Образ дерева и его исследование в клинической практике с детьми и взрослыми

Первушина Татьяна

Образ дерева и его исследование в клинической практике с детьми и взрослыми.

                                                                             Юнгианский аналитик IAAP/РОАП

                                                                                                        Татьяна Первушина

 

     В мифах разных народов,  литературе, живописи  можно встретить образ дерева, что позволяет отнести его к образам коллективного бессознательного.     К.Г. Юнг говорит о коллективном бессознательном, которое не связано  с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». Коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов»  и оно наполнено универсальными образами.[12,13]

     В монографии  Топорова В.Н. дерево рассматривается как универсальный способ описания мира: тройное деление по вертикали (верх-середина-низ; корни - ствол –ветки;  голова-туловище ноги;),  четверичное членение по горизонтали (передний- задний- правый -левый; север- юг- запад- восток ; весна- лето- осень- зима;) что дало возможным ввести основные противоречия: верх-низ; небо-земля ;правый-левый; чет-нечет; близкий-далекий; огонь-вода; мужской-женский и т.д.  Мирче Илиаде исследует такие  трансформации образа как мировая ось, мировой столп, мировая гора, храм, трон, лестница, веревка  [3,6,10] . Позднейшие варианты  схем дерева широко применяются в современной науке (лингвистика, математика, химия, экономика, социология и т. д.). Многие схемы управления, подчинения, зависимостей и т. п., используемые сейчас, восходят к схеме мирового дерева (ср. изображение структуры власти, \социальных отношений, состава частей, образующих государство; системы управления и т. п.). [3,8]

   Исследователи (Илиаде М.; Леви-Строс М.; Топоров В.Н. ) особое внимание уделяют дереву жизни. Подчеркивается жизненная сила и долголетие,  а также  вечная юность и вечная жизнь. Носителями жизненной силы выступают как само дерево, так и его плоды (яблоко, гранат и другие символы вечной жизни) .  Дерево жизни как вариант Мирового дерева связано с подземным миром (смерть-правь); наземным (жизнь-явь) и небесным (потусторонняя жизнь-навь). В ряде архаичных традиций деревья, особенно плодовые изображаются как женское начало. Рамки статьи ограничивают в примерах, однако в мифологии можно выделить три основных мотива отсылающих к архетипическому женскому  1)  женское божество, дающее жизнь, в дереве (или на дереве); 2)  напиток (или пища) жизни , живая вода (с вариантами: вода глубин, материнские воды и т. п.), плоды ( райские яблоки, молодильные яблоки, золотые яблоки Гесперид) даваемые мужскому персонажу с целью увеличения жизненной силы, плодородия; 3) разные варианты священного брака Великой  Матери и божественного юноши, который умирает и воскресает. Иштар —Думузи (причем Думузи уподобляется увядающему тамариску и иве); Афродиты —Адониса (Адонис рожден Миррой, превращенной богами в мирровое дерево, и сам рождается из миррового дерева; Исиды —Осириса (образ прорастающего Осириса, в ветвях виноградной лозы или в виде дерева); Кибелы —Аттиса (Аттис был зачат матерью от плода миндального или гранатового дерева;) [4,6,10]

      Человек всегда ощущал свое родство с растениями и деревьями. В культуре самых разных стран человек сравнивается  с деревом. Сравнение со здоровым, цветущим деревом говорит о  здоровье и благополучии. И, наоборот, сравнение человека с больным, поврежденным деревом, или  бревном говорит о болезни или усталости. Латынин В.А. исследует  фольклор, связанный с мировым деревом.  Когда деревьям и растениям присваиваются черты живого, это связано  с архаическим одушевлением предметов. Можно также вспомнить верования друидов, согласно которым каждому человеку соответствует какое-то дерево. Такая близость и почти родство человека и дерева приводит к тому, что архетип «дерево» используются для символической передачи жизненной силы человека. В русском языке также есть устойчивые выражения «старый пень», т.е. больной человек; «глухой как пень» и т.д. «бесчувственный как бревно» .Мы говорим «оторван от корней» «носит как листок» «молодая поросль» когда хотим обозначить возраст или эмоциональное состояние.[1,3]

 В сказках дерево может выполнять самые разные задачи:

-Дерево защищает (можно схорониться в его ветвях или дупле)

-Дерево дает плоды (их часто воруют, не давая ими пользоваться или за ними нужно отправиться в путешествие) часто тут же присутствует тема молодости или   долголетия.

