Лука, Лилит и современность

Садов Максим

Лука, Лилит и современность.

Максим Садов

Я долго размышлял о Лилит и о моём эссе, посвященном ей.  Мне постоянно казалось, что чего-то не хватает, что-то до сих пор осталось не в поле моего зрения. Я совещался со своими коллегами, которые говорили, что тема человеческих взаимоотношений мало раскрыта в эссе, и об этом я знал и отчетливо понимал, и начал снова рефлексировать на тему Лилит. С плодами моих размышлений вы можете ознакомиться ниже.

В моем эссе три ангела и Лилит. Я много размышлял на тему происхождения генезиса первого человека и Лилит. Сразу же после написания эссе я принялся искать присутствие Лилит в разных областях человеческого существования и психической деятельности – к примеру,  в искусстве, политике, экономике, биологии. Однако, заглянув в самую натуральную и наиболее доступную для меня  область человеческого знания, такую как биология, я наткнулся на присутствие Лилит. Но перед тем как говорить о ней,  необходимо снова вернуться к вопросу о происхождении жизни на Земле. Поэтому необходимо раскрыть тему биосферы как носителя психики и как её содержимого. 

Возможно, то о чем я буду говорить, является весьма фантастическим, удивительным. Но сама психика настолько удивительна и фантастична, а нынешняя наука шагнула так далеко, что пространство мифа, общественные и научные достижения человеческой цивилизации в целом,  а также совокупность практики и знания психологии накладываются друг на друга и рождают нечто новое, с чем сталкивается аналитическая психология.

Лука

Согласно последним знаниям биологии о происхождении жизни на Земле, нам известно, что изначально вся жизнь, появившаяся на нашей планете, произошла из трех первых источников: ими являются три домена археи – это первобытные бактерии, бактерии и эукариоты, к этим последним относятся некоторые одноклеточные и даже мы, люди. Все эти три домена занимают все жизненное пространство планеты Земля.  Когда биологи сопоставили все данные, они пришли к выводу, что все эти три домена являются генетическими наследниками Луки, а именно «LUCA» – это аббревиатура с английского языка last universal common ancestor.

 

phylogeny

 

Дело в том, что Лука – это «последний универсальный всеобщий предок»  и все эти три домена, из которых, собственно говоря, образована вся биосфера Земли, произошли от него, в некотором смысле можно сказать, что он и есть вся биосфера Земли.


Он был не единственным таким организмом, населяющим Землю предположительно 3,6 – 4,1 млрд лет назад. Однако, именно он обладал огромным ЭРОСОМ, ресурсом жизни и, видимо, являлся наиболее сексуальным персонажем того времени или, если перефразировать, он был самый настоящий пассионарий, который рассеял и расселил свой генетический материал по всей Земле.  Можно сказать, рука Божья была на нём, ибо вся жизнь планеты Земля и есть Лука. Рассматривая Луку в таком ключе, сразу приходишь к  выводу, что он является некоторым архетипическим всеобщим отцом, что интересно, он, этот Лука, персонаж истории биологической жизни Земли, его можно рассматривать как первородную материю, из которой было создано все живое вещество планеты Земля, но и одновременно, как мне кажется, психика сразу же наделяет его некоторыми чертами, присущими древнегреческим богам или библейским персонажам.


К слову сказать, согласно иудейской мифологии, человек был создан из земли – праха ханнайского и морской воды, после чего бог вдул дух в лицо человека  – по-видимому,  сопоставление духа и света очевидны, рыбы были созданы из воды и света, а имя Лука (Λουκᾶς) в переводе с греческого значит «свет».  Не знаю, почему биологи выбрали именно такую аббревиатуру Лука, ведь  как библейский персонаж, как апостол и евангелист Лука - фигура крайне интересная его символом является херувим – крылатый телец, исполненный очей.

red bull


Вспомним древние библейские писания: телец был известен как Золотой Телец, предположительно, это один из первых символов  Яхве,  вскоре его заменят на огненного змея Серафима – медный змей Моисей.  В книге пророка Иезекииля  описаны  херувимы с четырьмя ликами, ликом орла, льва, тельца и человека, этот тетраморф является той самой  точкой, из которой вышли разнообразные формы жизни на земле, и одновременно в этом гармонично сочетается четверица, четыре стихии, четыре стороны света, четыре каббалистических мира. Но в данном случае херувим в облике тельца как символ Луки может поведать нам о некотором возобновлении духовной работы на новом уровне, выход с уровня природного естества на уровень духа, ведь Лука биологов - это общий код генетической жизни, а апостол Лука говорил в Евангелие об общем коде духовной жизни.


