Колесо "Сапсана"

Микулина Ольга

КОЛЕСО «САПСАНА»

Микулина Ольга


Предисловие

Передо мной сидела клиентка и рассказывала о птице Сапсан (сноска. Сапсан - хищная птица из семейства соколиных. Самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире. В стремительном пикирующем полете она способна развивать скорость свыше 322 км/час), которую случайно увидела в окно, сидящей на заборе ее подмосковного дома. Прилет птицы был необычен и чем-то дорог для нас. Особенно для меня, так как имя птицы ассоциировалось у меня с поездом «Сапсан», с Зимней аналитической конференцией в Санкт-Петербурге... и со стойким чувством вины, что статья все еще так и не дописана...

 




«Отчет» о «командировке»

Нет, никакой командировки не было. Никто меня туда «не посылал». Я сама по собственной инициативе, решила «дебютировать» в Санкт-Петербурге со своим мастер-классом «Имидж аналитика». Заинтересовала тема конференции «Пограничный и нарциссический пациент в аналитической терапии», а также возможность побывать в любимом Городе зимой и хотя бы три дня не гулять с Собакой,) — в общем совместить приятное с полезным.

«Сапсан» точно по расписанию доставил сонных пассажиров и меня на Московский вокзал. Идя по перрону, услышала уже «не спящий» строгий женский голос из громкоговорителя о том, что сегодня 27 января — Большой праздник, снятие Блокады Ленинграда. Невский уже проснулся. Скорее в гостиницу, а потом в кафе,)
Для человека, который решил дебютировать со своей программой на незнакомой конференции, меня поразила простота подхода к участию (спасибо методической группе Е.А. Пуртовой) и доброжелательность организаторов (большое спасибо Оксане Лавровой).

Поехать со  своей первой группой в чужой город — очень интересно и волнительно! Конечно, есть свои плюсы, самый большой — если провал, то не так страшно, ведь все «чужие»! - думалось мне. Хотя «провала» совсем не хотела, да и не ждала.

XII Юнгианская конференция проходила в здании «Восточно-Европейского Института Психоанализа» сокращенно — ВЕИП. Небольшой уютный особняк с парадной лестницей и консьержкой при входе.  Приятно была удивлена обнаружив цветные, профессионально выполненные фотографии членов сообщества — «все как на ладони». «Имидж аналитика» просматривался в смелых бабочках мужчин и «струящихся» портретах женщин. Для меня, только недавно узнавшей о существовании РОАП и ВЕИП,  это была очень полезная информация.

«Образ аналитика» присутствовал также и в аудиториях - в портретах основоположников: З.Фрейда, К.Г.Юнга, М.Кляйн. Просвещение радовало, вызывая все же стойкую ассоциацию с «классными» портретами дедушки Ленина  и А.С. Пушкина.

«Здравствуй племя, младое незнакомое!» было представлено несколькими симпатичными фотографиями лучших студентов. Полученной информацией я сразу же и воспользовалась, обратившись по имени, к проходившему мимо прекрасному Юноше.


«О сколько нам открытий чудных...»

Открытие конференции позволило увидеть «лица» аналитического сообщества. Некоторые были до боли знакомы друг другу,) Некоторые, в том числе и я, присутствовали в первый раз. Мне было интересно все, даже доклады выступающих.


Лаврова О.В.
(СПб, член IAAP и РОАП, тренинговый аналитик РОАП, обучающий аналитик и член Тренингового Комитета ЕСРР-Россия, к. психол. н. Доцент ВЕИП) «От Эдипа к Нарциссу: глубинные аспекты аутоэротизма»


«Первоосновой любых человеческих отношений является Диада. Недоступная анализу фундаментальная диада «Бог-дитя», психоаналитическая диада «Мать-дитя», и основа человеческой жизни — пара «Мужчина-Женщина».
Отношения в психоаналитической диаде определяются беспомощностью ребёнка и всемогуществом матери, которые в процессе развития меняются с точностью «до наоборот», а затем переходят в самые архаичные отношения, выражающиеся нарциссической диадой «Раб-Господин», построенной по принципу «долженствования-подчинения».

Эдип – мифологическая амплификация инцестуозной любви на отношения ребенка с родителем противоположного пола, – высвечивает смертельный для Эго тупик бессознательной зависимости, результата несвершившейся сепарации взрослого и застревание в дефицитарных нуклеарных отношениях.

