О НОВЫХ МЕТОДАХ ПЛАНИРОВАНИЯ (К вопросу о новом языке)
Жемчужникова ЮлияО НОВЫХ МЕТОДАХ ПЛАНИРОВАНИЯ (К вопросу о новом языке)
Юлия Жемчужникова
- Слушай, Ю. А как ты планируешь сделать с …(поездкой, работой, т.п.)?
- Ты знаешь, ничего! Вроде планирую. Вот на той неделе что-то приболела (или погода…) – планировалось не очень. А сейчас вроде ничего, поймала, планирую!
Примерно такой диалог стал для меня сейчас хоть и весёлой пока, но нормой. Ввела его в моду в своей семье и вокруг.
Вопрос: что сейчас происходит со временем, а потому и с привычным алгоритмом планирования – большой и интересный. С.О.Раевский приподнял его на 2-ой Южно-Российской конференции и, надеюсь, ещё разовьёт его в наше удовольствие.
Я возьмусь пока лишь констатировать факт весьма доступный большинству: со временем, т.е. с его привычным измерением и наполнением явно что-то происходит. Или можно сформулировать по-другому: то, что сейчас происходит, в основном плохо соотносится с привычным измерением времени. Как следствие - повсеместно трудности с привычным планированием.
Может быть это, конечно, особенности некоего «моего круга». Вам судить. Если так – можно считать наблюдения и выводы валентными лишь для него.
Так вот, последнее время мне только и приходится слышать:
- ничего не могу планировать;
- всё срывается;
- не понятно, что творится;
- я в каком-то подвешенном состоянии.
Похоже, что всё больше и больше работает поговорка: «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Планы, даже очень обдуманные и, казалось бы, реальные, становятся предметом Его постоянных шуток и часто страданий составителей. Старые методы работы с задачами и временем – не работают.
Мы продолжаем планировать, т.е. выстраивать логические цепочки из целей, задач, действий, алгоритмы их взаимосвязей… Всё это выглядит красиво (хоть и не работает), т.е. логично. Ибо именно логичность в старом привычном планировании олицетворяет красоту и правильность…
А в новом планировании красота – это плавность, неожиданный вираж, игра скоростью и направлением, чувство потока… Сейчас объясню.
Много раз, услышав про ощущение/состояние «подвешенности», и сама поймав, констатировав его не раз, я вдруг наткнулась на совсем очевидную ассоциацию.
Год назад мне посчастливилось полетать на планере. Те, кто знает, что такое свободный полёт (не падение!) на дельтоплане, парашюте-крыле, планере и т.п. крыльях без моторов и тягачей, поймут меня так. Остальным очень советую это пережить и попробую коротко объяснить.
Сначала некая сила (в моём случае – грохочущий малый самолёт) поднимает тебя в воздух на тросе. А потом отстёгиваешь этот трос и… Тишина, небо. Первое ощущение действительно – «подвешенности», ибо скорость понимается и ощущается не сразу, ты не крутишь педали, не машешь крыльями, не работаешь мотором и при этом не падаешь. Это ощущение неестественно для нашего привычного восприятия, похоже на физический нонсенс, и потому первая мысль о невидимой нити, на которой висишь. Просто потому что мы приучены Ньютоном и своим земным опытом, что парить над землёй без приложения чьих-то усилий нельзя.
Потом мозг находит рациональные объяснения про потоки воздуха и немного успокаивается. Помните у Бутусова: «воздух выдержит только тех, только тех, кто верит в себя…».
А потом, наконец, начинаешь осваивать полёт. Планирование.
Инструктор объяснил мне это так. Наметь точку на земле. Ориентируйся на неё носом. Чувствуй планер. Чуть наклоняешься вправо – идёт поворот. Сильно – перебор… Теперь можно влево или сделать красивый круг. Нос вниз – скорость увеличивается, вверх – замедляешься. Следи за облаками – они дают подсказки. Не делай резких движений – манёвр должен быть красивым. … И ещё много разных значительных слов.
Итак, это планирование предполагает знание, но построено на чувстве. Чувстве воздуха, свободы, многомерности (почти безграничной), красоты. Скорость и расстояние здесь совсем не связаны с затратами энергии, ресурсов, а лишь с некими атмосферными параметрами, направленностью носа и навыками планирования.
Говоря о своём «подвешенном» состоянии, люди привычно жалуются на отсутствие твёрдой почвы под ногами, соответствующими трудностями в определении скорости-времени-расстояния и расхода топлива. И ещё на невозможность пользоваться привычными двухмерными картами местности. Может быть, пора увидеть, что «подвешенность» - ложная метафора, ведь никто не держит верёвку! Это скорее «подкинутость», «приподнятость» и возможность летать, планировать.
Новое время – новые алгоритмы (хотя это слово, предполагающее строгую казуальность, м.б. совсем не к месту теперь).
Новое планирование это:
- идея цели;
- чувство полёта;
- красота и радость;
- сочетание плавной неторопливости и восторга виража…
- и больше никаких step-by-step.
Конечно, возникает большой вопрос социального взаимодействия. Мы связаны в наших планах с другими людьми. Но теперь больше нет планов, есть только «связанность» в планировании, совместное планирование. Придётся отказываться от привычности правостороннего двухмерного передвижения с полосами, светофорами, порядком перестроения… Простор и многомерность (хотя и здесь становится многолюдно и идёт речь о правилах, но они другие). Возможность хорошо ощутить мудрую мысль о том, что Пути не пересекаются (только ошибки).
Итак «планирование» теперь имеет совсем другой смысл. Думаете, фантазия? А Вы пробовали? Всё равно ведь по старому уже не получается. Попробуйте, м.б. понравится. И будете тоже на вопросы типа: «Скажите, а как Вы планируете…?» отвечать: «Неплохо пока планирую. Может к пятнице… смотря по погоде…». Плавность бреющего полёта, изящество виража, а вовсе не логика и нереальная чёткость договорённостей будет вашим подарком себе и партнёрам.
Совместное планирование – интереснейший процесс как видится. Он относится к высшему пилотажу. Но нам ли, людям, осилившим построение цивилизации, чураться новых задач. Если уж чайки могут…
И p.s., про чаек и т.п.. Опытные лётчики, и ещё диспетчеры и др. много знают о пилотаже и могут его сложно, но грамотно объяснить и это, м.б., кому-то будет полезным. Но я, если Вы поняли, не о них говорила, о птицах.
Юлия Жемчужникова
Кажется, 2 августа 2007. д.Милое.