Душа и тело в хирологии: отражение на ладони личностных изменений в анализе
Хафт-Помрок ЯэльДуша и тело в хирологии: отражение на ладони личностных изменений в анализе
Яэль Хафт-Помрок
Опубликовано в журнале «Spring», 1974
Об авторе: член Юнгианского клуба Хайфы (Израиль), практикующий хиролог
Со времен античности рука всегда обладала притягательной силой и загадочным смыслом. Отпечатки ладоней находили в пещерах Сахары; в древней Индии Шива имел особые отметки на своих многочисленных руках; каждая из 34 позиций рук Будды, так называемых мудр, имеет определенный смысл и значение. Мудры передают язык рук. При отсутствии речи движения рук и жесты служат средством коммуникации. Мы говорим при помощи своих рук, и руки говорят вместо нас весьма разнообразными способами.
В Египте во время правления Аменофиса IV (1375-1358 до н.э.) один из богов Атум изображался в виде солнечного диска с лучами, концы которых выглядели как руки. Лучи означают жизнетворящую силу бога. Кисти на их концах подразумевают связь между рукой как действующим органом и действиями бога: как бог обладает творческой силой деяний, так и рука человека является инструментом творения. Эта связь человека и божественного, осуществленная через руку, может наделить руки человека магической силой.
В Пятикнижии 17; 11: « И наступило время, когда Моисей поднял свою руку и возник Израиль; и когда он опустил ее, возник Амалек». Подобным же образом благословенная сила священника исходит из его рук. Для американских индейцев ладонь является символом Великого Духа. Окрашенная в красный цвет, она защищает от злых духов. Подобно этому и на Востоке есть «Хамса» (что означает «пять») - это рука, которую изображают на дверях или носят как талисман, отпугивающий злых духов.
Имеет значение не только рука сама по себе, но и каждый палец в отдельности, особенно большой. Большой палец есть только у человека (у шимпанзе он атрофирован), и именно благодаря большому пальцу мы можем хватать, делать что-то и писать. Это говорит о том, что большой палец воплощает способность сознательного восприятия, отличая этим человека от животного. В Риме поднятый вверх палец даровал жизнь, а опущенный вниз – приговаривал к смерти. В христианстве благословляют, держа вместе раскрытыми большой, указательный и средний пальцы, при этом безымянный палец и мизинец остаются согнутымы. Все это означает следующее: большой палец – Отец, указательный – Дух святой, средний – Иисус, а безымянный и мизинец представляют двоякую суть Христа – его божественность и человечность. В исламе также мы обнаруживаем, что пять пальцев обозначают святое семейство.
Идея о том, что судьба человека отражена в его руке, присутствует в Библии от Самуила I 28; 21: «И вложил я свою жизнь в его руку», или в 2; 18: «За то, что я сотворил или за то, какое зло есть в моей руке»; стих 3; 16: «Продолжительность дней ее жизни – в ее правой руке, а в левой ее руке – богатство и честь»; и Иов 37; 7: «Если сила бога заключена в его руках, то рука человека – это сила бога».
В «Зохаре» сказано, что «руки человека – это божественные формы и тайны, которые Господь поместил не только на внешней и внутренней сторонах пальцев, но и на ладони» (Бакал). Десять пальцев представляют десять сефир каббалистического древа. Пять пальцев правой руки – это мужские сефиры, а пять пальцев левой руки – женские. При этом ладонь является основанием, на котором зиждется непосредственно сефира. Говоря иначе, десять пальцев означают архетипический мир, а ладони – это твердь или реальность, в которой проявляются архетипы.
Несколько замечаний о хирологии
В своем вступлении к книге Спиера «Детские руки» Юнг признал новое поле для исследований и новый метод оценки характера. Он писал: «В двадцатом веке после двух столетий интенсивного научного прогресса мы можем рискнуть и воскресить это почти забытое искусство (здесь: хирология)…и мы осмеливаемся оценивать его истинность в свете современных знаний». Более того, «руки, форма и назначение которых так тесно связаны с душой, могли бы раскрыть …и помочь проинтерпретировать способы выражения психического свойства, т.е. человеческого характера». Таким образом, уже тридцать лет назад Юнг признал возможность применения хирологии в качестве инструмента оценки личности.