Вместе с тем, вспоминая Жиля Делёза и его размышление о ризоме как о доиндивидуальном поле вегетативного бессознательного или же вегетативного сознанья, сразу же нужно упомянуть именно Луку, именно  вегетативное сознание, это тот самый ресурс, который был унаследован биосферой Земли от своего пращура.  Примеры вегетативного сознания в данном случае можно найти во многих областях биологии и этологии. К примеру, подсолнух, поворачивающий свой венчик вслед за движением солнца, демонстрирует наличие именно ресурса вегетативного сознания. Еще одним примером из этой же области может бить гриб слизевик, этот гриб относится к прагрибам. Существует такой классический опыт в бихевиоральной психологии, когда крысу сажают в лабиринт, и она ищет выход или еду, перед этим она обычно создает когнитивную карту пространства лабиринта. Правда, надо сказать, что не каждая крыса найдет еду или выход.  Существует аналогичный опыт, когда гриб слизевик помещается в такой же лабиринт и он  находит и поглощает еду, при отсутствии всяческой нервной системы гриб передвигается за едой по пространству и, не совершая лишних движений и ошибок, поглощает пищу. Мне кажется, это не только образец вегетативного сознания ризомотической массы гриба, но и еще демонстрация проприокинестетического ресурса, присущего биосфере и унаследованного от Луки.

Вместе со всем вышеизложенным центральным историческим моментом в жизни биосферы Земли является некоторая особенность строения нашей общей цепочки ДНК. Как известно, цепочка ДНК на планете Земля имеет левостороннее вращение, а могло случиться и иначе. Точней можно предположить, что одновременно с левосторонним вращением цепочки ДНК существовало и правостороннее вращение. Правостороннее вращение – это в некотором смысле другая жизнь, другая биосфера,  если так можно выразится, антибиосфера.  К примеру, условно  говоря, когда мы съедаем яблоко, его генетический  аппарат становится частью нашего, в то время как если бы мы съели яблоко, принадлежащее антибиосфере, то это значило бы для нас лишь одно, неизбежную смерть, так как наш организм не умеет или в ходе эволюции разучился усваивать или устранять нежелательные последствия, вызванные поглощением генетического материала конкурирующей биосферы.

Можно также предположить, что в очень далеком прошлом существовало два типа биосфер, они обе конкурировали за доминирование на Земле, и победителем явился Лука. В то время как Лилит стала:

  1. просто травматическим психическим опытом, некой матрицей, отпечатком в памяти нашей биосферы при столкновении и противостоянии двух типов жизни.
  2. Лилит стала травматическим наследием ризомы, уже воспроизводящей свое тлетворное влияние как некий психобиологический комплекс.
  3. как вирусы, зловредные остатки биосферы  Лилит, ведь до сих пор микробиологи не могут отнести вирусы  ни к живым, ни к неживым формам,  вирусы способны как бы застывать, кристаллизоваться, а с наступлением благоприятных условий снова оживают и принимаются паразитировать.

Из кинематографа мне сразу же вспоминается анимационный фильм  «Последняя Фантазия: духи внутри нас», там как раз по сюжету описывалось столкновение двух биосфер, одной из них была наша биосфера, фигурирующая как  Гея,  и биосфера мертвой планеты, вторгнувшаяся на Землю из космоса.  Центральная идея фильма - это попытка людей собрать некий Арканум, состоящий из изначального общего генетического кода жизнь, того самого кода, который способен сломить, нейтрализовать  натиск губительной и чуждой биосферы.  Причем части этого кода находятся в разных элементах природы – птица, человек, бактерии и т.п. Ключевым механизмом активации чуждой среды является падение метеорита, по действию фильма нам  излагают версию, что чуждая жизненная вампирическая среда пришла с метеора, на самом деле можно сказать, что метеорит просто запустил уже имеющиеся древние процессы на самой планете Земля.

