Карта «Император» (IV) в системе Таро: символ и семантический конструкт

Бедненко Галина

Карта «Император» (IV) в системе Таро: символ и семантический конструкт


Галина Бед
ненко

 

Появление карты «Император» в Таро связано с существованием средневекового государства - Священной Римской империей германской нации, главы которых боролись за власть с римскими папами. Император – термин imperator (повелитель) заимствованный из римской политической практики – традиционно обладал высшей военной, судебной и административной властью.

Классическая иконография: Мужчина сидит на троне (или кубе[1]), держа в одной руке скипетр (жезл), в другой – державу (золотой шар с короной или крестом). Среди атрибутов встречаются разного рода бараньи головы (символы знака Овна). Преобладающие цвета – красный и желтый, оранжевый.

Мужское созидательное начало 

 

Карте «Император» соответствует алхимическая Сера, мужская огненная энергия Вселенной, движущая сила всего бытия. Это как созидательное, так и разрушительное – в своем построении нового и другого – начало. В «Книге Тота» А. Кроули так описывает карту своей колоды: «На карте изображен мужчина, в императорском облачении, в короне и при соответствующих регалиях. Он восседает на троне, опоры которого увенчаны головами гималайского дикого барана, поскольку Овен — это и есть Баран. Лежащий у ног Императора Агнец с Флагом подкрепляет то же соответствие на более низком плане; поскольку баран по природе своей — животное дикое и отважное, одинокий житель пустынных мест; если же его приручить и уложить на зеленом пастбище, он превращается в покорную, трусливую, стадную и тучную скотину. Такова теория управления государством… В руках Императора — скипетр (увенчанный головой барана по указанным выше причинам) и держава с мальтийским крестом, означающим, что его энергия благополучно достигла цели и что власть его полностью утвердилась» (Перевод Анны Блейз).

Это первый откровенно мужской знак в Таро, ибо Шут и Маг могут быть андрогинны. Здесь появляется необходимость организации пространства, чьи границы в то же время не особенно определены. Император строит свою структуру исходя не из имеющегося пространства (как Императрица), а в соответствии с целью и задачей. Потому он способен построить свою систему на ровном месте, опираясь лишь на имеющиеся в распоряжении силы и ресурсы. И, конечно, принимая нужные решения. Это исключительная особенность мужского творческого начала. Безусловно, тут будет необходима слаженность этих верных решений и мощных усилий. Основная сила Императора – во властных полномочиях, верных (в смысле - успешных) решениях и устойчивой организации системы. Не в постоянных усилиях и каких-то действиях, а именно в принятии решений. Император вступает в игру тогда, когда нужно принять решение и определить цели и задачи, обеспечивая самим решением дальнейшее развитие событий.

В колоде Хайндля Император[2] - достаточно молодой, но уже зрелый, обнаженный мужчина у ствола дерева, с жезлом Диониса в руке и шаром – в другой. Над его головой мы видим четырехцветный куб, символизирующий космическую слаженность четырех стихий. Этот Император – воплощение мужской созидательной силы, мужского творческого начала. Он обнажен и спокоен, но не ригиден, не искусственен в своей позе, а наоборот, готов к уверенному следующему движению.
 

Отцовское начало: образ, архетип, голос, роль

 

Архетипический Отец вовсе не тождественен личному опыту взаимоотношений со своим отцом, равно как и личному опыту отцовства. Как и в случае с архетипической Матерью, за реальным отцом (или даже отцовской фигурой, которой может быть и дед, и другой близкий родственник, а позже учитель или авторитет) стоит архетип Отца, и реальный опыт общения накладывается и подтверждает или не подверждает определенные черты архетипа. У каждого архетипа есть светлая и темная сторона и реальная отцовская фигура будет соответствовать каким-то свойствам одной и другой из этих сторон. Впечатление от жизненного опыта взаимодействия со старшими близкими родственниками всегда накладывается на ощущение – представление о родительском архетипе. Потому мы воспринимаем отца через его качества сильного или слабого архетипического Отца, поддерживающего или кастрирующего (пожирающего, может быть также - соперничающего).

Аналитические психологи склонны различать архетипический образ Отца от отцовской архетипической структуры или паттерна. Потому что структура может быть внутренней или заимствованной, а образ – обычно то, что дает нам господствующая культура с ее представлениями и ожиданиями Опыт личного взаимодействия с реальным отцом оказывается при этом наиболее продуктивным, чем более родитель способен выразить отцовский архетип наиболее человечным образом. Это означает избегание крайностей спектра характерных качеств: не всегда быть сильным, но и не слишком слабым, не всегда лояльным и поддерживающим, но и не слишком обесценивающим. Слишком сильный отец способен урезать ребенку индивидуальность характера и поступков. Слишком слабый – сделает его беззащитным и, кроме того, слабомотивированным. Все поощряющий отец – не лучшая подготовка к реальной жизни, в то время как исключительно ограничительная роль родителя повлечет за собой психосексуальные и социальные проблемы. Также важно то, что не ощущая контакта с человеческим, личным, эмоциональным пластом бытия своего отца, ребенок будет воспринимать его лишь через архетипический образ.

Образ и архетип отца влияет на формирование внутреннего «отцовского голоса». Известный британский юнгианский аналитик Эндрю Самуэлс указывает, что он заключается в вопросах личных и социальных приоритетов; эволюции идей и ценностей; развитии сексуальной и психосексуальной идентичности; а также в социальной и культурной роли человека. Пространство, разделяющее или соединяющее, объединяющее или сковывающее индивидуальность и ее «внутреннего отца» (включающего и отцовский образ, и опыт взаимодействия, и архетип) становится территорией взаимодействия индивидуума и СуперЭго, аспектом психического функционирования, связанным с общепринятой моралью и культурными нормами как непререкаемой данностью.