Уже на ранних этапах развития ребенка мы можем отметить, что кисть, так же как и рот, находится в движении, закрываясь и открываясь (Кэмерон, 1963, с. 29). В ходе моторного развития, движений и мышечных сокращений, развития центральной нервной системы и развития различных аспектов «эго» рука является активным органом в тактильном и хватательном функционировании. Похоже, что между развитием эго и использованием руки существует такая же связь, как и между манипуляциями руки и овладением реальностью у ребенка (Кэмерон, 1963, с.с. 48-50). Как говорят немцы, ребенок, который научился хватать (greifen), позже сумеет и понимать (be-greifen). Было обнаружено, что экспрессия, тонус и форма кистей, а также линии рук отражают психическое состояние человека. Исследование изображений руки у нормальных детей и хронических шизофреников (Феликс, 1963) указывает на важность образа руки для психического здоровья. Связь между эмоциями и кистью проявляется даже этимологически: «корень слова feeling (fol) происходит от fol-m, т.е. ладонь» (Хиллман, 1971, с. 85).
Хирология опирается на предположение, что структура руки, взаимосвязи и взаимные соответствия между ее частями – ладонью, пальцами, линиями, буграми и т. д. – в основе своей связаны с психической структурой, а также и нервной системой. (Я чувствую себя обязанным д-ру П. Солиману (Хайфа) за его указание на тот факт, что из эктодермы эмбриональной бластулы развиваются как дерма (кожа), так и нервная система, центральная и автономная, что, возможно, прольет свет на общий деноминатор. Поверхность кожи области лица и рук больше всего участвует в обмене между внутренними и внешними стимулами.)
Хирологический тест
Хирологический тест, используемый в этой работе, основан на теориях Спиера (1994), Дебрюннера (1964) и Вольфа (1942, 1952), а все они теснее всего связаны с Карусом (1848, 1853).
Основополагающая идея Каруса о взаимосвязи тела и души, где «каждая форма в организме происходит из неограниченного количества делений оплодотворенного яйца» и «каждая клетка имеет внутри себя свою собственную жизнь», указывает на организм, который является динамическим полем связей между клетками, которые возникают, исчезают и снова возникают, будучи подчиненными более высокой форме организации, то есть организму как целому («Душа», с. 188). Стадийный характер развития эмбриона уже предполагает в нем наличие детерминант психосоматических связей индивидуума с миром. Фразой «целиком бессознательные функции, отвечающие за рост и форму организма в виде эмбриона, связаны с сознанием тем, что они создают органы, которые позднее получают, удерживают и изменяют образы» (там же, с.6). Он постулирует, что «нервная система принадлежит исключительно душе» (там же с.35), а органами, наиболее соотнесенными с нервной системой, являются органы чувств и движения.
Это основы, на которые опирается хирология и которые Карус развил в теорию о двух типах функционирования руки: церебростенический – преимущественно тактильный и включающий чувства и ощущения, и моторно-двигательный, являющийся хватательным и отвечающим за движение и хватание. Таким образом, мы имеем дело с тактильностью, которая подразделяется на чувствительность и психологичность рук, и хватательностью, подразделяемой на элементарную и моторную руку (Геттингс, с.33).
Интересную параллель с этими двумя базовыми типами и подтипами можно встретить в старой китайской теории рук (там же, с.33). Элементарный тип руки называется «рукой земли», некоторым образом соотносящейся с сатурнианскими качествами человека. Моторная кисть называется «рукой древесины», что относится к юпитернианским характеристикам. Ощущающая рука – «это рука воды » с меркурианским чертами, а рука души – это «рука металла», что обладает венерианскими проявлениями (там же, с.35).
Вольф углубил теорию Каруса, выделив в хватательном типе четыре подтипа, а в тактильном – длинные и короткие кисти. При этом все кисти он подразделил на широкие и узкие. Согласно Спиеру, существует пять или шесть базовых форм кисти. Ни одна из них не существует в реальности в чистом виде. Обычно можно встретить комбинации или вариации базовых форм. Вот эти шесть базовых форм:
Коническая кисть – это кисть, более или менее напоминающая конус, расширенная в основании и сужающаяся кверху к кончикам пальцев. Эта форма соответствует треугольнику, в котором сильна тенденция к синтезу имеющихся в нем противоположностей. Эта кисть говорит о восприимчивости и впечатлительности. Она более всего подвержена внешним и внутренним воздействиям. Такая кисть – свидетельство склонности к крайностям, чувствительности.