                               thing


Здесь же нужно упомянуть фильм Джона Карпентера «Нечто». Но здесь уже требуется совершенно другой ключ к интерпретации, существо из кинофильма «Нечто» – ничто иное, как современный Лука микробиологии. Встреча с архетипическим, первородным организмом Земли является точно таким же травматическим, возможно, губительным для современной планетарной  жизни, как и встреча с биосферой чужаков из фильма «Последняя Фантазия: Духи внутри нас» или встреча с ксеноморфами из фильма «Чужие».


Идея Луки, идея первородного организма, созданного Богом еще до начала времен, до Адама, фигурирует и в современной, но уже и в классической литературе, например, Первородный встречается в творчестве, работах Клайва Баркера. В его работах отыгрывается тот же мотив, встреча с архетипическим, первородным, древним, нуменозным, психойдным, в чем-то психотическим отцом, что весьма травматично и весьма опасно для человечества и всей жизни на Земле. Только некоторые могут выжить после контакта с первородным, только те, кто подготовлен, готов к встрече с ним.

Встреча с древним организмом травмирует, и травму наносит огромное духовное давление и высокий уровень пассионарности, нуменозности отцовской силы жизни.


Лилит


Переходя к разговору о Лилит, тоже не так все просто, вглядываясь в биологию и энтомологию,  мне удалось найти присутствие Лилит в обыденной жизни насекомых, а именно ос и муравьев. В мире насекомых Лилит проявляет себя в механизме воспроизводства, в извращении женского и геноциде мускульного начала.


В данном случае Лилит может выступать как психойдный  архетип, как совокупность диффузных элементов архетипа Великой Матери, либо как самостоятельный психобиологический психойд, исторически унаследованный всей биосферой Земли.


Существует такой организм, бактерия Вольбахия,  как я уже сказал, она заражает собой ос, муравьев, бабочек, червей, комаров, божьих коровок и мух. Сущностью этой бактерии является её способность, проникать в организм, скажем осы, расселяться по её телу, где она берет под контроль репродуктивную систему. Взяв под контроль репродуктивную систему осы, это оса-самка ищет точно такого же зараженного самца, и только с таким самцом самка осы будет иметь потомство, тоже зараженное Вольбахией. Дело в том, что здоровый самец не сможет дать потомства с больной самкой, точно также как здоровая самка не сможет дать потомство от больного самца. Но это полбеды, самое главное, что Вольбахия целенаправленно влияет – портит репродуктивную систему самцов и самок так, что те рождают только зараженное потомство и только женского пола. Таким образом,  Вольбахия, влияя на биологию и сексуальность насекомых, изменяет виды, андроцид – уничтожение, полное вытеснение мужского начала среди ос, и доминирование самок, которые в конце концов рождают только самок, что само собой можно обозначить словом  партеногенез, который  рано или поздно приводит к полному уничтожению вида.  Одновременно есть и тот феномен, когда  Вольбахия как паразит, разделяя виды, влияет на их внутреннюю эволюцию и ведет в конце концов к уничтожению.


Основные биологические векторы, на которые влияет Вольбахия:

  • цитоплазматическая несовместимость – невозможность дать потомство между здоровыми и зараженными особями.
  • партеногенез – рождение самок, причем в некоторых случаях даже без участия в оплодотворении самцом.
  • феминизация – всё более явное доминирование  самок.
  • андроцит – гибель самцов определенного вида.
  • повышение плодовитости – то есть увеличение сексуальности с помощью ядовитых наркотиков, вводимых Вольбахией в организм ос, и повышение жизнеспособности, увеличение потомства одновременного с тем, что это прямой путь к ускорению вырождения.


Здесь мне хочется напомнить одну удивительную работу, книгу Эриха Ноймана «Великая Мать»;  в этой книге приводится динамика архетипа великой матери – так вот Лилит как один из архетипических образов  там относится к мистериям опьянения и смерти. Мне кажется,  что жизнь ос, зараженных Вольбахией,  – очень удачный пример опьянения смертью, причем тут Лилит  раскрывается как часть архетипа Великой Матери, но одновременно может функционировать наподобие удаленного от центра независимого участка психобиологического наследия.


Здесь же мне хочется привести некоторый пример из математики, есть такой раздел в математике и информатике, называемый математической теорией графов. Теория графов говорит о том, что граф – это совокупность непустого множества вершин и множества пар вершин. Так вот сами графы используют для построения геоинформационной системы – карты пространства. Вспоминая внутреннюю матрицу – ядро Лилит – мне пришло в голову, что его можно изобразить в виде неориентированного графа.  


