Две птицы

ДЖАЗБИНДЕР ГАРНЕРМАНН

ДВЕ ПТИЦЫ

 

ДЖАЗБИНДЕР ГАРНЕРМАНН - РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА К.Г. ЮНГА В ДУБЛИНЕ
ПЕРЕВОД: ИННОКЕНТИЙ АРСЕЕВ - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ (МААП)



В одном из наиболее известных стихов Упанишад Риши Анигра объясняет отношения каждодневного Я и Атмана или Наблюдающего Я.

"Подобно двум золотым птицам, примостившимся на одном дереве,
Близкие друзья, эго и Самость,
Обитают в одном теле. Первое поедает
Сладкие и кислые плоды древа жизни,
В то время как вторая отрешенно на это взирает"
(Мундака Упанишада, Третья Мундака, Первая Кханда)

 

Стих описывает отношение Эго к Самости. Они не враги, а близкие друзья; ибо в реальности Эго не отделено от Самости. Нижняя птица прыгает с ветки на ветку, поедая сладкие фрукты и выплевывая кислые. Так мы проживаем жизнь на низком, неосознанном уровне. У нас нет перспективы, мы пойманы в ловушку противопоставления удовольствия и боли, мы принимаем приятный опыт и отвергаем болезненный. Только когда мы пресытимся приятным и будем сломлены болезненным опытом, мы прыгнем на более высокую ветку, что означает вынужденное обретение нами большей объективности и перспективы. Каждый раз, когда нижняя птица пожинает опыт определенного уровня, она расширяет свое сознание, включая в него больше Реальности. Тогда она готова для следующего скачка. Это пошаговое развитие, являющееся отличительной чертой подлинной естественной духовности. Мы не можем совершать гигантские скачки и покорять высоты, как будто нет никаких границ.  Скорее, наше восхождение будет болезненно медленным, шаг за шагом, ведь на каждом уровне нам приходится иметь дело со своими комплексами, ограничениями, бессознательными областями. Тогда только мы становимся готовы к следующему уровню, где комплексы могут быть проработаны более глубоко. По этой причине тема восхождения превалирует во многих религиях, снах и мифах. Горы, лестницы, ступени и спирали - символика этого медленного и постепенного подъема к высшим уровням сознания.

 

На каждом шаге мы расширяем наше сознание и приближаемся к верхней птице, Самости. Когда мы добираемся до вершины, где она обитает, мы понимаем нечто чудесное - все это время мы и были верхней птицей; Эго лишь воображало, что оно отделено от Самости, ведь в реальности существует только Самость. Тогда Эго без особых усилий растворяется в Самости.

 

В реальности нет конфликта между Эго и Самостью, между миром и Абсолютом. Наоборот, мы должны в полной мере принять на себя ответственность каждого этапа нашей жизни - по отношению к родителям, учителям, детям, друзьям, партнерам, животным, обществу и миру в целом. Только когда мы исполним все, что необходимо, мы получим право на следующую стадию духовного воплощения. Вот что означает "кесарю - кесарево". Мы должны заплатить миру наш оброк. Тогда не будет опасности превратить духовность в эскапизм. Вот почему великий урок Гиты дан на поле боя, среди наихудших возможных условий. Кришна, воплощение Абсолюта, открывает себя Арджуне посреди внутреннего и внешнего хаоса и переворота, призывая его вступить в бой без всяких привязанностей или ожиданий, просто потому, что это будет правильно.

 

Плоды опыта в этом необыкновенном мире выковывают нашу душу, наше понимание Самости. Наш опыт не пропадает впустую, если мы относимся к нему осознанно, понимая, что это подготовка. Небольшие самоотверженные поступки расширяют границы нашего сострадания, небольшие проявления честности соединяют нас с Истиной, маленькие проявления храбрости заставляют нас вибрировать Силой, посильное покорение нашей жадности и наших желаний ведет к Мастерству владения собой. Все маленькие формы любви претворяются в Большую Любовь: нежность к детям, глубокая любовь к животным, романтический поиск душою своей второй половинки - все это открывает нас к восприятию безусловной, безграничной Любви, которой вибрирует Вселенское сознание.