Квадратная рука – это полная противоположность описанному выше. Это кисть границ, стабильности, конкретности. И абсолютно не случайно, что эти же характеристики приписываются «квадратному» человеку.
Третья форма – кисть «лопатой». Такая кисть, очень узкая в основании, широко раскрывается вверх, как лопата. Некоторые выделяют ее противоположность – перевернутую лопату, т.е. очень широкая в основании и сужающаяся к пальцам. Такие кисти отличают людей, которые нуждаются в признании их поступков. Это нужно всем нам, но для такого человека это жизненно необходимо. Как лопата извлекает из какой-то «материи» значительный объем, так и человек с такой кистью выделяет себя из своей среды или «материи» интеллектуальными или техническими способностями. Ведь такой человек может быть простым крестьянином, который выделяется в своей работе или жизни. Это кисть творца совершенного продукта.
Примитивная кисть – это четвертая форма. Она выглядит тяжелой, «рубленой». Очень простая и неразвитая.
Философскую, пятую, кисть лучше всего проиллюстрировать известной картиной Дюрера, на которой изображены кисти молящегося. Эта кисть имеет сходство сконической и даже несколько напоминает лопату, образуя овал. Хиролог Урсула фон Мангольд (с. 57) нашла прекрасное сравнение – с яйцом, которое содержит в себе все возможности. Это отражение момента перед всплеском новой жизни. У такой кисти также длинные пальцы, а вся она выражает поиск, имеющий твердую основу.
Последняя форма – диспластичная кисть. Это кисть неправильной формы без специфических очертаний. Ее невозможно определить как тип. Пальцы обычно разные по форме. Такие кисти принадлежат человеку, подверженному различным влияниям или раздираемому внутренними противоречиями. Только при наличии других элементов на внутренней стороне кисти, которые могут как-то стабилизировать такого человека, можно получить плодотворные результаты.
Для хирологической оценки важна форма не только всей кисти, но и каждой ее части. Во-первых, ладонь. Ее сила и форма оцениваются по тыльной стороне. На внутренней стороне оцениваются выпуклости в тенарно-радиальной, ульнарной, проксимальной и дистальной зонах внутренней ладони (холмы), наряду с линиями, их количеством, качеством, местом расположения и формой.
Что касается линий, то существует три или четыре основные, некоторое количество вспомогательных и много суб-линий. Три основные линии формируются уже у эмбриона (на 55, 65 и 80 дни), четвертая – в пренатальном периоде, но эта четвертая линия может развиваться до 21 года и даже дольше. Основные линии следующие:
- Тенарная линия, илилиния жизни, которая огибает большой палец и тенарный бугор. Она указывает не на продолжительность жизни, а говорит о жизнеспособности личности.
- Следующая поперечная линия – этолиния головы.Она обычно начинается рядом с тенарной линией под указательным пальцем и заканчивается в направлении ульнарной части руки. Эта линия указывает на интеллектуальные способности, способ мышления (научный, практический, поверхностный, глубокий и др.). Она также обнаруживает расстройства нервной системы или органические заболевания мозга.
- Первая или верхняя поперечная линия –линия сердца– та, которая начинается под мизинцем и тянется к радиальной части ладони. Она отвечает за эмоциональную сферу личности. Эта линия свидетельствует о заболеваниях сердца нервной этиологии или нарушениях в системе внутренней секреции.
- Линия адаптации илилиния судьбыобычно располагается в центре между тенарной и ульнарной зонами ладони и, начинаясь у ее основания, продолжается вверх. Однако она может начинаться в любой точке вдоль центральной части ладони – стабилизирующей области – или выходить из нижней ульнарной части. Она указывает на «баланс внутреннего мира личности и мира внешнего. Она отражает отношение и реакции человека на переживания, впечатления и события. Это также линия ‘персоны’ и адаптации к воздействиям среды» (Спиер, с. 74).
