Фобос

Садов Максим

ФОБОС

 

Максим Садов

 

После всевозможных размышлений над фильмом «Нечто», мне показалось необходимом произвести дальнейшее наблюдение, касающееся природы страха. Было бы неосмотрительно настолько долго смотреть этот фильм ужасов и не сформировать свою собственную, хотя бы мало-мальски стоящую концепцию, отражающую и лежащую в основе страха. Надо признаться, мне всегда нравились фильмы ужасов, и именно в их психотической атмосфере открывается бездна восприятия, там объективно и реально обнажается сущность человека и бытия.

Слово страх и его аналог греческого образца фобос, являющееся именем древнегреческого бога. Фобос – страх был сыном Ареса, вторым сыном бога войны был Деймос – его имя означает ужас. Они вместе с отцом путешествовали в колесницах во время сражений, они предшествовали военным действиям. Любопытно то, что афиняне не любили Ареса, и во всем полагались на Афину Палладу - божество мудрости и праведной войны. Дети Ареса являются теневыми персонажами, подобно их отцу, они несут много иррационального бессознательного. Также спутниками Ареса, Марса в древнеримской мифологии  на войне были волки, возможно задолго до этого этот архетипический символ стал носителем страха и сыном бога войны. Само слово фобос стало корнем другого слова, обозначающие фобические тревожные расстройства поведения и личности. Фобии и Фобос по-прежнему при всей массе исследований направленных на них, являются одним из самых интересных и изучаемых предметов. Согласно толковому словарю Даля слово страх имеет священный, сакральный и нуминозный характер. 

Афина и Арес два божества войны, и сейчас с отчетливым упором  на их биографии, указывают на священность происходящего события. И если Ареса можно воспринимать как мародера, цивилизатора и завоевателя, то Афина будет целителем, защитником, и тем началом, которое восстанавливает справедливость. Афина и священная война восстанавливающая целостность, исцеляющая Самость в двух вариантах, исцеление раненой Самости и исцеления  эго при контакте с Самостью. Именно Совоокой Афины, её совы боялся согласно легендам Дионис. Ах, как мало мы знаем о сакральном культе Девы Афины, культе и культуре коллективного и чистого разума.  Предполагаю, что именно жрецы Афины Паллады практиковали некоторое подобие анализа в своих храмах.

Однако,  вернёмся к Фобосу.  Всем нам хорошо известна пирамида потребностей А. Маслоу. Вы спросите -  почему я, при  анализа страха и его идеи,  вдруг стал говорить про потребности. Да потому что А. Маслоу выстроил прекрасную иерархию потребностей в пределах конечности своей гуманистической психологии.  Помните, как выглядит его иерархия потребностей.


Вот она пирамида иерархий потребностей Абрахама Маслоу.

В сущности, вы можете увидеть, что и Маслоу и Карл Роджерс, с его личностно-ориентированным подходом, выстраивают многоступенчатую пирамиду, в которой, по сути, всего три основных уровня. Это базальные биологические потребности, потребности социального уровня и потребности, называемые Карлом Роджерсом квазипотребностями – самоактуализации, по Маслоу потребностями в самовыражении.  В последнее время, стала популярна игра с переворачиванием этой пирамиды, где её вершина становится её основанием.

В пример этому, размышляя над страхами, как их принято называть фобиями, я придумал собственную пирамиду. Пирамиду иерархии фобий.  По сути, все страхи,  можно выстроить в пирамиду, где основой пирамиды будут являться базальными страхами, второй уровень займут социальные фобии или фобии связанные с обществом и взаимоотношениями, и последним третьим уровнем пирамиды страхов будут квазифобии.

 

Уровни пирамиды фобий

Обозначение фобий

Примеры в практике

Третий уровень

Квазифобии

Экзистенциальный страх

Второй уровень

Социальные фобии

Страх отношений, общества, технологий и т.п.

Первый уровень

Базальные фобии

Страхи, связанные  с опасением за свою жизнь, здоровье и т.п.

 

Конечно же, такая иерархия может быть весьма условна. Но, в сущности, свой такой подход оправдан и практичен. Естественно, имея еще одну пирамиду, мы поиграем с ней и поставим с ноги на голову, и тогда в основе всего будут лежать квазифобии, а именно - экзистенциальный страх, или страхи.

