Квантовая физика переживания и эффект наблюдателя: идеи Ф.А. Вульфа в аналитической практике.

Квантовая физика переживания и эффект наблюдателя

Квантовая физика переживания и эффект наблюдателя: идеи Ф.А. Вульфа в аналитической практике.

 

Писаренко Н.А., клинический психолог,

 юнгианский аналитик РОАП, супервизор IAAP

Прилуцкая М.И., клинический психолог,

 юнгианский аналитик РОАП

 

                      В нашем русском журнале о теории и практике аналитической психологии «Юнгианский анализ» представлена прекрасная междисциплинарная статья  профессора Ф. А. Вульфа «Тело в голове»[1]. Автор представляет в ней свои смелые мысли о связи квантовой физики с сознанием и психологией. Он применяет идеи современной квантовой теории к пониманию психических процессов, и, в частности, - к пониманию того, каким образом складывается и развивается уникальный путь развития как индивидуальной судьбы в целом, так и отдельных сюжетов, которые проживает человек.

Вульф предполагает (следуя квантовой теоретической модели), что в каждой точке развития присутствуют одновременно много возможностей (сценариев), но они не просто существуют как набор более или менее вероятных исходов. Они существуют в потенции как параллельные /недоразвитые пока архетипические сюжеты,  складывающиеся и существующие одновременно в слоях множественных реальностей.

 

                        Наблюдение в логике квантовой теории видится как активный процесс не только восприятия, но и воздействия на наблюдаемый объект. В зависимости от того, кто и как наблюдает (какова глубинная установка наблюдающего, его мышление, способ наблюдения и переживания увиденного) формируется результат наблюдения. Это важный процесс, так как он позволяет как создать, так и понять сценарий. Процесс рассматривания/ рефлексии как со стороны аналитика, так и со стороны клиента, — это одновременно и выбор сценария, и его исследование. Рассматривание различных сценариев, происходящих из материала актуального и прошлого, жалоб клиента, его невербальной и символической продукции, - все это способствует разворачиванию сценария и расширению реальности, психической (а затем и внешней).

                        Итак, все сценарии потенциально доступны и реализуются с момента наблюдения, но очень зависят от того кто и с какой предустановкой наблюдает. Тут можно вспомнить знаменитые слова У. Биона[2] о том, как важно приходить на сессию с чистым сознанием, не привнося сужающего значения, взятого из предыдущих встреч, жизненного опыта.

                        Это касается не только аналитика, исследующего сценарии клиента, но также и любого человека в процессе осознанной зрелой интроспекции. Чем с большим уровнем сознания, большей смелостью и открытостью всей полноте нового переживания он приступает к саморефлексирующему процессу, чем с большей готовностью он видит их вариабельность, чем больше он готов нести ответственность за последствия выбора, - тем больше он готов понимать многообразие мира и богатство его сюжетов. Стремление к простоте (определенности и однозначности) часто убивает сценарий и обедняет человека, оставляя его в ловушке буквальности. Амплифицирующий же взгляд на жизненные движения и внутренние перипетии позволяет творчески исследовать мир.

                        Нам хотелось бы отдельно остановиться на вопросе о сознательном выборе и контроле. Как мы помним, самим фактом исследования клиент выбирает сценарный путь. Можно ли человеку выбрать сценарий так, как он сам замыслит, исходя из своих желаний, или это полностью бессознательный процесс? Можно ли, сочетая амплифицирующую технику и внимание к символам и синхроничным явлениям, дать возможность реализоваться определенному сценарию?

                     Клиенты, исследующие свой сценарий в анализе, очень часто стремятся выбрать однозначный путь, чтобы упростить задачу, в то время как полноценное творческое наблюдение предполагает неторопливость и колебания в исследовании «параллельных» историй. Изучение «пучка сценариев» человеческой судьбы позволяет аналитику видеть сценарий как сложную, полимодальную и структурно неоднородную систему параллельных сюжетов. Именно проработка, изучение и проживание сценариев позволяет раскрывать их возможности.

                      Очень часто клиент стремится к определенному сценарию и его сознание сужено, в силу травмы и одержимости комплексом. В этом случае охваченный нетерпением аналитик рискует присоединиться к взгляду клиента на себя и мир вместо того, чтобы развивать собственный творческий, обогащающий взгляд, инициирующий развитие (редуцирующий вариант).

                      Другие клиенты хотят обладать всеми сценариями сразу, оставаясь в зародышевой стадии уроборического матриархального блаженства, как в платоновском мире идеальных потенций. Так клиент может держаться за инфантильное застревание.

                     Чтобы избежать этих и других ловушек в работе со сценарной моделью, аналитику нужно начать с себя: навыки работы с данной темой формируются во многом в процессе  исследования собственных сценариев[3]; при этом необходимо погружение и путешествие вглубь новых сценариев, а не только сосредоточение на старых. Необходимо обогатить сюжетный ассортимент и получить опыт инициирующего творческого наблюдения.

 

Литература:

  1. ЮА Альманах № 5 Ф.А. Вульф «Тело в голове» с 4-19
  2. Б. Ханна Встречи с душой. Метод активного воображения К.Г. Юнга. М., 2015
  3. У. Бион Внимание и интерпретация. Спб, 2015
  4. М-Л. фон Франц Космогонические мифы М.,2012

 


[1] Юнгианский анализ , альманах №5, с 4-19.

[2] У. Бион Внимание и интерпретация, Спб, 2012

[3] Пространство исследования сценариев предлагается в рамках нашего курса «Архетипические сценарии—исследование и освобождение в аналитической работе», 2021 год.