Спиер обращал особое внимание на связь между пальцами и ладонью, так как она прежде всего указывает на гармонию или дисгармонию между миром конечного и материального, практики и приспособления и миром духа, идей, интеллекта и воображения. Ладонь – фиксированная ограниченная со всех сторон форма – это актуальный мир. Пальцы укоренены и, так сказать, растут из области основания в пространство и в бесконечность, готовые принимать и поглощать из бесконечности, таким образом, оплодотворяя себя и принося очередные плоды новой интегрированности. Как было уже упомянуто, тыльную сторону ладони и пальцев можно считать архетипическим планом личности, в то время как бугорки и линии являются проявлениями и деятельностью внутреннего мира личности.
Опираясь на свой обширный опыт, Спиер обнаружил, что левая рука праворукого человека показывает динамику его личности, тогда как правая рука в большей степени характеризует родительские фигуры. У левшей все обстоит наоборот.
Далее рука подразделяется на две вертикальные части. Радиальная, включающая большой и указательный пальцы и одну сторону среднего пальца, относится к сознательной части личности и указывает на отношение к внешнему миру. Ульнарная, состоящая из безымянного пальца и мизинца, относится к бессознательной части и межличностным отношениям. Радиальная часть, которая связана с волей и способностью что-то исполнять, двигается без труда, а ульнарная часть менее подвижна и более зависима. Срединная зона и средний палец – это стабилизирующий фактор (Сатурн) между бессознательным и сознанием или между внешним и внутренним мирами.
Дебрюннер рассматривает обе руки как компенсаторные и комплементарные по отношению друг к другу. Он акцентирует внимание на букве «М», которую образуют три основные линии на ладони – тенарная линия жизни, нижняя поперечная линия головы и верхняя поперечная линия сердца. Также важно и направление других линий на ладони. Особое внимание он уделяет дерматоглифике – рисункам на ладони и пальцах. Дерматоглифика, часто называемая отпечатками пальцев, никогда не меняется. Он разделяет ульнарную зону на две части. Нижняя часть подразделяется на три уровня. Самый нижний относится к коллективному бессознательному; средний – к личному бессознательному, а верхний – внешнему или бессознательному влиянию среды на человека. Верхняя часть ульнарной области свидетельствует о взаимоотношениях человека с другими людьми.
Каждая деталь кисти руки имеет значение, но ни одна из них не существует сама по себе. Это, скорее, символ; т.е. он одновременно может иметь несколько значений, в зависимости от наличия других компонентов. Интерпретация зависит от взаимодействия и взаимосвязи каждой детали со всей ладонью или ее частями. Приведем простой пример: значение и интерпретация какой-то формы или направления линии на конической ладони будут другими, чем на квадратной ладони. Точно также они будут разными у конической ладони с коротким пальцами и конической ладони с длинными пальцами.
Кисть динамична и изменчива. Линии возникают и исчезают, основные линии меняют свое направление, толщину, точку окончания и степень выраженности. Изменения могут происходить за короткий промежуток времени. Однако форма кисти и пальцев наряду с дерматоглификой не меняются.
Таким образом, хирологический тест отражает широкий спектр личностных особенностей. Он зеркало души. Он раскрывает структуру души, ее динамику, потенциальные возможности и ограничения, ее таланты и возможности изменения.
Два примера
Давайте рассмотрим два случая. У анализандов наблюдаются изменения в линиях рук, возникающие в ходе анализа. Конечно же, перемены происходят и без анализа. Однако изменения, проявляющиеся на кистях рук у людей в анализе, скорее относятся к процессам, чем к психическим состояниям. Их можно увидеть на руках людей, у которых были проработаны определенные проблемы, тогда как у тех, кто не проходил анализа, можно обнаружить, что проблемы обычно остаются незатронутыми даже когда изменения психического состояния, к лучшему или к худшему, очевидны. Также необходимо упомянуть те случаи психотерапии, когда изменений не происходит ни в анализе, ни на руке.
Данные аналитической оценки и лечения были представлены доктором Густавом Дрейфусом (Хайфа). Хирологический тест предварял начало каждого анализа, и следующий хирологический тест проводился через некоторый период анализа. Изменения в анализе подтверждались изменениями в линиях руки анализандов.
