Жизнь внутри мифа или Миф о Логосе и Бес Сознания

Жемчужникова Юлия

Жизнь внутри мифа или Миф о Логосе и Бес Сознания

к V конференции МААП «Мифологическое бессознательное» (июнь2011г)

 

Жемчужникова Юлия

 

 

 

  • Реальность – основной миф современности. Сколько его прочтений допустимо?
  • «Горшок щей – это малыш щами покакал?» и «На фига козе баян?». Могут ли быть народные сказки про лифты и микроволновки?
  • Миф цивилизации, миф экологии, миф виртуальности, миф естественности.
  • Почему «жили-были» –  сказочный сюжет.

 

Реальность – основной миф современности. Понятие реальность отвечает большинству критериев мифа – она увлекательна для многих, тотальна, большинство стремится к её реализации, что не возможно на 100, а порой и на 50%, у каждого есть своя трактовка, все сходятся в названии и основе сюжета, но смысл и детали у всех свои. Она постоянно корректируется в зависимости от времени, пространства, ситуации, аудитории, при этом есть стремление к сохранению константности.  И главное – она пришла из прошлого и базой является «так было». Является ли реальность нуминозной, присутствуют ли в ней боги, или она миф лишь в смысле неточности, вымышленности?... Вопрос чаще всего решаемый индивидуально.
Может нас раздражают дети перед мониторами именно потому, что мы также зависаем в одной игре.
Когда мы говорим о т.н. «реальной жизни» мы говорим о приоритете одного мифа над другими. Возможно ли признание, что существует много мифов-реальностей?
Вопросы: что такое естественно? Должна ли у аналитика быть идея реальности и какая? Что такое реальность души? Они ещё требуют ответов...



Далее некоторые наработки про сказочную, символическую, виртуальную… реальности на основе моей статьи для ж-ла «Домашний ребёнок».


Детские сказки


То, что детям читают и рассказывают сказки – это само собой. Хотя сказки, конечно, надо бы сказывать, однако, поскольку не всем удаётся совместное проживание с бабушками и малышами, они стали передаваться в печатном виде. Казалось бы мелочь: читать или рассказывать. Ну, не скажите.
Безусловно есть разница в рассказывании сказки в сумраке при свечке или ночнике и её чтении под лампой с разглядыванием картинок.
Кроме того печатанное слово, фраза весьма отличаются от устного творчества. Если разговорный жанр напечатать - выглядит бредово. Это прощается узаконенным временем Колобкам и Курочкам Рябам. Но уже новые сказки обязательно содержат  разные умные пассажи для родителей, возьмите хоть Успенского, хоть, Милна… Есть очень не плохие сказки, но они обязательно с юмором или намёками на мораль. В старых сказках для малышей этого нет.
Народные сказки - не философия. Это чисто практические рассказы про еду, страхи... Есть пищевые сказки - тот же Колобок или Гуси-лебеди. Есть сказки просто для укачивания. они рассчитаны, на то, что малыш успокоится, притихнет и заснёт,  потому скучные, полны повторов и часто сюжет в них едва заметен. Помню, как сама впадала в уныние и раздражение рассказывая первой дочери вечернюю сказку из-за её строгого требования ничего не изменять в бесконечных «а я тебе песенку спою» или «тянут-потянут». Ей были не нужны ни мои импровизации, ни юмор, а лишь «гладь и рассказывай как вчера». Да для этого нужна бабушка. Теперь это даётся легче, тем более, что теперь есть знание, что малышу именно это важно – постоянство и плавность рассказа с повторами - закреплениями.


