Не обижайте ближнего своего, как если бы, это было То Самое животное, присутствующее в Вашей психике...
Забуслаева Ирина
"Не будите спящую собаку." - это выражение, простое по содержанию, и очень глубокое по смыслу...
В фильме 1992 года, созданном режиссером Инессой Селезневой, «Воспитание жестокости у женщин и собак», раскрывается последовательность событий, когда покинутая собака, хозяева которой уехали надолго, осталась брошенной на улице. И главная героиня обрела подругу в переломный момент ее жизни...
Антуан де Сент Экзюпери в своем «Маленьком Принце» говорит всем нам :”Мы в ответе за тех, кого приручили»
(Антуан де Сент Экзюпери) «Я - кошка… Всего лишь маленькая кошка… Твоя маленькая кошка… Это ты так называл меня… Помнишь? Нет? А я помню… Я помню, как ты говорил, что никогда-никогда меня не оставишь… Я многое помню… Я помню, как ты впервые меня увидел и принёс к себе домой ещё маленьким, несмышлёным котёнком… Я помню, как ты учил меня многим вещам, которые должна знать воспитанная кошка… Ты так говорил… Я помню, как смотрела в твои глаза и видела там безграничную нежность и тепло… Я помню, как ты постепенно, не сразу научился говорить со мной, ты стал рассказывать мне о своих бедах и радостях, а я ласкалась к тебе… Я не могла выразить словами, как ты мне дорог, я же не умела говорить… Я помню, как ты держал меня на своих коленях и гладил мою шёрстку… Ты говорил, что мы никогда-никогда не расстанемся… Я верила тебе… А потом ты всё чаще стал пропадать… На день, на два… Но ты всегда возвращался… Ты приходил и говорил мне… Мы говорили обо всём на свете… Ничего, что я не могла ответить тебе… Я прекрасно понимала тебя… Ты относился ко мне, как к человеку… Да, именно, как к человеку… Ты знал всё, что мне нужно, и я знала, что нужно тебе… Когда ты болел, да что уж скрывать, почти умирал, я сидела рядом с тобой и пыталась хоть как-то согреть тебя… Не скрою, я тогда боялась, что тебя не станет вдруг… Помнишь? Нет, ты ничего этого не помнишь… За то недолгое время для тебя, и всю жизнь для меня, что я была твоей кошкой, я научилась любить человека… Ты научил меня любить… Знаешь? Нет, не знаешь… А ты всё чаще и чаще стал уезжать… Надолго… Мне тогда казалось, что ты никогда не вернёшься… Но ты возвращался… Ты всегда возвращался… Я ждала тебя… А потом в твоей жизни появились Другие… Я не знаю, кто это был… Просто ты уже стал не таким… В твоих глазах не было больше нежности, в твоих глазах уже больше ничего не было… Я смотрела, искала следы того, прежнего Человека… В твоих глазах осталась только пустота… Ты стал все чаще говорить, что я только мешаю тебе, что из-за меня ты не можешь никуда уехать… Я терпела… А что я могла ответить тебе? Я не могла сказать, как ты обещал показать мне весь мир, всю вселенную… Я и сейчас не могу ничего тебе сказать… В этом холодном, неприятно пахнущем кабинете… Я знаю, что сейчас со мной сделают… Кошки всегда это чувствуют… Я вижу, как ты уходишь… Я хочу закричать, но понимаю, что ты не вернёшься и не заберёшь меня с собой… Как раньше уже не будет… Чьи-то жестокие руки прижали меня, мне трудно дышать… Они что-то говорят, я их не слышу… Мне всё ещё хочется верить в чудо… В чудо твоего возвращения… Но ты уходишь всё дальше и дальше… Я слышу твои шаги… Они всё тише и тише… Теперь уже всё равно… Возможно, ты вспомнишь обо мне… А может — нет… Впрочем, мне будет уже всё равно… Никогда тебя ни о чём не просила… И сейчас не буду… Может, догадаешься сам… А может и нет… Мимолётная боль от укола… Вот и всё… Теперь темнота… Прощай, Человек!»