- I. Пациентка Л. – женщина не старше 60 лет. Сейчас она на пенсии после успешной карьеры. Одаренная, интеллектуальная и артистичная натура. Она страдала от того, что никогда не была замужем и не имела детей. Однако ей нравилось, что у нее была творческая жизнь и много друзей. Из-за проблем в отношениях со своим партнером она находилась в депрессии и обратилась за психотерапевтической консультацией. Первичное интервью показало, что ее основной проблемой является постоянное разочарование в партнерах. Из-за этого она становилась раздражительной, требовательной и деструктивной. Ей было предложено продолжить работу над темой отношений, но так как ее актуальная проблема на тот момент разрешилась сама по себе, она пришла на вторую сессию только через 9 месяцев. Теперь она понимала, что, возможно, полезно будет узнать больше о своих трудностях, особенно во взаимоотношениях, так как она опять испытывала беспокойство и зависимость, что вызывало у нее раздражение. Аналитик понимал, что в этом случае анализ был действительно показан, особенно с учетом первого сна, который она увидела примерно за месяц до своего второго обращения. «Я была с длинными распущенными волосами, какие вы сейчас часто можете увидеть у маленьких девочек. Какой-то мужчина (то ли отец, то ли друг) причесывает их густым гребнем и находит вшей».
Этот сон указывал на необходимость анализа. Ее анимус был активным в очищении ее волос, ее ментального продукта от грязи, от вшей. Но из-за возраста и физической слабости существовал определенный риск. Поэтому сначала ее отправили на хирологическое тестирование, чтобы убедиться, что предположение аналитика о том, что она перенесет анализ, было верным.
Хирологический тест перед началом анализа
Утонченная женщина, чувствительная и интуитивная, и при этом практичная и в некотором смысле земная. Хотя это хорошее сочетание, оно все-таки является источником стресса и внутренней дисгармонии. Человек крайностей: семейное и коллективное требование быть принятым обществом и при этом стремление к богемности, в равной степени требующей независимости. У нее сильные религиозные, философские и парапсихологические наклонности, которые сталкиваются с агрессивными и нереалистичными мнениями и установками. Она восприимчива, очень впечатлительна и быстро возбудима. В то же время у нее глубокие страхи, а иногда интуиция, ощущения и эмоции так сильны, что она боится потеряться в них. Она не сразу принимает решения и с трудом преодолевает сложности. Однако она может быть спонтанной. Кажется, что она живет на двух уровнях, что вызывает внутреннее напряжение и страхи. С помощью рационализаций она отмахивается от внутреннего голоса. Ее жизнеспособность носит неровный характер: периоды повышенной активности сменяются периодами вялости.
Она интеллектуалка и имеет научный склад ума, ей свойственны терпимость к инакомыслию и широта мышления. Она амбивалентна, очень требовательна и зависима в поисках любящего отца. Ее потребность в любви и внимании приводит ее к состояниям ревности и фрустрации. Снова и снова она испытывает разочарование в результате нереалистичных ожиданий и требований, которые ввергают ее в депрессию и приводят к недоверию к собственным чувствам. Она чувствует себя очень одинокой, хотя способна формировать хорошие отношения с другими людьми. Образ отца вторгается в ее личные отношения. Ее агрессия и фрустрация, коренящиеся в чувстве глубокой неудовлетворенности и женского протеста, приводят к чувству вины и самоедству.
Тем не менее, она всегда справляется со сложными ситуациями благодаря своему практицизму и трезвости. Она художественно одаренная натура и вкладывает много чувства в свою работу. У нее много интересов, и она «разбрасывается». Ей не хватает настойчивости и систематичности в работе, хотя она вполне способна ее выполнять.
Образ родителей. Родители как личности выглядят иначе, и у нее амбивалентные чувства к ним. Один из родителей был очень догматичным, ригидным в религиозном плане, решительным, закрытым, аскетичным, педантичным, сильным и при этом достаточно чувствительным, умел выражать себя в речи. На вопрос о том, к кому из родителей это описание подходит, она подтвердила, что речь идет об отце.
Ее мать, судя по линиям руки, была гиперчувствительной (что отражалось на ее мышлении), спонтанной, очаровательной, с разнообразными интересами, интуитивной и музыкальной личностью. Смена настроения у нее носила циклический характер, а в зрелом возрасте стала преобладать депрессия. У пациентки был страх, что она напоминает свою мать. Пациентка страдала от противоположности образов своих родителей, которое вызывало внутренне расщепление между духовным (отцовским) и материальным (материнским) мирами, и она поочередно терялась в каждом из них.