Дочь Маринка говорит: почему одни ужастики -  всех съедают, убивают? Только Репка позитивная. Смеюсь: ну да, там умолчали, что её съели потом.
Первое - это было важно  ребёнку справляться со страхами, принять жизнь и смерть которые в деревне постоянно. Кошки съедают мышек,  и это не Том и Джери. Кот с удовольствием играет, отпускает, но это не весело и всегда кончается смертью. Коты ещё любят приносить трупы в подарок хозяевам. Это приводит Вас в негодующий трепет? А кастрация котов и кошек? А истребление мышей отравой или таким «проверенным средством»: «смешайте немного гипса или цемента с мукой или измельчённой крупой, поставьте смесь в местах обитания мышей, рядом поставьте плошку с водой…». Тоже не приятно? Значит только «поручить специалистам» и не думать об этом?
Живя среди природы, приходится встречаться со смертью постоянно. Это конечно не приятно, но учит общению с ней.
Городской ребёнок «гуманно»изолирован от смерти и потому страх и отвращение перед ней загнаны в комплексы подсознания.


Могу сказать про себя (очень личный материал). Смерти (кого-либо) я очень боялась как чего-то отвратительного, то есть я её категорически не принимала, не могла смотреть, ни говоря о том, чтобы дотронуться…. На всю жизнь остался со мной мой неприезд на похороны мамы.

В детстве я как и все дети очень хотела зверька, собаку. Мама отказывала по соображениям гигиены, а папе говорила при мне: «они же помирают!». В концов-концов были разрешены рыбки. И они помирали. И когда это случалось, папа вылавливал их и спускал в туалет («чтобы дети не видели»).
Только прорабатывая в процессе обучения в МААП тему смерти, я поняла, что больше всего боюсь, что меня «спустят в унитаз»,то есть похоронят с минимумом уважения, печали, отпускания (а не спусканияL).
Сейчас мне много спокойнее и не только благодаря психологической работе, но и потому что много уже пришлось похоронить с детьми и птенцов, и куриц, и котят, и коз… Мир их праху. Воспринимайте как хотите, но мне становится спокойно, хотя и грустно, когда вижу как сын бережно кладёт мёртвую курицу на костёр и прощается, глядя на дым и искры, а потом убегает играть.


Сказки очень интересная тема. Для городских детей все старинные состоят из одних непонятных слов: печки, избушки, посадка репки,, ... даже три брата :). Нужны ли им сказки про их реальность  холодильники и лифты? Иначе сказки не выполняют основную функцию  научить понимать и описывать мир, а приучают ребёнка к раздвоению, развлечению, виртуальности.
Это теория. А когда пытаешься написать получается или взрослое, или сю-си-пуси слащавое, или бред.
Малышам читают сказки про Колобка, курочек, избушки. Ничего этого городской ребёнок не видит в своём окружении и может не увидит всю жизнь.
Печка для него – тоже что и трансформер или космолёт, лисичка  - как черепашка-нинзя, медведь  что лунтик (и того и другого в зоопарке можно встретить). Заяц, медведь и сова вполне могут выглядеть как шарики-смешарики.
Я не знаю, стоит ли сочинять и рассказывать городским детям сказки про холодильники и лифты. Думаю это будет лишь лакировка, приспособление к матрице. Хотя я пробовала – не трудно.
Дети слушающие сказки про старую деревенскую жизнь получают ранний опыт раздвоения, отрыва от мира. Роль сказок т.о. извращается до противоположной. Вместо адаптации – отрыв.


Хотя, полностью отрицать помощь в адаптации нельзя. Мне например русские народные сказки помогали адаптироваться к жизни на Земле в 40 лет.
Может их рассказывают как память и надежду вернуться. Как детям, родившимся в изгнании, рассказывают о родине…

 

Умные люди занятые поисками истины в педагогике нашли главную проблему - непонятные слова. Они обосновано говорят: если что-то не понятно, надо не заучивать, а долго возвращаться до момента где появился 1-й непонятный элемент. А если они задолго до 1госентября 1го класса?