-Плоды дерева (орехи) раскрываясь могут содержать что то   ценное ( платье скот оружие )

-Дерево помогает в обмен на заботу (героиня подвязывет ветки или обирает плоды а дерево прячет ее)

-Дерево связывает миры земной и небесный и по дереву можно забраться в другое царство

-Под корнями дерева хранятся клады (мечи, кони и сбруя, деньги)

-Дерево как ось связывало подземный земной и наземный миры (навь явь правь) на дерево забрасывались ненужные вещи как будто так их отправляли на небо

     Все вышесказанное дает нам возможность амплификации и расширении культурно-ассоциативного пласта в работе с нашими клиентами будь то взрослый или ребенок.

     В практике кататимно-имагинативной терапии, созданной немецким психотерапевтом Х.К.Лейнером,  мотив «Дерево» относится к основным и диагностическим мотивам [5,7,8] задается как самостоятельный, но часто может возникать спонтанно в ходе представления другого образа  тогда акцент в работе с образом смещается на него. Мотив отражает как архетипическую составляющую (само дерево, которое может представить каждый человек) так и комплекс (отцовский или материнский, связанный с личной историей клиента)

      Мотив « Дерево» задается обычным образом  «представьте себе какое нибудь дерево…..любое дерево, которое вы когда либо видели  или которое нарисует вам ваше воображение…»  [5,8]

     После представления образа,  предлагается нарисовать дерево, которое представилось. Обычно представляются деревья средней полосы. Обращают внимание редкие, странные или искусственные деревья, а также деревья, растущие на другом краю земли. Анализ клиентского материала предполагает несколько аспектов. (См. таблицу 1-3)

-отдельные элементы дерева и их символическая трактовка (корни, ствол, кора, крона)

-наличие повреждений и изъянов в нарисованном дереве или наличие дополнительных элементов (животные, плоды)

-насколько то, что нарисовано отличается или совпадает с описанием  

-есть ли у человека потребности? И способен ли он выразить эти потребности в символическом уходе за деревьями?

-особенности рисования (расположение на листе, нажим, выбор изобразительных средств)

-взаимодействие с деревом ( использование, агрессивное, нейтральное)

 Психотерапевт Гюнтер Хорн , много работавший с детьми, отмечает,  что представившееся в образе дерево можно рассматривать на субъектном и объектном уровне.  На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка (или взрослого) о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. А также каким он себя ощущает- слабым или сильным. Образ   дает нам возможность понять  внутреннее состояние человека. Здесь важны все детали: представляется ли вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло. [5,8]

 На объектном уровне дерево может репрезентировать  важные объекты в жизни человека. Таким человеком может быть мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, любимый человек, кумир, учитель и т. д. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Человек может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами можно питаться, в его ветвях играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

Исследование представлений и рисунков образа позволило выделить некоторые аспекты в интерпретации

 

Табл. 1 ТРАКТОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕРЕВА

Отдельные элементы

Символическая трактовка

Примеры варианты

корни

Рассказывают о степени укорененности  связности и землей, способность получать питание, пользоваться жизненно необходимыми продуктами

·      Нет корней

·      Переплетенные корни

·      Уходящие вертикально вглубь

·      Лежащие на земле

 

ствол

Телесная наполненность

Связь с корнями

 

·      Тонкий, слабый

·      Толстый

·      Обрезанный

·      Пенек

·      Поврежденный

кора

Защита от внешних воздействий и устойчивость к  внешним воздействиям

 

·      грубая кора, плотная

·      тонкая кора, местами поврежденная

·      нет коры

крона

Жизненная сила, здоровье

 

·      бедная, слегка обозначенная

·      лишенная листьев, сетка

·      раскидистая

·      опавшая листва

Наличие повреждений или изъянов

Дефициты потребностей

Вредности среды

травмы

 