Нарцисс
– это новый Эдип, мифологическая амплификация совершенства (на самом деле псевдоавтономии и псевдоцелостности) на изоляцию Эго от Самости и Другого, тот же тупик, в котором сама способность производить любовь утрачивается и оборачивается смертью. Вслед за З.Фрейдом принято различать первичный

нарциссизм или инфантильный аутоэротизм
– некое безобъектное состояние, при котором сексуальные цели сосредоточены в самом субъекте, и вторичный или более зрелый нарциссизм, выражающийся в любви к тому объекту, который удовлетворяет потребности субъекта.
Нарцисс – это способ защиты от ранней травмы, вызвавшей фиксацию на инфантильном аутоэротизме, что приводит к невозможности признать право субъектности за другими людьми (они - объекты). В нарциссической «любви» Другой – это либо копия (Эхо), либо негативная проекция Нарцисса (его Тень).
Если в жизни конкретного человека близкие отношения представляют собой что-то очень похожее на преследование, захват и торжественное изгнание любимого, то это означает, что он навсегда приговорён к слиянию с Другим или изоляции от Другого.

В диаде заложен Другой – Аltеr Ego, который являлся первоначально объектом обладания, но впоследствии был утрачен.
Разрыв первичной связи предполагает глубинное переживание потери желанного объекта, что является ценой, которую платит ребенок или взрослый за исход сепаративного кризиса и за свою автономию
В теологическом смысле – утрачена была связь с Трансцендентным, метафора которой – изгнание из рая. Иногда ее обретают заново во второй половине жизни ценой отказа от эгоцентризма и напрасных ожиданий к Другим. Преждевременное переживание утраты материнского объекта, что обычно связано с ранней сепарацией матери или в случаях с эмоционально холодной матерью, которая дистанцирована даже тогда, когда она находится рядом, приводит в дальнейшем к бессознательному стремлению ребенка восстановить разрушенную диаду в последующих отношениях, соединиться с Другим навсегда, что, разумеется, невозможно. Так формируется зависимое поведение, в котором субъект оказывается в рабской позиции, делая свое существование причинно связанным с Другим, вытесняя пренебрежительное отношение к себе, неизбежно возникающее при попытках слияния с объектом любви. В другом случае ребенок может реконструировать диаду, заменяя Другого собой, таким образом навсегда отказываясь от близости, что представляет собой ядро нарциссического расстройства личности, ведущего к установлению огромной дистанции с людьми, при которой близкие отношения становятся вообще невозможными. Ни тот, ни другой выбор не являются приемлемыми и искомыми путями разрешения кризиса сепаративной утраты, т.к. эти способы переживания отрицают утрату»


Запомнилось выступление Четвериковой О.Н. (СПб, действительный член РГАП «Символика колеса Сансары и преодоление пограничности».
«Сансара и самсара («переход, череда перерождений, жизнь») - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций дает свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара расссматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайты-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своем истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признается существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида».


«Колесо Сансара»  ассоциировалось у меня с колесом «Сапсана» - поезда, на котором я и приехала в Северную Столицу.


У Четвериковой О.Н.  «Колеса «Сансары» ассоциировалось со схемой карты московского метро. По взрыву смеха в зале и по небольшому уколу в сердце, я ощутила «знаменитую конкуренцию» двух столиц. Конечно, Ольга Николаевна была права. Наиболее распространенная метафора для описания жизни в Москве это «белка в колесе». Москва не отпускает и закручивает людьми, связями, пробками. Санкт-Петербург более спокоен и прямолинеен. Да, вспоминается, что в основе схемы Москвы лежит радиально-кольцевое планирование, а в основании Санкт-Петербурга - прямолинейно-диагональное, если только я не ошибаюсь... Да, кстати, обратила внимание что город «Москва» — женского рода, а город «Санкт-Петербург» — мужского. Что бы это значило?
Видимо, вырваться из Московского «Колеса «Сансары» и для меня было радостным событием!


«В здоровом теле — здоровый дух!»

Матиаз Регович, (Slovenia, Slovenia, Ljubljana, Association of Jungian Analysts (London, IAAP), director and supervisor Institute for Psychological Astrology and Psychoanalysis Ljubljana)


Как и на всякой «тусовке», в данном случае это была конференция, выделялись бесспорные лидеры и любимчики аудитории.  Конечно в «теплом» аналитическом женском коллективе такие лавры достаются обычно мужчинам. Данная конференция не была исключением. Энергичный и здоровый (в здоровом смысле этого слова) словенский аналитик — Матиаз Регович, не без основания, стал любимцем аудитории.

Для меня важным был не только его доклад «Нарциссические аспекты переноса и контрпереноса» на примере своей 10-ней аналитической работы, а сам он — его дружелюбное поведение, теплота и заинтересованность в общении и.... тема, которую он поднимал невольно отвечая на вопросы аудитории. Я услышала, если не ошибаюсь, его посыл или обращение к здоровому образу жизни.