 Горшок щей (никакого горшка, кроме туалетного дети не видели), квашня, соха (родители и сами часто не очень знают, да и объяснения мало что дают)…
Т.о. мы формируем у ребёнка «символический уровень». Как и зачем тогда бороться с уходом в виртуальность? Ведь мы сами поместили его развиваться в реальность договорённостей: я что-то говорю, ты что-то понимаешь. Символический уровень - Уровень знаков лишённых очевидного смысла.
Колобок. Не понятно ни слова. Колобок, сусеки, короб, лиса и заяц, да многим и дед с бабкой.



 Разговор о сказке Колобок с детьми 3-5лет живущими в экопоселении.

- как вы думаете, о чём сказка?


Данила:

-О том что мука нужна… А ещё тесто убегает. У моей бабушки тесто тоже убегает всегда.
Обсуждают  как у мам и бабушек убегает тесто.
Лена (старшая):
- нет, там колобок испекли уже.
Илья:
- а у нас кошка хлеб ворует со стола!
Обсуждают, что если хлеб оставить на столе или на лавочке в саду его таскают птицы и звери.
Аня:
- в сказке тоже все колобок съесть хотят!
Обсуждают, какие их знакомые звери с удовольствием едят хлеб. Начинают спорить, ест ли лиса хлеб. Никто точно не знает, смотрят на меня. Я подтверждаю, свежий хлеб любят все звери.
Тут Лену осеняет мораль, она старается перекричать всех:
- Я! я знаю, о чём сказка! Колобок съела лиса, потому что слушала. Мама у нас тоже не разрешает есть, когда шумим и дерёмся!

 

Я не проводила таких же опросов у городских детей. Вы можете сами. Могу утверждать, что они только пересказывают сказку. Единственный смысл, который обнаруживается с помощью взрослых – преодоление препятствий героем и опасность хитрости и лести. (А уж психологи напридумывают и индивидуацию, и инфляцию, и…)
А ведь это бред!
Ведь как уже говорилось,  большинство ранних сказок безсмыслены, они строятся на гладком сюжете с многими повторами и цель их – укачать, успокоить, усыпить ребёнка. А сюжет берётся из реальной жизни, текущих переживаний…


Сказка: Пожилой мужчина говорит своей жене – сходи в магазин и купи хлеба. Она отвечает – денег нет. А ты поищи по карманам, да по ящикам…


В сказках должны быть кастрюли, сковородки и микроволновки, машины и автобусы, лифты и бродячие собаки?
Может быть, так было бы лучше, но кто их сочинит? Профессиональные писатели? Нужны бабушки неторопливо прожившие день с ребёнком, заметившие сказочные моменты реальности.



Природная жизнь мифа


Мне больше нравится другой путь.
Можно ведь переместиться из виртуальной цивилизации в реальность более живой природной жизни. И обнаруживается, что миф – это не отдельная символическая реальность, а язык жизни.
Примеров безконечно много.


Дремучий лес. Эпитет очень точный. Это лес, который наводит дрёму, сонный, заблудит и никаких подсказок, водит кругами. И не выпутаться без усилий, как из дрёмы. У нас недалеко есть такое место. Деревенские предупреждают: не ходите, там леший водит, удрёмывает. Правда. За грибами идём – оставляем на опушке машину с орущим радио или дежурного, тогда ничего.
И это совсем не то что чаща, где непроходимый бурелом, ветки и старые стволы.


Дед Мороз  лезет через печную трубу. Какая логика? Там же жарко, грязно и тесно! почему не в дверь, форточку, щель? Банальное напоминание о том, что трубу надо почистить в декабре и тогда она будет гудеть-посвистывать.
Дед Мороз – важная фигура. Настоящий он или нет?  Богатый дед приезжающий на санях с гостинцами. Чего ж тут нереального.
Или нанятый за деньги, работник почты, переодетая мама или школьный учитель?