Таким образом, внутренние элементы её генетического кода:  1 –  Огонь, 2 – Дух, 3 – Вода, 4 – Зверь, 5 – Плоть, 6 – Земля;  могут быть представлены в виде некой информационной схемы, представляют собой уже схему архетипического пространственного поля.
 

genes


Что любопытно, теория графов весьма пластична и позволяет рассматривать и даёт способность увидеть мир архетипов в некотором ином свете, думаю, в дальнейшем она позволит расширить и осознать содержание коллективного бессознательного на более высоком уровне. Учитывая возможность создания математической модели, подобные, но чисто умозрительные аналитические движения, были предприняты уже Эрихом Нойманном всё в той же книге, посвященной архетипу Великой Матери.


Рассмотрев  пример из жизни насекомых и возможные варианты соотношения частей архетипа  Великой Матери, я попробую перейти к людям, а точней, к обществу и межличностным взаимоотношениям. Так уж получилось, что Лилит способна участвовать в разных психических слоях и плоскостях активности потока жизни, думаю, в человеческих взаимоотношениях она принимает и играет не менее ощутимую роль.


Обладая огромной инвазивной силой, она способна проникать в жизнь отдельно взятых людей, а скорей, даже целых поколений.  Воспроизводимая  во многих поколениях по средствам механизмов родовой памяти – родового и семейного бессознательного, она феминизирует семейную сферу, нападая и начисто вытесняя мускульную парадигму общества.  Нетрудно догадаться, что Лилит – один из весомых скрытых паттернов, влияющих на мышления некоторых радикальных форм феминизма, присутствующего в человеческом обществе.  Возможно, а скорей так оно и есть, что  тот самый феминизм, являющийся реакцией женщин, стремящихся к освобождению от патриархальных установок цивилизации – всего лишь маска более древней паразитирующей силы, использующей женственность как механизм борьбы за существования.
Основные возможные векторы психологического и биологического влияния Лилит:

  • неравноценная социальная и моральная  оценка мужской и женской сексуальности, ставящая под запрет проявление мужского начала; идет  тенденция некоторого освобождения женской сексуальности; 
  • вытеснение мужского, а в последствии возможная потеря женского начала;
  • доминирование феминного начала в генеалогическом древе семей, увеличение рождения числа девочек и прекращение рождения мальчиков и/или их отвержение в семейной среде;
  • явное преобладание женского в экономической и политической сфере, вероятная диктатура материнской экономики по отношению развития малых секторов экономики или экономики соседних государств, (потенциальное противостояние моделей экономики Зевса и Геры);

Все большее преобладание женского потенциала в семьях и цивилизации, ведущее к сужению патриархального пространства,  влечет за собой потерю женского самой женщиной. Безусловно, я не оспариваю социальные права и достижение женщин в человеческой цивилизации, я всего лишь пытаюсь указать о возможности того, что фемидность, впрочем, как и мускульность, может стоять на службе сил, способных поработить человека в негативной системе, ведущей семью или, скажем, целое государство к упадку и вымиранию.  Сбрасывание духовных и психических оков намного сложнее, нежели сбрасывание оков социального неравенства.


Лилит – действующая сила одновременно на разных плоскостях, она продвигается и по мере продвижения поглощает все больше жизненных сил, все это движение опьяняет, маскируется, и в конце она предлагает лишь пустоту.


Лилит, выступающая ядром и фундаментом определенному ряду культурных и политических комплексов, оставивших свой слет в религиозной мысли и описанных в мифах, до какой-то меры влияющих на биологию человека, это,  конечно, тяжелое наследие. Однако, учитывая присутствие Лилит в сценах христианского Апокалипсиса вплоть до страшного суда, говорит о необходимости её присутствия.


Согласно древней легенде ей, Лилит, противодействуют три ангела, они могут представлять собой власть пророка, религии, государства.  Борьба старой и новой метафизической традиции – основной мотив всех человеческих цивилизаций. Лилит как наследие – это то, от чего нужно отказаться, либо то, что выступает за сохранение и доминирование старого материнского  наследия, доведенного до абсурда. В таком случае мы имеем дело с традиционными аспектами архетипа Великой Матери.  В заключении скажу, что данная тема это исследования окончена, но не исчерпана.