Наше собственное животное, которое живет в бессознательном, воплощенное в проявлениях жизненных потребностей, повадках, месте обитания, комфортных условиях, способности выживать или умирать там, где есть эти необходимые условия, или они совершенно не подходят — все Это, очень важно для Жизни.
Вопрос, как создать совместную жизнь Людей и Природы?
И мы опять возвращаемся к теме Природа и Человеческая Природа...
В мифах и сказках мы можем узнать, как в нашем отношении к тем или иным персонажам, чувство принятия или отвержения, вдруг нас охватывает.
Как мы выстраиваем отношения с теми или иными проявлениями в характере людей, что созвучно нашему мировосприятию, а что вызывает ярость, гнев, сопротивление, вражду, вызов на «смертельный бой», приглашение к танцу, приглашение для продолжения Рода?
Временное соитие, как контакт, или приглашение для длительного Пути совместного строительства гнезда, норки, убежища, дома, пристанища, чтобы вынашивать потомство? Временное и длительное, дискретное или линейное, в гору или в глубину, бегом или шагом?
Чем больше наше внутреннее состояние отвергает какое-то животное, тем больше оно в нас присутствует, как Тень, теневая, темная сторона личности, неизведанная, но ресурсная.
Боги часто и представлялись людям в виде животных, птиц, глубоководных обитателей, растений, деревьев...
Анонимность присутствия божества для этого и проявляется в нашей жизни, чтобы Человек смог научиться распознавать символическую жизнь, что наполняет воображение, как и питает Душу и Дух.
Не зная этого о себе, мы можем обрекать себя на саморазрушение, или позволять другим это делать.
Тот, кто приручает, всегда имеет в себе близость через стихию, именно к этому животному, дереву, цветку, стихии. Это всегда встречное движение... А допустимая дистанция может позволить мирно существовать, или все время сражаться за выживаемость, или быть попросту «съеденным на обед», как пища.
Но приручить Человека, это не то же самое, как приручить домашнее животное, или дрессировать зверей в цирке. Но часто именно так и происходит.
Тот, кто прикармливает, вынашивает какие-то мысли, цели и задачи? Для чего это делается? Каким смыслом наделяется сам процесс взаимодействия? Что или Кто за этим стоит, управляет, следит, контролирует?
Наше внутреннее, слабое и беззащитное животное может нуждаться в лечении, поддержке, уходе, но может стать объектом эксплуатации.
В то же время, хищник в состоянии голода, может пожирать братьев меньших. В разных культурах именно перевоплощения одних и тех же животных, могут раскрыть символическую близость, а отсюда и найти Путь к своей Культуре, древнему языку личной истории...
И в таком подходе само миротворчество, как поиск совместимости, может помочь освободиться от враждебной Тени, ранее вытесняемой в бессознательное.
В американском фильме «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» происходит бег по кругу на выживание, а во внешнем круге зрителей происходит другой бег на ставки, кто придет первым...
Вы узнаете себя, как участника такого бега?
Когда Личность может отделить свои личные переживания от влияния Внешнего Мира, то наступает совсем иной процесс осознания Себя и своей роли в этом же мире. Беря ответственность, необходимо понимать и возможные последствия своих действий.
Какой восторг от бега свободной Лошади можно почувствовать, если отпустить ее, дать возможность насладиться Ветром, развивающим ее гриву... А может Она очень долго стоит в загоне?
А может старый мерин, как «Холстомер» в повести Льва Толстого, нуждается, чтобы выслушали его историю?
В этой повести раскрывается жизнь Мужчины, как похожей, в ее выражении литературным языком.
Как в повести «Белый Бим, Черное ухо» Гавриила Троепольского, особенность, как «непородистость», как «второй сорт», вынуждает обратить внимание на достоинства, которые нельзя ставить в один ряд с породистостью.
В человеческом мире часто такие понятия очень запутаны, как и жестко регламентированы, выражаясь, например, «много званых, да мало избранных». Уместность перевода необходима всегда, на мой взгляд, как способности самого переводчика, владеющего символическим языком.