Почему один из подвигов Геракла – чистка авгиевых конюшен? Наряду с дальними походами и победами над страшилищами. А Вы попробуйте почистить конюшню хоть с парой лошадок, которую не чистили  неделю, не то что год.
Мои пацаны делают много тяжёлой работы, иногда рискуют на грани, зверьём лесным нас попугивают…. Но «поработать Гераклом» значит у нас чистку ямы под туалетом, или конюшни после долгих пропусков.


Да что там мудрить! Вот я выхожу из дома и вижу – на дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора… Ну надо же, блин, вот ведь как оно выглядит. Красиво кстати, если аккуратная поленница на зелёной траве.



Городские мифы.


Черепашки-мутанты, бетмен и супермен…
Где живёт Домовой? В избе, т.е. в доме, где печка есть. За печкой или на чердаке у печной трубы. Весной его торжественно провожают во двор, осенью зовут обратно. То есть он восновном там, где люди с их заботами и ценностями. Может ли он жить за батареей центр отопления и отправляться в Египет в отпуск?
Я вовсе не хочу обесценивать городскую жизнь. Это лишь другое эко. И всё же в нём очень мало живого в простом смысле живых клеток в окружающих нас предметах, жилище, стенах. Город не приемлет огня, живой воды, живой еды, грязи. Городской «дом» не дышит, не разговаривает. Полумёртвые кастрированные животные, стерильность, символом которой для меня являются рулонные газоны и сбор осенней листвы в полиэтиленовые мешки. Заметили: дождевых червей теперь нет после дождя на тротуарах?
Т.о. чтобы не путаться в реальностях я бы сказала, что в городе мало живого: воздуха, деревьев, земли, неба, смыслов.
«Всё, что я могу дать сыну – пишет мне одна весьма умная и яркая дама – это котлеты».  Я бы добавила: из химии и мертвечины.
Потребность в живом и втягивает в вакуум психики мифы и сказки. Жизнь проникает в психику как вирус. Но это лишь диффузия.
Шаман (у В.Серкина) говорит, что у каждого есть своё дерево, которое надо увидеть во сне, а потом искать. А мы что говорим клиентам, когда они дерево видят во сне? А сами?



Жизнь на Земле.


Это вовсе не игра слов. Ещё в подростковом возрасте я обнаружила некий феномен своих перемещений. Ночь и часть дня я провожу дома на 8-м этаже, часть дня в школе – на 2-3, вечером еду на спортивные занятия  час в метро, переходы, потом опять этажи. Таким образом, живя в Москве, на самой земле я провожу несколько процентов времени за неделю, год. Много позже когда (находясь дома на 18-м) в одном йогическом тексте прочитала «почувствуйте своё место на Земле», болезненно ощутила его отсутствие.


Нас тянет туда. Осталась память, что эта реальность существует. И мы словно покинув свою планету хотим передать детям мифы.



Что происходит, если вернуться?


Другая «реальность» становится символической. Мне снятся сны про пятиэтажки и производства, детям про городскую школу и т.п. Но это не часто. В основном сны очень приближаются к реальности (иногда до обидного – «что вижу то пою»).
Вот Вам например моя страшная сказка. Прочитала статистический расчёт: площадь мегаполиса поделили на количество жителей (официальных). Получилось 100кв.м.. Вот и представьте: ваши личные 100кв м и на них Вы, вещи, машина, с/у, кухня, работа, все обслуживающие службы(некий %  (1/10000000) парикмахерской, магазинов, заводов, развлекаловок, больницы, кладбища, школы, контор, правительства….), кусочки общественного транспорта (от трамвая до аэропорта, кусочек дорог и может быть даже немного травы и дерева….


Сейчас родители и педагоги задаются вопросом: как быть с уходом детей в виртуальный мир? Я на него отвечать не буду. Потому как непонятно, где не виртуальный. Это игра в матрицу  выходя из одной виртуальной реальности попадаешь в другую, которая Вроде Бы более реальна и то только потому что в ней много народу, больше проблем и боли.
Хороший пример  игра во время. Наш милый Президент «отменил переход на зимнее время» без всякого соотнесения с реальностью вращения Земли. Теперь весь учебный год дети будут вставать и начинать деятельность за несколько часов до рассвета. Но многие ли это замечают?


