программа "Юнгианская психотерапия"
Курс также может быть использован в программах переподготовки на психолога-консультанта лиц с любым высшим, а также с неполным высшим или средним профессиональным педагогическим, психологическим или медицинским образованием.
Его задачей является знакомство с современной аналитической психологией и получение практических навыков психологического консультирования, ориентированного на развитие личности. Полученные знания могут использоваться для психотерапии, индивидуального, семейного или делового консультирования, психолого-педагогической работы, психокоррекционных занятий с детьми.
Курс представляет собой сочетание лекций и практических занятий, на которых с помощью демонстраций, упражнений и видеоматериалов слушатели смогут освоить как классические, так и оригинальные авторские психотерапевтические методы, разработанные внутри юнгианской школы.
Преподаватели:
Занятия проводят международно признанные юнгианские аналитики - члены IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии), практикующие психотерапевты и преподаватели факультета психологии МГУ и других московских психологических и психоаналитических институтов. Преподаватели курса имеют большой опыт проведения выездных семинаров и учебных программ в городах России и ближнего зарубежья.
500 семинарских часов за два года, три выходных дня в месяц, 6 академических часов в день. Занятия проводятся в группе до 20 человек. Набор в группы ежегодный, начало курса в октябре и в феврале. По окончании обучающей программы выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.
В МААП действует супервизорская программа для поддержки психотерапевтической деятельности выпускников.
Выпускники получают возможность членства и дальнейшего развития в профессиональном юнгианском сообществ.
Для получения сертификата МААП после окончания обучения на базовой программе необходимо:
1. Отсутствие финансовых задолженностей (подтверждается старостами).
2. Автобиографическое эссе. Объем – 8-10 страниц.
Задача – отразить понимание юнгианского подхода применительно к собственной истории, принятие юнгианского мировоззрения (личная версия «Воспоминаний, сновидений, размышлений» или видение себя как клиента).
Критерии оценки (зачета): использование различных форм символизации в понимании своей истории (амплификации, архетипические аналогии, мифологизация и пр), адекватное использование юнгианской терминологии, включение проявлений бессознательного (сновидения, фантазии и пр.), их интерпретация и отражение динамики.
3. Выпускная работа. Объем 30-40 страниц, 15 библиографических ссылок .
Цель – отразить, как юнгианский подход используется в собственной практике, воплощается в реальной деятельности (какой бы она ни была). Два варианта:
1).Клиническая работа - анализ кейса (руководство в Приложении).
2). Не клиническая работа - анализ фрагмента, явления собственной деятельности (любой профессии) или социального явления, культурного феномена или фильма, книги и пр.
Критерии оценки: освоенное юнгианское мировоззрение, адекватное использование понятий, литературы, отражение собственного практического применения юнгианского подхода.
Школа выдающегося швейцарского психолога К. Г. Юнга является неотъемлемой частью современного психоанализа. Концепция К. Г. Юнга охватывает личность в единстве сознательных и бессознательных аспектов, индивидуально-личностного и коллективно-архетипического. Она имеет не только огромную теоретическую ценность, оказав влияние практически на все современные гуманитарные науки, но и доказала свою эффективность в более чем полувековой клинической практике, в приложении как к психоаналитическому лечению взрослых, так и к детской психотерапии и психокоррекции. Она применяется и в варианте длительной терапии и анализа, и в краткосрочном консультировании. Подход Юнга соединяет рациональные и эмоционально-образные элементы в психологической практике, делая особый акцент на развитии воображения и творческих способностей. Являясь в строгом смысле точной наукой, аналитическая психология не становится догматической дисциплиной, а представляет собой широкое динамичное поле исследований, где соприкасаются самые прогрессивные течения современной гуманитарной мысли. Получившая широкое признание во всем мире, юнговская концепция индивидуации - развития личности - таким образом сегодня имеет как тщательно разработанную теоретическую базу (многие работы теперь доступны на русском языке), так и богатый арсенал высокоэффективных методов психотерапии.
Жизнь Юнга - драматическая история самореализации бессознательного. Интеллектуальные предшественники. Диссертация Юнга «О психологии и психопатологии так называемых оккультных феноменов». Исследования шизофрении. Ассоциативный тест и его применения. Ранний период в психоаналитическом движении и роль Юнга. Конфликт Юнга и Фрейда - конфликт двух мировоззрений, двух эпох. Главные ученики и анализанды Юнга. Сабина Шпильрайн: между Юнгом и Фрейдом. Цюрихский психологический клуб. Общество «Эранос». Институт Юнга в Цюрихе. Развитие аналитической психологии в других странах. Эволюция теории и практики. Основные школы в постъюнгианстве. Современные юнгианские организации. Юнгианские журналы и литература. Система подготовки аналитиков. История аналитической психологии в России. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.
Германское «народничество» и «почвенничество» - истоки религиозной установки Юнга. Открытие коллективного бессознательного. Эволюция представлений о бессознательном в европейской философии. Телеологическая функция психики. Архетипы как боги внутри человека. Расширенное понимание либидо. Противоборство инстинкта и духа. Психология религии. Психологические проблемы как кризисы духовного развития. Значение трансцендентных и мистических переживаний в развитии личности. Юнг и работа У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Гностицизм, масонство и эзотерическое понимание христианства. Интерпретация истории о Фаусте и легенды о Граале. Работы Юнга «Айон», «Ответ Иову» и «Семь наставлений мертвым». Идея четверицы. Философия алхимии. Конфликт политеистической и монотеистической установок. Культуральная тревога. Юнг о йоге и восточной философии. Психология буддизма. Принцип мандалы. «Тайна золотого цветка». Комментарии Юнга к «Тибетской книге мертвых».