Например, такая близость понятий, что в переводе имеют очень тонкое различие - чувства и ощущения — англосаксонское слово «fol” - тот же корень с feeling – ладонь, а исландское слово «ощупывать», воспринимать при касании ( позитивно или негативно).
То есть, чувство когда-то означало прикосновение!
Поскольку в эволюционном ряду развитие Фауны и Флоры имеет свои закономерности, то в эволюции Психического сам Человек и находится в этом Психическом.
Такие взаимные проекции, когда ребенок еще в детстве начинает общаться с Природой, могут помочь увидеть, как в своем отношении к ней, он проецирует на нее свой внутренний мир, своих внутренних животных, свои чувства, как с ним обращаются его родители, братья, сестры, другие.
«Весна, лето, осень, зима и снова весна» Ким ки Дука - это притча о повторяемости, смене циклов смерти и рождения.
Мальчик наносит увечья маленьким существам ради забавы, но мудрый учитель преподносит ему первый урок исправления своих ошибок...
Повзрослев, его Образ Тела, включающий в себя, все переживаемые моменты в развитии, может воссоздавать и природные циклы, как циклы рождения и умирания видов животных, растений, рек, морей и озер...
Ребенок, а потом и Взрослый проецирует в своих отношениях с живой природой именно те чувства, те переживания, способности в поведении, стремление к познанию, способы адаптации и т.д., очень близкие к его Сущности.
Этих сказочных героев, помощников, в виде говорящих животных, мы помним из детства. И они могут помочь выйти из сложной ситуации, если еще раз к ним обратиться.
Но чтобы обратиться, необходимо разыскать Того, кто сможет услышать...
Это означает - услышать своего Внутреннего Ребенка. Мы носим его всегда с собой.
И это удивительно точно может приблизить и к возможности его научить обращаться с самим собой, признавая свои ресурсы и ограничения.
И отсюда произрастают возможности найти именно свою пару, и найти «пару», как одиночку, или троицу, четверицу, квартет... То есть, именно потребность в определенной группе, скрытая в личном бессознательном, должна быть осознана, что дает возможности полноценного существования на нашей Планете Земля...
Определенность личной возможности полноценного существования и деятельности в Среде, выражается телесно, как обратная связь, так скажем, «Молчащего» существа.
Причины и следствия всегда взаимосвязаны.
Например, когда, животное, раненное самим ребенком или , на его глазах другим человеком, может быть воспринято безразличным поступком, а может вызвать очень сильный отклик в Душе, и надолго вытеснено, как «лишнее переживание».
Впоследствии, насилие над этой «неизвестной» сущностью, как своим животным, и может вызывать очень сильную внутреннюю боль.
У Другого, который не знает об этом, может постоянно присутствовать ощущение, как и желание освободиться от самого «ребенка» во Взрослом человеке, который напоминает о Прошлом... Как только появляется возможность это разделить, меняются и отношения, как облегчение и снятие старых проекций.
В то же время, позитивное, заботливое ухаживание, воспитание, дружба и поддержка, могут стать опорой для будущей жизни.
Это напрямую относится к жертвоприношению, как и буквальному, и символическому, архетипическому.
И в то же время, именно связь с этим животным, растением, деревом и т.д восстановленная снова, может дать новый способ заживления ран.
Подобное лечится подобным, исцеление «патологии» в самой патологии..., как противоядие в самом яде...
Если мы вернемся к этому фильму «Воспитание жестокости у женщин и собак», то взращивание мести за причиненное насилие когда-то, и может стать, к сожалению, источником разрушений даже тех, кто не виноват.
Если с этим вовремя не разобраться, то можно причинить много Зла в отместку, за причиненное ранее, страдание, просто даже неприятное воздействие.
Мотив материнского инстинкта, который часто и эксплуатируется в социуме, может обрести силу после значимой потери. Потому что, мы можем осознать ценность потери через свой личный опыт сильных потрясений, после которых сами ценности меняют свои приоритеты.
