждением и сдерживанием. Амбивалентность принимает разные формы в зависимости от мифического паттерна.  

 

Для пуерильной констелляции мастурбация дает свободу и всемогущество, для героической констелляции  важно  торможение и контроль, для дионисийской – расслабление  и растрата. Все предрассудки, включая ассоциацию Фрейда мастурбации с неврастенией – это   сопротивление героического эго дионисийскому освобождению.

 

Вот два сна, иллюстрирующие важность мастурбации для интроверсии и развития психического напряжения. Мужчина проецировал талантливость на любовницу, а свои принижал. Ему снится, что она учит мастурбировать его в серебряную чашку. Он должен развернуть свою сексуальную энергию на свою аниму, держать ее внутри, а не во внешних отношениях.

 

Пытающийся избавиться от гомосексуальности мужчина видит, что он во власти сильного Гея на десять лет старше. Но он его мастурбирует, уменьшает его силу и освобождается. Мастурбация – выход  чтобы не быть во власти своей  грубой агрессивной тени. Оба сна разворачивают внутрь от экстравертированной объектной сексуальности. После снов мастурбацию стало возможным связать с внутренней жизнью и торможением, рассматриваемым как часть саморегуляции с помощью фантазий.

 

Архетипическая модель Тиссо, связывающая сексуальные жидкости с потоком психической энергии говорит нам, что мастурбация на самом деле означает для психики. Мастурбация - это стимуляция себя, своей  психики, помещение центра на противоположном от головы конце. Торможение препятствует разрядке и продлевает внутреннюю циркуляцию. Мастурбация для взрослых людей – это часть интроверсии,  попытка  самостно-центрироваться и способ саморегуляции с помощью активного воображения.

 

 

© Сокращенный перевод с англ. Хегай Л.А., 2000г.