Коллективное сознание. Культуральное бессознательное. Юнгианский подход к фольклору и мифам. Первобытное мышление и архетипы. Юнг и созидательная мифология Дж. Кемпбелла. Юнг и символология Мирча Илиаде. Героический сценарий и мотив инициации в сказках. Мифологические паттерны в истории. Эссе Юнга «Вотан» и «После катастрофы». Психология политики. Юнгианский подход в политологии и социологии. Плюралистическая Психе. Глубинная демократия. Особенности российского коллективного бессознательного. Национальное и расовое сознание. Глобальные процессы в мире. Глубинная психология рыночной экономики. Психологические аспекты феминизма. Культуральные корни невроза. Культурные установки. Архетип инициации. Аналитическая психология о конфликтах и их трансформации через художественное творчество. Работы Юнга «Пикассо» и «Улисс». Работа Э. Нойманна о Леонардо да Винчи. Юнг и постмодернизм. Вклад аналитической психологии в современную литературную критику. Кино и архетипы.
Базовые архетипы (эго-герой, тень, персона, анима/анимус, Самость). Символы и трансцендентная функция. Роль символообразования в развитии личности. Феноменология и симптоматика комплексов (материнский, отцовский, пуэр и др.). Описание комплексов и архетипов включает общие теоретические представления, иллюстрации из мифологии и литературы, характерные проявления в клиническом материале, включая особенности психотерапевтического лечения. Современная интерпретация мотива инцеста и Эдипова комплекса. Психология сексуальности. Различие между полом и родом. Юнгианский подход к мужской и женской психологии. Брак и индивидуация. Юнгианский вклад в семейную терапию. Архетип Андрогина и новый взгляд на гомосексуализм, транссексуализм и трансвестизм.
Цели юнгианского анализа. Различие между психоанализом, психодинамической (аналитической) терапией и аналитической психологией. Символическая установка в психотерапии. Условия аналитических отношений. Первичная беседа. Психодиагностические приемы. Аналитический ритуал. Дистанция в терапии. Частота сессий. Использование кушетки и/или кресла. Роль денег в терапии. Линейная и спиральная модели аналитического процесса. Этапы анализа по Юнгу. Регрессивная и синтетическая фазы анализа. Техника аналитической интерпретации. Составные части и критерии интерпретации. Техники линейного и циркулярного ассоциирования. Техника реконструкции и работа с ранними воспоминаниями. Психопатология в юнгианской перспективе: общие принципы.
5.3.3 Активное воображение. Принципы и стадии активного воображения. Отличие от медитации, грез, гипноза и других трансовых техник. Культуральные истоки метода. Способы организации процедуры. Алхимическая символика фантазийного мира. Аналитическое и синтетическое толкование сеансов активного воображения. Альтернативные режимы эго-функционирования. Эстетические модели и риторические стили в анализе. «Ре-визионирование» метода Джеймсом Хиллманом. Символодрама Х. Лейнера, психосинтез, метод Дезолье, онейродрама и другие родственные техники: юнгианский контекст.
5.3.4 Sand-play терапия (метод игры с песком). История метода: юнгианский вариант Доры Кальф. Принципы и способы организации процедуры. Особенности использования для детской терапии. Специфика интервенций аналитика.
5.3.5 Использование рисунков и других элементов арт-терапии в юнгианском анализе.
5.3.6 Юнгианский анализ сказок.
5.3.7 Навыки самоанализа. Ведение дневника и другие специальные юнгианские техники для самопознания и личностного роста.
Юнгианская психодрама. Юнгианский подход в гештальт-терапии. Аналитическая групповая психотерапия. Аналитические элементы в телесной и танцевальной терапии. Аналитическая музыкальная терапия. Неоэриксонианский гипноз Э. Росси. Юнгианская семейная терапия.
Юнгианский подход в психотерапии типичных проблем: психосоматические нарушения, нервная анорексия, избыточный вес, фобии, последствия стрессов и утрат, одиночество, заниженная самооценка и др.
Психическое здоровье, индивидуация и аналитические отношения. Взаимная трансформация в анализе. Анализ как «четвертичный брак». Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе. Проблема учебного анализа. Клинический и научный аспекты в анализе. Общие принципы организации юнгианского супервизорства. Архетип «раненого целителя». Виды сопротивлений и контр-сопротивлений. Иллюзорный и синтонный контрперенос по М. Фордхаму. Рефлексивный и воплощенный контрперенос по А. Сэмюэлзу. Роль эмпатии и агапе в анализе. Проблемы проработки эротического переноса. Виды переносов и контпереносов по Ракеру и Когуту. Сопоставление понятий проективной идентификации и мистического соучастия. Архетипические отношения власти в психотерапии - бессознательное использование пациентов аналитиками. Теневые стороны анализа. Теория интерактивного поля, бессознательной диады и тонкого тела Шварц-Саланта и алхимические метафоры для терапевтических отношений. Интерсубъективный подход в анализе.
Архетип младенца и конфликты детской души. Мотив Уробороса в мифах творения. Психологические интерпретации мифа об изгнании из рая. Роль матери и первичных отношений в развитии психики по Нойманну. Связь с психоанализом объектных отношений (М. Клейн, М. Малер, Д. Винникотт), психологией Когута и исследованиями младенчества. Особенности работы с разными возрастными категориями людей. Задачи первой и второй половин жизни. Кризис середины жизни. Концепция анализа как ритуала инициации.
В полное клиническое описание входят: симптомы, теоретическая рефлексия, методология работы и примеры из практики, включающие анализ ситуации переноса/контрпереноса, защит, сопротивлений и динамики лечения.