·      спиленное дерево

·      поломанное

·      дупло

·      вредители живущие в дереве

Плоды, цветы

Качество плодов

Готовность приносить плоды (любовь, внимание, результаты)

·      живые, соответствуют сезону

·      фантазийные,искусственные

·      дерево и плоды несовместимы

·      ядовитые или несъедобные

Животные

Имеющие отношение к дереву

 

Качество взаимодействия

Импульсы, животная часть

·      агрессивные (волк,лиса)

·      неагрессивные (белки, зайчик, птицы)

·      опасные дереву (муравьи, жуки, короеды)

·      волшебные (русалка, соловей-разбойник)

 

Табл.2 ТРАКТОВКА ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗА

 

признаки

Символическая трактовка

Примеры, варианты

Насколько то, что нарисовано отличается или совпадает с описанием образа

Показывает компенсаторные механизмы

·      мало нарисовано, но рассказывается с энергией, добавляются подробности

·      нарисовано много, но ничего не рассказывается

·      рассказ не совпадает с рисунком

Символика деревьев

Бессознательное представление личностных характеристик 

·      Дуб-царь лесов символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости. Священное дерево

·      Береза- женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом.

·      Рябина- более зрелая женственность

·      Яблоня-достаток, плодовитость

·      Осина-негативный образ дерева, чертово дерево,  проклятое дерево

·      Клен- часто наказанный за что то человек, есть поверье, что внутри осины находится страдающая душа

·      Тополь — священное дерево , но обычно несет траурную символику

·      Ель- воплощение жизненной силы, благополучия, всего, что сохраняется (в противовес тому, что обречено на смерть или изменения: временам года, живым существам и т. д.)

Какое дерево нарисовано

Обычно рисуются деревья, произрастающие в нашей полосе

·      несуществующие деревья

·      волшебные деревья

·      деревья, растущие на другом краю земли

·      одинокое дерево или растущее среди других

·      какие деревья его окружают

Есть ли  потребности? Какие? Способен ли человек символически выразить их в описании заботы о деревьях?

 

Проявляется в том, как человек оценивает потребности  собственные потребности

Насколько человек оценивает потребности близких  

·      ему ничего не надо, ему хорошо

·      его  нужно рассадить, полить, обстричь ветки, удобрить

·      нужно оградить дерево

·      нужно собрать жуков

Взаимодействие с деревом

Отношение со значимым внешним объектом

·      забота (полить, удобрить)

·      использование или манипуляция (влезть на дерево, сорвать плоды)

·      агрессия (вырезать что то на дереве, построить домик среди ветвей)

·      симбиоз (жить в дупле)

 

Табл.3 ТРАКТОВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗА[1]

признаки

Символическая трактовка

Примеры, варианты расположения рисунка

Расположение рисунка на листе

 

 

Самоощущение  в жизненном пространстве

 

·       Центральное расположение: позитивное ощущение себя

·        Внизу: сниженная самооценка, незаинтересованность в социальном принятии и социальном положении

·        Вверху: сильные влечения, стремление к достижению

·        Справа: доминирование принципа реальности, стабильность, способность к контролю

·       Слева: тенденция к отреагированию эмоциональных потребностей, импульсивность

 

Размер рисунка

 

 

Восприятие  себя в соотношении со значимыми фигурами

 

·    Уменьшенные деревья: слабое Эго с низким количеством силы и энергии

·    Большие деревья: несдержанность, экспансивность, маниакальность

·    Огромная крона по отношению к дереву в целом: расщепленность, интеллектуализация

 

Разработка поля (заполненность)

 

 

Как человек бессознательно ощущает, чем заполнено его пространство

·      Одинокие деревья на листе

·      Рисунок сопровождается дополнительными деталями: домик, животные, солнце и т.д.

·      Весь лист заполнен, нарисовано небо, трава, самолет и т.д.

Изобразительные средства

 

 

Способность свободно воплощать себя

Обращение с границами

·      Цветные карандаши

·      Простой карандаш

·      Мелки

·      краски

Нажим

 

 

Утверждение себя

Готовность проявиться

 

·      слабый

·      переменный

·      очень сильный

·      средний

 

Клинический пример

 

Сергей 15 лет, единственный ребенок, полная семья, отношения с отцом более отстраненные, чем с матерью, но не конфликтные.