Мотив «покинутого гнезда» близок Всем Людям, когда дети взрослеют и хотят уйти в Иную Жизнь. Но, само Время этого покидания, или, наоборот, «выброса», «отвержения», может тоже быть переведен с природного языка на глубинно-психологический. «Спящая собака» , как инстинкт защиты и нападения, насильно разбуженный, может укусить. И тогда тот, кто сам ее насильно разбудил, может пострадать, а потом жестоко ее же и наказывать.
Одноименный спектакль «Не будите спящую собаку» по мотивам пьесы английского драматурга Джона Бойтона Пристли «Опасный поворот» раскрывает мотив, когда тот, кто раскрывает Истину, становится жертвой самой этой Истины...
Когда не остается в этой жизни ничего, чем человек дорожил, то и сама жизнь может закончиться... Но такого не может произойти, если есть еще, хотя бы один шанс на спасение.
Архаический уровень эволюционного развития непосредственно связан с цивилизацией, которая циклически повторяет определенные стадии...
Психика развивается намного медленнее, что и раскрывают сновидения, в которых появляются, например, древние, уже вымершие животные.
Любое животное имеет Женскую и Мужскую сущности, как составляющие пару, и могут быть одиночками, однополыми.
В образе жизни такой пары, причем, это настолько огромное пространство видов и подвидов, выстроенных в определенные группы, подгруппы, можно исследовать свою собственную принадлежность к миру Животному и Растительному.
Этот язык, переводимый на глубинно психологический, обладает способностью выстраивать мосты именно там, где когда-то была разрушена связь.
И часто именно не сочетаемость таких «подвидов в животном мире» и может, к сожалению, предложить жизнь, например, как «кошка с собакой»...
Вопрос, могут ли подружиться кошка с собакой, коза с дельфином, бык с львицей, кит с акулой и т.д...в нашей психике?
Возможно и могут, если найти то, что их может примирить. Позволить символическому найти связь с буквальным...
Создать что-то общее, как, если бы, ни то, ни другое, а Третье...
Помните, у Киплинга в «Маугли» ? Во время засухи все звери подходили к водопою, и именно в это время вступал в силу Закон!
Источник в это время принадлежал всем, но в этом и есть более глубокий смысл, а кто убирает за собой свою собственную грязь?
Именно в сновидениях, в проявленности появляющихся животных, можно разобраться в том, какое послание сообщают они из глубин, поверхности земли, воздушного пространства Бессознательного...
Какое послание сообщает нам, например, собака? Какая мифология лежит в основе личного бессознательного, образуя узор или орнамент, тайнопись самой Души и Духа?
В фильме «Лабиринт Фавна» жестокость к женщине порождает смерть самого насильника. А замечательный фильм «Мой домашний динозавр» настолько раскрывает путь поиска Отца маленьким мальчиком, который находит Друга, как и веру в непроявленность присутствия Неизведанного, что существует... Отсутствующий Отец, наделяется сакральным смыслом Его присутствия, как того, кто помнит, кто был Другом, кто послал Весть, посредством другого языка...
Восстановить Память в поиске Позитивного наследства, это необходимый ресурс, чтобы выдержать невзгоды и трудности в будущем.
Бывает, что это сделать намного трудней, чем найти и культивировать негатив, как оправдание собственных неудач.
Не обижайте ближнего своего, этот ближний очень может быть похож на Вас..., присмотритесь внимательно, узнаете?
В выражении: «Возлюби ближнего своего, как самого Себя», может означать, Ближнего, как, в глубине Бессознательного той Сущности, которая в этом очень нуждается...
Эго и ближний свой, как Самость, могут быть необходимы друг другу... Стоит начать строить Мост, даже если он разрушен.
Это никогда не бывает поздно сделать, просто дать себе возможность опять начать строить... Воплощение Мечты, в самом ее малом выражении, может «убрать камень с железнодорожных путей», чтобы состав не сошел с рельсов, и не произошло катастрофы.
Образ «перевернутого Айсберга», как скрытого Бессознательного, может помочь проложить фарватер, как карту своей Психологической Территории...
15 июня 2013 года Ирина Забуслаева
|