Здоровый образ жизни с точки зрения психолога
Прилуцкая Мария, Пучкова ЮлианаЗдоровый образ жизни с точки зрения психолога
Прилуцкая Мария
Пучкова Юлиана
Юлиана Пучкова: Здоровый образ жизни – как это, по-твоему, соотносится со взглядом на психосоматическую природу человека?
Мария Прилуцкая: Есть масса занятий для тела – фитнес, йога, плавание, – в которых человек заботится о теле и как будто еще немножко о душе. Это хороший вариант, когда ты живешь в городе и тело сильно депривировано, ограничено в своих потребностях. Например, мы нуждаемся в физическом свободном пространстве, а в городе пространство очень ограничено и все время приходится сталкиваться с другими людьми, все время задевается территориальный инстинкт. Естественности меньше, чем в жизни на природе, и телу нужна особая забота. Ну, раз уж мы выбрали жить в городе, надо что-то делать.
С другой стороны, любая телесная практика может оказаться выхолощенной или искаженной. Это происходит, когда человек свое тело не понимает и не принимает и хочет его улучшить потому, что оно изначально для него плохое. Идея улучшить что-то в себе – неплохая, но важно, от чего вы отталкиваетесь. Иногда это позиция вроде «я не приму свое тело, пока оно не исправится». И начинает его истязать, муштровать, делать так, как я считаю нужным, а не так, как оно может и хочет. Воздействие на тело тогда будет не слишком позитивным. Дело в том, что тело требует от человека принятия неких ограничений. Через тело мы заземлены в объективной реальности. Поэтому могут быть непосредственно связаны неприятие тела и отказ видеть реальность. И если реальность не такова, какую я хочу, это заставляет меня страдать, и тело оказывается под ударом. Такая категория людей, как правило, не обращается за психологической помощью, они идут в клиники похудения, за пластической хирургией и так далее. Здесь психологическому не оставляется места.
Тело надо принимать и понимать. Если вы его понимаете, вы понимаете, что его достаточно. Ведь счастлив не тот, у кого чего-то много, а тот, у кого всего достаточно. И тогда неважно, насколько вы вписываетесь в некие каноны. И ощущение гармонии сглаживает любые разногласия с канонами, потому что устанавливаются правильные отношения между сознанием и телом. А сейчас есть большой перекос, которого не было во времена моего детства и юности. Сейчас много стремления к идеальности канона, сейчас людям сложнее, они более отчуждены от своего тела: есть идеал, каким я должен быть, - а с другой стороны, приветствуется некая «звериность», что хочу, то и делаю. В голову приходит фильм «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики. Такого не было раньше, это слишком большое выпячивание звериного, инстинктивного начала. Причем, инстинкт этот ненормальный. Животное, которое не хочет есть, не будет убивать. А тут нарушена гармония, природность. Может быть, поэтому в города популярны разнообразные практики с телом: йога, танцы, спорт. Зачастую с аспектом некоторого сектантства, обособленности в хорошем смысле. Создаются сообщества, группы по интересам, критерии хорошего и плохого внутри сообщества. Видимо, это нужно людям, - объединяться вокруг практик, связанных с телом. Думаю, это от большой потребности.
Ю.П.: И лучше таким образом эту потребность в телесных переживаниях удовлетворять, чем пьянством и беспорядочными сексуальными связями, - к этому ведь тоже зачастую толкает телесная депривированность.
М.П.: Конечно. Но недостаточно подходить к телу только через танцы или спорт. Это срабатывает только на какое-то время, чтобы с чего-то начать. А потом нужно подобрать и другой полюс – психологический. Как и наоборот, начиная с психологической работы, человек потом приходит к решению заниматься телом и ищет что-то для себя в этом направлении.
Ю.П.: Наверное, еще важно, что телесные занятия как правило – групповые. Человеку важно знать, что он ходит в группу, что там 10 человек, что мы там вместе регулярно собираемся и т.д. Несмотря на городскую тесноту, не хватает нормального чувства общности, совместного действа. И групповые занятия – спортивный клуб, театральная студия, бассейн, - возможность встретиться с людьми из других слоев, кругов, возрастов, вкусов, перемешать круг общения, получить новые взаимодействия. Телесный акцент тут как раз, видимо, раскрывает больше возможностей этого единения, на инстинктивном уровне. Это тоже дает дополнительный полюс к индивидуальной работе с психологом, чтобы человек мог для себя создавать необходимый комплект разных практик.
М.П.: Думаю, да, это может хорошо дополнять. Только нужно понимать, что этот комплект ты сначала себе подбираешь, живешь с ним, он помогает тебе решить какие-то задачи жизненного этапа (возможно, справиться с каким-то кризисом), - а в какой-то момент тебе придется его разобрать и поменять, набрать что-то заново.
В групповых занятиях может быть и другой, защитный аспект. Например, часто бывает, что люди боятся прийти на групповую встречу и оказаться один на один с ведущим, потому что остальные прийти не смогли или просто опаздывают. Некоторые говорят, что группа дает возможность спрятаться, снять некоторую часть тревоги, для многих это единственно возможный вариант занятий, на индивидуальные занятия они не пошли бы.
Ю.П.: Вот интересно, что люди выбирают разные наборы: индивидуальная работа с психологом плюс групповая телесная практика – или групповая психотерапия плюс индивидуальные тренировки. Кому в чем легче быть искренним с группой или наедине, телесно или душевно.
М.П.: Наверное, все варианты возможны, и в каждом есть свой уровень тревоги, просто для кого-то что-то больше подходит, что-то меньше. Кто-то легче переносит «полный контакт» с группой, кто-то – один на один. И потом, что касается психологических групп, тут больше риска. Чтобы в психотерапевтической группе было по-настоящему безопасно, группа должна быть очень зрелой, и ведущий должен быть очень профессиональным. Групповая работа серьезней, на мой взгляд, чем индивидуальная. Есть иллюзия, что на группе можно слить все, что наболело, и все это примут. Или выставить свои достижения, и все оценят. А фактически это бывает очень по-разному, и все зависит от ведущего. Опять же, не так важно, с чего вы начнете, - начните с чего-то. А потом делайте следующие шаги, охватывайте разные сферы опыта: тело и душа, индивидуальность и группа, осмысление и поступки.
(с) Клинический центр аналитической психологии МААП