Запрос родителей касался эмоциональной сферы подростка. Замкнутый, нет друзей, сложности в понимании себя и других. Сергей представил огромный дуб на зеленом лугу, других деревьев рядом не было. Летнее время, настроение хорошее, ровное. В образе он  ребенок 8-9 лет. На вопрос чтобы ему хотелось, Сергей захотел взобраться на дерево. Ему стоило  огромных усилий, добраться до кроны. Он хотел подняться до верхушки дерева, как бы покорить его и посмотреть с верхушки вокруг. Кора была гладкая , ветви находились высоко, он запутался в кроне, и остановился. Ему  ничего не было видно, но  крона обволакивала его, и ему было хорошо как в гнезде. Дерево дало ему приют и защиту не хотелось спускаться на землю. Он сидел в ветвях, обнимал ствол и пил сок напоминающий березовый. Попрощался с образом ,оставшись в ветвях дерева.

Дуб-царь лесов символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости. В данном случае мы можем рассматривать его на субъектном уровне, как репрезентация самого юноши. В тоже время его желание побыть в ветвях, запутанность в кроне может указывать на возможные аутистические защиты.

Если рассматривать этот образ на объектном уровне,  мы видим смешение , отцовского (дуб) и материнского (укрыться в ветвях, пить сок) объектов . Можно обратить внимание ,что желание победить отца,(забраться выше дуба), конкурировать с ним сильно смешивается с желанием не уходить от материнской заботы и получать ее защиту. (укрыться в ветвях). Образ отражает  подростковое колебание между желанием идентифицироваться с отцом и отцовским миром и нежеланием взросления, поис защиты от взрослого мира.

Возраст  может указывать на психический возраст ребенка или возраст, в котором происходили значимые  события.

Подросток пока не готов заботиться о дереве, что  не столько показывает отсутствие  его потребностей,  сколько стремление лишь  принимать заботу.   Пока его потребности должны видеть другие.

С терапевтической точки зрения, нежась в ветвях, как в гнезде Сергей  получил символическую заботу и защиту. Контакт с деревом в образе с одной стороны дает подростку защиту,  с другой отражает потребность в сепарации, к которой он не готов. Взобраться на дерево означает стремление к великому отцу , а влияние собственного отца на его развитие остается в зоне комплекса. Как мы упоминали выше, дуб в этом образе отражает конфликт между материнской и отцовской фигурой. И ассоциативно отсылает нас к мифу о Кибелле и Атисе ,  показывает неразрешенный сепарационный конфликт с матерью , который  можно  рассматривать в логике умирающего и воскрешающего бога.

Таким образом работа с архетипическими образами не только позволяет проявиться  личным комплексам, но и получить терапевтический эффект здесь и сейчас, а также понимание стратегии работы.

 

Литература:

1.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х томах. М.: Современный писатель, 1995.

2.ИвановВ.В.,  Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей.

М., 1974.

3.Латынин Б.А. Мировое дерево — древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной

Европы // Известия ГАИМК. Вып. 69. Л., 1933.

4.Леви-Cmpoc К. Структура мифов // К. Леви-Строс. Структурная антропология.

М, 1983: 190—191.

5.Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

6.Мирче Э.Мифы и символы веревки Эранос 1960

7.Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ .-Харьков.:- Регион информ 1999

8 Обухов Я.Л./ Психотерапия детей и подростков. Символдрама . М. 1999г.

9.Обухов удовлетворение архаических потребностей –использование метода символдрамы ЖПП 1999 № 5-6

10.Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. К—Я. М., 1982.

11 Харк Хельмут Образ дерева в сновидении глава из книги «Сновидческое дерево.О корнях души» журнал Юнгианский анализ № 2 2016

12.Юнг К.Г. Архетип и символ М.: ренессанс 1991

  1. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов, Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.
  2. Юнг К. К вопросу о подсознании. - Человек и его символы. М.: Серебряные нити, «Университетская книга», АСТ, 1997. С. 13- 103.

 


[1] Данную трактовку можно использовать и в других рисунках