При всем при этой я неспроста стал говорить об экзистенциальном страхе, ведь именно он, а точнее его причина, может выступать первоосновой всех других тревожно-фобических расстройств.
Любопытным моментом во всей этой уже признанной системе потребностей – иерархий потребностей  А. Маслоу и пирамидой страхов, выстроенной мной, является то, что процессе так называемого прогресса эволюции и цивилизаций страхи и потребности шли рука об руку. Вообще думаю, что рассматривать страхи в отрыве от потребностей или наоборот бессмысленно. Еще Будда Гаутама говорил, что потребности рождают мучения и как следствия страхи - один их вариантов этих мучений, не имей потребностей и не будешь иметь страхов, вообще это очень интересное замечание. Хотя это и не совсем наш стиль, я имею в виду аналитическую психологию, это не в её стиле размышление над потребностями, я осмелюсь продолжить. Так вот, не только Гаутама заметил про потребности, анахореты Тибета, Кавказа, святые подвижники России делали то же самое. А что именно они делали, все очень просто при уходе из мира в горы, пещеры, леса и пустоши подвижники аннулировали второй уровень пирамиды потребностей и страхов, связанный с социумом. Таким образом, практика отшельничества открывает путь к сакральному и нуменозному, в жизни человека остается всего лишь два уровня от этой пирамиды. Конечно, не все так просто уходили в отшельники, уходили по разным причинам, но все же этот момент весьма знаменательный и важный для анализа.

Вообще для аналитической психологии более характерно сказать, что потребности, их наличие и отсутствие есть результат тех или иных отношений трансформирующих и сформировавших психическую динамику развития - индивидуацию. А вот страхи, как реакция на травму или стресс а возможно и саму индивидуацию немаловажный аспект в практическом отношении. Который необходимо проанализировать.

В своей статье посвященной фильму Нечто, как вы знаете, мне удалось проследить движение, трансформацию и некоторое изменение общего поля коллективного бессознательного. Игра архетипических образов, и смена ведущих архетипов - все это немаловажные моменты. Как мне кажется, мне удалось выявить главное это сущность архетипического, древнего, принципиального элемента, в данном случае речь, безусловно, об экзистенциальном страхе.

В первом варианте картины «Нечто» мы имели дело с природой, во втором с - обществом и отцом, в третьем варианте непосредственно с бессознательным, психикой.

В процессе этого мне удалось выявить три уровня экзистенциального страха, которые по сути своей раскрывает глубину проникновения травмы в психику человека. Иными словами три уровня экзистенциального страха это отражение это трех уровней травмы.


Три уровня экзистенциального страха.


1

Природа

Панический страх

2

Отец

Параноидальный страх

3

Психика

Трансцендентный страх

 

При анализе экзистенциального страха, уже ими выявленные уровни, можно сказать, что в данном случае источником этого страха является очень глубокая травма. Давайте рассмотрим имеющиеся данные компоненты: и так панический страх связан с природой, древнегреческий бог Пан в данном случае лишь номинально является мужским объектом, на самом деле он, как и титан Антей будет фиминойдом и феминистом, насаждающим культ матери, стало быть, первый уровень страха связан с Матерью. В данном случае важно указать, что страх - это реакция на объект восприятия в отношениях, и неадекватности в поведении и последующем восприятии и взаимоотношениях будут связаны с неправильными, возможно травматичными отношениями в период развития и воспитания индивида, когда он был в возрасте ребенка. Уровень матери характерен не только постнатальным, но и преднатальным опытом отношений.

Далее идет второй уровень, он соответствует уровню отца и связан с социумом. Этот уровень очень важный, потому что влияет непосредственно на взаимоотношения человека с обществом, это касается не только на формирования семьи, но и отношении в группах, умение работать в коллективах. Можно сказать так, что травма объектных отношений  с отцом впоследствии будет проявляться не только как неадекватное восприятие отца, но и как отрицание лидера, учителя, психолога. Уровень этой травмы влияет на возможность обучаться и быть учителем. Одновременно здесь хочется вспомнить о базисном дефекте, понятии введенным Микаэлем Балинтом, одном из психоаналитиков, придерживающихся теории  объектных отношений.  Почему базисный дефект, да потому что говоря об экзистенциальном страхе, источником будет выступать травма Самости, фигурирующая в работах Н. Шварц-Саланта, базисный дефект по Байлинту или травма самости по Х. Коухту. В некотором смысле, думаю, будет уместным сказать, что эти психологи так или иначе находили и описывали одно и то же с разных сторон, являясь представителями своих направлений.

Третьим уровнем будет уровень психики, а именно Самости. Думаю это последний уровень экзистенциального страха. В данном случае это восприятие и отношение самого себя и своего психического пространства, неправильные установки в работе с внутренним виртуальным пространством, работой с символическим - все это порождает страх трансцендентального порядка. В своей совокупности все три уровня можно выразить как страх человека пред Лицом Божьим.  Травма Самости порождает многоуровневый спектр экзистенциальных страхов, именно он – страх будет выполнять функцию стены,  загораживающего кордона для развития, в свою очередь любая развивающая ситуация – безусловно, стрессовая, встреча с чем-то новым будет восприниматься как угроза, иными словами индивидуация и её качество ставится под удар. Одновременно здесь же надо сказать еще один очень важный момент, именно экзистенциальный страх и травма его вызывающая, его возможная форма и уровень будет прямым образом влиять на развитие мышления, работу разума в философском смысле.  В заключение этого получается, что индивидуация неразрывно связанна с аналитическим мышлением, тогда получается, что развитие аналитических способностей  в понимании психоанализа и аналитической психологии - это главная задача воспитания и обучения.