На вопрос: - Как он чувствует себя в Северной столице?  со стороны восхищенных пышных дам пост-бальзаковского возраста, охотно,  с румянцем на щеках и яркой улыбкой,  рассказывал как счастлив, что смог наконец-то пробежаться по улицам прекрасного города. При личной беседе, на мой вопрос, а что это за мозоли на костяшках его рук? Весело объяснил, что это результат подтягиваний от пола.  С динамичной фигурой и красными кроссовками он был замечательным примером для подражания. Хотя, не уверена, что окружающие, поняли столь явный здоровый посыл.


Студенческая Мастерская-performace «Постмодернистский нарциссизм: гендерные аспекты» - ведущие Базаров Валерий, Крестин Евгений иТретьяков Дмитрий, студенты ВЕИП.


Приятно было оказаться на студенческом мастер-классе. Ребята были молодые и умные, и еще остроумные, даже сильно творческие. Данные ими постмодернистские визуальные «скорректированные» образы ведущих аналитиков веселили и радовали глаз как самих студентов (их можно понять), так и неблагодарную аудиторию.
К сожалению я не смогла попасть на все мастер-классы, которые хотела. Поэтому и здесь описываю только те из них, на которых мне посчастливилось побывать.


Мастер-класс «Нарциссическая любовь. Исследование чувств и отношений». Ведущие Моник Елена, СПб, к. психол. Наук, психолог-консультант, преподаватель Института «Новый век».  Кузнецова Татьяна, СПб, директор Института Психологического Консультирования «Новый век», врач-психотерапевт.
«Другой — кто он? Ад, угроза, функция неудобства или..? Кто живет в Тени нарциссической личности, что хотят и боятся эти «Скрытые люди»? Специфика интерперсонального поля в нарциссических отношениях. Как же суметь полюбить?»


Удивляешься как бессознательное безошибочно выбирает наиболее «заряженные фигуры» из реального «поля». Одной из таких фигур — оказалась и я, со своим страхом быть отвергнутой предстоящей группой. Плохо играла положенную мне роль — жертвы. Кусок материи наброшенный на меня ведущими и протагонистом постоянно спадал. Участники переживали «ожившие» внутренние конфликты.


Мастер-класс «Здоровый нарциссизм: границы созидающего и разрушающего опыта». Ведущая — Каневская Н.В. СПб., к. псих. н., психолог, хореограф-постановщик., переводчик, член ассоциации танце-двигательной терапии.
«...семинар также для тех, кто хотел бы интегрировать в теле полученную на конференции информацию, найти для себя границы созидающего и разрушающего опыт и просто получить заряд бодрости. Используются методы танце-двигательной терапии, просьба иметь удобную для движения обувь и одежду»


Вопрос, чем занимаются на танцевально-двигательной терапии? - меня интересовал давно. Поэтому надев на себя шерстяные носки я с интересом ждала моего знакомства с «телесностью». Образ тела, внутренние зажимы, свобода движения, поле... Время прошло незаметно и полезно как для тела, так и для души. Хотелось продолжения танца....
Иногда желания сбываются, и нечего их бояться! «Дискотека 80-х» уже доносилась из приемника и радостно возбуждала присутствующих в фойе кафе института.
Дело в том, что в отличие от Московской конференции, которая обычно устраивает дионисийскую вечеринку в последний день, Санкт-Петербург удачно «поспешил» и устроил ее уже во второй, как говорится — «пока все дома». Моя тайная мечта — потанцевать сбылась. Более того — на вечеринке были даже танцующие аналитики-мужчины с учеными степенями, веселые и даже сексуальные!


«Мы можем петь и смеяться как дети,

Среди упорной борьбы и труда,
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда!»
В. Лебедев-Кумач


«Моя первая группа»

Да, и напоследок, если кто-то еще дочитывает мою статью, немного расскажу о своем мастер-классе «Имидж аналитика».
Он состоялся в последний день и на него пришли мои новые знакомые по конференции. Была также и незнакомая симпатичная женщина, с удивительным именем Любовь. Перед группой я очень волновалась и трусила. Последнее слово наиболее всего подходит, так как музыкальной заставкой и темой была старая песенка ленинградской группы «Секрет», начинавшаяся словами: «По утру надев трусы, не забудьте про часы!». Для остроумного читателя напишу, что все обошлось только 2 часами критического анализа  образа современного аналитика в СМИ и в жизни. «По подсчетам ученых» в нашей группе было 10 участников, в том числе и я. Откликнувшиеся на мое приглашение аналитики  были благосклонны  и терпимы к моим ляпам, за что я им сердечно благодарна.


Заключение

Вот и все, «почетная грамота» участника XII Юнгианской конференции получена. Слова благодарности произнесены. Осталось забрать сумку из гостиницы, выпить последнюю чашечку кофе на Невском и....... «В Москву! в Москву!» Спасибо Питер!