Заключение. Истерическая личность с внутренними противоречиями и страхами. Конверсионные реакции в отношении образа тела и физического здоровья. Обладает хорошей интегративной способностью, и поэтому анализ показан.
Изменения личности по оценке аналитика
Через год интенсивного анализа можно подытожить произошедшие в личности изменения с точки зрения аналитика.
Ее страх замены зависимости от своего друга на зависимость от аналитика подтвердился, как и следовало ожидать. Но в этой ситуации переноса она получила глубокий инсайт о работе психики. Очень скоро в ее снах и картинах, которые она рисовала, проявился архетипический материал. Было прояснено ее отношение к родительским образам и к связям с семьей, к друзьям и подругам. Она лучше стала понимать свое амбивалентное чувство (желание протеста и зависимость), в основе которого лежал страх остаться одной. Ее традиционное религиозное представление помогло ей понять религиозную функцию души, но в то же время стало источником конфликта между ее двумя установками – на коллективное и на индивидуальное. В анализе уменьшилось расхождение между телом и духом. Ее способность позволять вещам происходить и быть терпеливой развилась вместе со способностью любить и отказываться от потребности в инфантильной зависимости. Надо ли говорить, что темы возраста и смерти тоже были содержанием аналитической работы.
Второй хирологичсекий тест
Во втором хирологическом тесте, проведенном одновременно с написанием аналитического отчета, но независимо от него, были отмечены следующие изменения. Менее истерическое и хаотическое состояние, меньше тревоги и нервозности. Больше сосредоточенности. Страхи все еще присутствуют, но они стали менее угрожающими. Меньше амбивалентных чувств. Ее тревога о здоровье и образ тела теперь больше сфокусированы на ней самой, а не проецируются на других людей, с которыми у нее есть отношения. У нее укрепилось чувство ответственности, а чувство вины уменьшилось. Теперь у нее более сфокусированные интересы, она не разбрасывается так, как раньше. В целом наблюдается большее спокойствие, способность работать продуктивно, производить из области воображения материал, способствующий развитию личности. Стало меньше компульсивности, больше постепенности раскрытия (разворачивания), т.е. внутренней дисциплины. Она стала менее чувствительной к оценкам других людей. Стремление продвигаться к своим целям и достигать их присутствует, но не носит невротического характера. Ее бессознательное менее хаотично. Оно богато и активно, проявляется весьма выразительно и артистично. Больше духовности. Она испытывает меньше конфликтности между двумя мирами, в которых живет. На сегодняшний день ей больше свойственно печалиться, чем становиться агрессивной или говорить колкости. Она меньше зависит от своего партнера по жизни. В ней больше личной экспрессии и внутренней независимости.
- II. (Следующий пример –не для подробного обсуждения. Акцент будет сделан в основном на изменениях, которые одновременно произошли в анализе и отразились на руках). Пациентка А. двадцати пяти лет. По словам аналитика, она страдает от депрессивных состояний, недостатка контактов, чувства отчужденности, изоляции и отрицает свою чувствительность. У нее заблокированы чувства, мышление и отношения. На руке у нее очень мало линий, хотя обычно у такого типа руки их больше.
Через четыре с половиной года анализа произошли заметные изменения ее женской идентичности, что проявилось в улучшении отношений с родителями и особенно с мужчинами. Она вышла замуж полтора года спустя, когда был проведен второй хирологический тест и завершен анализ.
Вся ладонь стала более выразительной, на ней появилось больше четких линий, особенно линий развития и отношений, которые направлены по диагонали из середины ладони к мизинцу. Кроме того, более четкими стали линии в центральной части ладони – линии переживаний, которые в ее случае показывают возросшую способность переживать внутренние и внешние события, не закрываясь от них. Однако во всей зоне бессознательного (ульнарная часть ладони) все еще недостаточно линий, связанных с другими. Это указывает на тот факт, что она много поработала над личным бессознательным и реальными проблемами отношений, но недостаточно – на глубоких уровнях личности.
