СКАЗОЧНАЯ ЛЕНЬ
Жемчужникова ЮлияСКАЗОЧНАЯ ЛЕНЬ
Юлия Жемчужникова
Мы говорили с детьми про фантастику и сказки. Говорили о том, что сначала всякая идея рождается как фантазия (ковёр-самолёт, скатерть самобранка, тарелочка всё-показывающая, инструмент, что сам работает и т.п.) в сказке или фантастике, а потом со временем воплощается технически.
Потом это как-то соединилось с раздумьями о том, почему разные знакомые стали заваливать меня откровениями типа: «У меня жизнь противоестественная, потому как ленюсь совершенно невероятно.… И жена (муж) - тоже ленивая(ый) до невозможности…».
Да и сама я стала за собой замечать много лени.
Лень становится повсеместной и очень распространённой. А главное – принятой. Мы объясняем её усталостью, потерянностью. И мы стали к ней привыкать. И она лишь в некотором кокетстве выглядит плохой. Лениться перестало быть стыдным. Вполне нормально уже стало говорить о своей лени если не начальству и подчинённым, то уж коллегам – пожалуйста.
Наша городская жизнь разделена на фрагменты. Одни из них – гон, напряжение, езда, сдача отчётов и срочной работы… Другие – между ними – диван, пиво, «ничего неохота». Даже наша пресловутая русская быстрая езда постепенно поглощается часовым зеванием в пробках.
Съездил Емеля на печи туда-сюда и опять спит.
Итак, напрашивающаяся мысль такова. Мы уже имеем самоходные телеги без лошадей по комфорту – скорее печи; еще - блюдечки телевизоров, показывающие нам всё и вся, быструю и лёгкую еду… И так вот незаметно мы воплотили главную идею наших русских сказок – Лень.
Главный герой тот – кто даже рыбку вылавливает хоть и не без труда, но лишь для того, чтобы потом «дёргаться» как можно меньше. Помню, ещё лет 10 назад меня стало цеплять в сказках, то, что основное-то чудо в них не щуки, лягушки, волшебные колечки…, а мамки и отцы у которых сыновья умудряются лежать на печи целыми днями. Ведь даже Илюша Муромец до 33-х!!! Неужто они надеялись спихнуть потом дитятей щукам, Сивкам, Горбункам и мужичкам из ларцов или работящим царевнам? Или уж так вышло. И вот эти чудеса сбылись. Сидят наши герои перед волшебными блюдцами мониторов и не просто смотрят – управляют странами и царствами и драконами… И нет в этом трагедии, устраиваются потом ничего себе.
Сейчас много говориться о том, что потеряны ориентиры… А были ориентиры у Емель и Иванов? По-моему – нет. Лень была.
Ну, жениться на царевне – отдельная песня. Однако про тоже. Разве она погонит картошку сажать?
Плохо это или хорошо? Да никак. Закономерно.
Лень довольно безобидна, я бы сказала, экологична. Лень не агрессивна. Лень, как и в сказках, может неожиданно привести к открытию чего-то нового, порой полезного.
Однако, почему-то хочется предложить: давайте уберем эти сказки из детсадовской и школьной программы, перестанем их переиздавать как «наследие предков»! Мало ли кто как наследит. Может ещё чего поищем. Может это потому так хочется, что сказки выражают не распространённую ситуацию, а наоборот – редкое исключение. Или м.б. потому что упускается часто аспект количества и соотношения сыновей. Идея что всякая семья может себе позволить иметь третьего (!) сына бездельником, а не единственного?
А впрочем, похоже эти сказки и сами уже ушли, не увлекают детей.
А теперь о заменах. Что сейчас читают, а всё больше смотрят наши дети? Грубо говоря – боевики. Это всевозможные идеи борьбы добра со злом, где также используются разные приспособления в основном оружие и средства передвижения. Даже Гарри Поттер о том же.
Отличие, пожалуй, в том, что битвы нынешние более вселенско-масштабные и изощренные. В них часто нет конкретной личностной цели вроде добывания невесты или защиты родного селения, а обычно разворачивается один или несколько эпизодов некой извечно-бесконечной борьбы. И ещё по моим ощущениям счастливый конец совсем не так конкретно очевиден теперь. Не так материален что ли… Кто-то умер, кто-то выжил… И жизнь продолжается.
Материалистичность и каузальность уступила мистике и постмдернистской размытой открытости.
И хорошо.
А дальше?
Чудесная вещь … «Бесконечная книга». Красиво, витиевато, по-настоящему сказочно. Жаль, что формат её не позволяет ей стать эпосом. «Мечтою я творю реальность». Я, в общем, за это.
И ещё. Мне кажется весьма знаменательным и закономерным то, что сказки в которых «обычные» герои попадают в волшебные ситуации, сменяются сейчас другими. В нынешних сказках, фильмах, мультиках преобладают герои-мутанты, открывающие в себе сверх способности, действующие в обычном настоящем.
По-моему, здорово! Хватит нам уже приспособлений. Пора нашим детишкам и внучатам заняться способностями видеть и проходить сквозь стены, читать мысли, да и просто летать. Скептически улыбаетесь? Что ж на идеи полётов в космос и чудо-печек тоже так когда-то реагировали… В этом может и есть смысл сказок, что они кажутся нереально фантастическими, но смелую энергию детской мысли направляют и с ней прогресс. А там глядишь, лет через 100 все уже свободно перемещаются в пространстве, читают мысли, управляют огнём и вообще колдуют как хотят...
А что же лень? А что лень – пусть лежит себе на печи, вернее – на диване...
Ю.Же.
Апрель 2008