Ещё несколько реальных мифов:


На фига козе баян

Окончание поговорки потерялось – « … она итак весёлая».
Не знаю может ли фотография нашей Мышки передать эту постоянную улыбку козы.
Вид у неё блаженный. Козы даже помирают с этой улыбкой.
Она меня даже раздражает иногда. Никак не понять: может, она голодна, замёрзла, скучает… - вечная блаженная улыбка.
После того как обратила внимание сына на это, он так и стал её звать «блаженная». А у меня её имя Мышка стало ассоциативно соединяться с Идиотом Достоевского.



Пилить сук на котором сидишь.

Ино-смысл понятен всем. А пробовали отпиливать сучья у деревьев? Пилить другой сук далеко не так удобно.


Деревья действительно разговаривают.

С нами и друг с другом.
Когда встречаешь зверя в лесу, с ним разговариваешь. Можно и не встречая. В детстве помню никак не могла понять, почему волк сразу не съел Красную Шапочку. Теперь понятно. Встречаешь зверя, здороваешься, говоришь, я иду своей дорогой, он уходит своей. А вот потом правда страхи догоняют. И уж если идёшь проведывать одиноко живущую в лесу старуху, а она дверь долго не открывает, начинаешь фантазировать всякое.
С дворовыми тем более разговариваешь. Бабушки в деревне разговаривают с козочками и курами не потому что больше нес кем, а потому что они понимают и отвечают не хуже детей. А про яблони и помидоры уж кто только не писал.


Недавно попросили написать про волшебство для учительской газеты «1 сентября». Текст не взяли, сочли за ненормальную. Опубликованный материал шёл подлозунгом: «Детям надо давать верить в волшебство, хотя оно не существует» (типичная иллюстрация границ консенсуса реальности и двойной морали). Потом это преломляется в границу между «психическим» и «реальностью».
Так Реальность  души, которую так старался объяснить Юнг, из феномена её присутствия преломляется в «феномен» чего-то отдельного.


Фильм «Лабиринт Фавна»
Яркий фильм, не очень-то принятый обществом. Я слышала о нём множество нелестных отзывов: ужастик, детский, слишком взрослый, не пойми что. И удивилась, когда посмотрела.
Фильм о войне, причём довольно тяжёлый, как большинство фильмов о 2-й мировой, близкий к Хроникам Нарнии, с похожей идеей, но много жёстче. Ну так в Англии было полегче чем в Италии.
Фильм действительно нельзя поставить на полку ни к детским ни к взрослым, ни к драмам, ни к фентези… Он очень глубоко/широко реалистичен, мудро-грустно преподносит смесь взрослых мифов о плохом и хорошем, справедливости и долге, заботе и чести… и реальности, видимой только ребёнку с открытыми глазами.
Конечно не такие тяжёлые примеры тоже есть в большом количестве. Но они все легко переносятся в разряд сказок и принимаются обесцениваясь.



Шагнуть в миф


Сделать шаг, попросту переехать в другую реальность по существу не многим сложнее, чем сделать это на символическом уровне. Ведь те же отговорки про «нет средств, времени, сил», про «не понимаю зачем» ит.п. удерживают и от похода в психоанализ. Процесс тоже похож – актуализируются комплексы, страхи, защиты. Конечно, психоанализ выглядит безопаснее – проще сбежать, отгородиться во времени и пространстве.  А опасности расщепления мы не чувствуем – она привычна.
Здесь большое поле для работы сельского психолога. Но это другая тема. А тут лишь скажу: сказки, мифы прошлого – лучшее подспорье. Анализировать их не надо, а проживать легко, интегрируя и интегрируясь. И ещё юмор – без него никуда.


Удачи!

Ю.Же
Милое
май-сент2011