Обсуждение случая с позиций хирологии
У обеих женщин более или менее похожие формы рук – конические с довольно длинными пальцами и изящными узкими ладонями. У пациентки Л. ладонь шире, чем у пациентки А. Коническая кисть, как говорилось выше, свидетельствует о восприимчивости и впечатлительности. Обычно рука, имеющая такую форму, выразительна, и на ней много линий.
У пациентки Л. ладонь чересчур изрезана линиями, напоминая сетку. В ходе анализа одни линии исчезли, а другие – стали более упорядоченными. Нижняя ульнарная зона ладони, которая отражает бессознательное, в первом тесте была испещрена линиями, как сетка. Это говорило о хаотическом состоянии, в котором она пребывала –содержание бессознательного грозило затопить ее. Во втором тесте линии уже не были похожи на сетку. Появилось намного больше упорядоченных линий, что указывало на то, что поток бессознательного направлен в сознательную зону, а это продуктивно для личности и обогащает ее. Конфликт между двумя разными образами жизни в первом тесте проявился в разных зонах ладони. Однако здесь будут обсуждаться только две. В первом тесте под пальцами располагались множественные вертикальные линии, но они были едва заметны из-за большого количества пересекающих их линий, особенно под указательным пальцем. Во втором тесте вертикальные линии были ярко выраженными и не такими исчерченными поперек. Это показывает ее акцент на духовных интересах и снижение озабоченоости внешним статусом. Ее способность устанавливать и развивать отношения, не требуя слишком многого, отразилась во втором тесте в верхней ульнарной зоне – меньшим количеством поперечных штрихов. В том же тесте это проявилось и в верхней ульнарной зоне в первой поперечной линии (сердца), подчеркивая более сфокусированное чувство – и меньше проективных требований. В первом тесте эта линия имела резкий поворот вверх к среднему пальцу. Во втором тесте акцент был, скорее, на плавном продолжении этой линии к указательному пальцу. Стабилизирующая зона – зона середины ладони – в первом тесте была заполнена веероподобными линиями, и рисунок выглядел спокойней. Это свидетельствовало о том, что действовал стабилизирующий фактор, что сокращало количество конфликтов.
У пациентки А. сложилась противоположная ситуация. При том, что подобная форма руки, как было ранее упомянуто, сначала имеет больше линий, в этом случае в начале анализа линий было слишком мало. Обе женщины, принадлежа к одному типу личности (восприимчивые, впечатлительные, с художественными наклонностями и тяготеющие к крайним проявлениям), тем не менее, пользовались разными механизмами защиты. Мы не сможем здесь рассмотреть эту интересную проблему этиологии личностной динамики, так как это самостоятельная тема. Однако в этом случае различие в защитах может быть вызвано более широкой формой ладони пациентки Л. Тогда как первая использует конверсию, отыгрывание и рационализацию, у второй мы наблюдаем отрицание, подавление, закрытость и параноидные тенденции. Это отражается на ладони пациентки А. в первом тесте. Здесь мы вообще не видим суб-линий, особенно в верхней части ладони, в ее дистальной зоне под пальцами, в основном под мизинцем. В ходе анализа ладонь стала более выразительной и живой, и на ней появились новые линии, особенно под мизинцем, в зоне отношений, и под безымянным пальцем, отражая большее разнообразие интересов и развившуюся интуицию. Во втором тесте также усилена и стабилизирующая зона.
Другой важный момент: пациентка Л. – художественно одаренная натура, обладающая средствами выражения внутреннего мира. Пациентке А. в этом смысле повезло меньше, но у нее была хорошо развита способность понимать искусство. В данном случае решающим фактором является не разница в возрасте, а различие в способах решения жизненных проблем. Я не представила эти случаи широко и подробно, а в основном сделала акцент на видимых изменениях в целом на отпечатках ладоней. Изменения, которые я описала, может легко увидеть любой, даже не обладающий специальными знаниями в хирологии. Углубление в детали не добавило бы ничего существенного к основному замыслу этой статьи, а именно: показать ценность хирологического тестирования вкупе с терапевтическим анализом. Хирологический тест при этом является одновременно диагностическим инструментом и вспомогательным средством оценки изменений. Изменения на ладони отражают внутренние процессы. Этот факт подтверждает наличие тесной связи между телом и душой.
© Перевод с англ. Сусанны Качкановой, 2009г.