Во взаимоотношениях с дочерью, роль отца интересна тем, что именно он показывает ей, что можно быть феминной, отличаясь при этом от материнского клише и роли. Отец воспринимает дочь как девочку и самостоятельную индивидуальность, а она ценна (или не ценна) для него в этой роли. Разумеется, в ряде случаев отец равнодушно или отрицательно относится к любым женским ролям, отличным от все-ублажающих материнских. И тогда психосексуальное развитие дочери будет иметь собственные изломы. В отношениях с сыном, отец выступает образцом для подражания, другом и соперником, старшим и опытным учителем жизни. Соперничество между отцом и сыном имеет смысл как игровой опыт социализации мужчины. Если его нет, то социальную роль сыну также придется постигать самостоятельно, на своих пробах и ошибках, без поддержки опыта зрелости, руководствуясь большей частью слепыми инстинктами и примитивными защитами. Если имеет место быть реальное соперничество, то это будет борьба за бессмертие: если выиграет сын, то оно – в продолжение рода и мужской линии – случится, если победит отец, присвоив вечность себе самому, то рано или поздно он проиграет окончательно, от беспомощности и бессилия, а смерть станет ему унижением.
 

Власть и авторитет

 

Власть является важной ценностью для Императора. Но, учитывая его зодиакальную атрибутацию к Овну, это не столько зрелый начальник (хотя есть колоды – и прежде всего традиция Уэйта, иконографически предлагающие именно такое прочтение), сколько молодой вождь, молодой Зевс, который начал титаномахию и победил своего отца, а теперь сам стал главой и царем всех богов. Одной из отличительных черт этого, раннего Зевса является способность к альянсам с совершенно различными силами, дружественными, полу-дружественными, полу-нейтральными или полу-враждебными. Так молодому Зевсу помогают не только олимпийские боги - его сторонники и "подчиненные", но и сторукие великаны, существа более похожие на его вечных хтонических врагов, чем на друзей. И позднее Зевс сохранит этот ресурс за собой. Как только оказывалось, что дела плохи, Зевс тут же находил себе союзника и совершал сделку партнерства. Император Таро – это не весь Зевс, не то же самое, что архетип Зевса целиком, но это узнаваемый ранний Зевс, само созидательное, структурирующее начало и волевые акты царя богов во все времена[3]. Он должен уметь эффективно построить работающую систему, способную обеспечивать некое сообщество необходимыми ресурсами. В зависимости от статуса и масштаба деятельности на него возлагаются определенные полномочия и строятся ожидания того, как замечательно он организует остальных для того, чтобы всем жилось хорошо и счастливо. Кроме того, для него важна и представительская функция; он – лицо своей системы. И «жена Цезаря должна быть вне подозрений» (Юлий Цезарь развелся со своей женой, когда смелый поступок одного молодого человека мог подвергнуть сомнению репутацию целой группы порядочных замужних женщин… среди которых оказалась и жена цезаря) – потому все, что его касается, все, что он презентует, представляет (жена, дом, дети, свита) обязано быть безупречно с точки зрения подачи в мир его образа. В противном случае страдает эффективность его воздействия.

Одно из направлений усилий  Императора заключается в расширении территории. Видение новых и перспективных или необходимых областей и выступление (наступление) на них – очень характерный для него ход. Это касается как поведения воспринимаемого нами Императора извне, как личного проявления во внешнем мире, так и расширения новых территорий при абсолютной необходимости сохранения целостности при развитии нашей личности. Личностный рост возможен лишь постепенно, в зоны ближайшего развития и при сохранении целостности эго.

В эротической колоде Декамерон обыгрывается неспособность Императора принять решение[4]: его стимулирует к активному действию шут-карлик, сам император выглядит скорее растерянным, а сзади его осторожно обнимает молодая женщина. Это недостаточно сильная фигура, обозначающая скорее слабость власти и контроля, хилость как границ, так и воли. В реальных ситуациях она может обозначать как нерешительность по поводу целей и приоритетов (достаточно ли приапического в любви, или нужно и романтическое начало), так и неспособность уронить свой статус (изменить границы) в любовных или других межличностных отношениях. Потому в целом эта карта – про границы и приоритеты, то есть вполне по-императорски.

Императорская власть легитимна. Однако когда мы говорим о Старших арканах, то имеем в виду, что речь идет об архетипической силе этого принципа, о нашем внутреннем Императоре и, часто, каким-то причинам воплотить его вовне. Потому это скорее сильное стремление, например, изменить поведение людей так, что они начинают делать то, что не стали бы делать добровольно – и все это для достижения поставленных им самим задач. Во внутренней реальности это может быть воплощение крепкой структуры Эго (me У. Джеймса), или же само Я (“I” У. Джемса[5]), именно благодаря функции познания и волевого контроля.

Определенная харизма власти, свойственная архетипу, привлекает людей, испытывающих недостаток проявления этого принципа в себе. Это то самое очарование силы и власти, притягивающее красивых женщин и слабых мужчин к носителю или воплощению принципа. Архетип Императора в нашей жизни может быть актуализирован вовне, когда особенно значимыми становятся встречи и контакты с теми, кто для нас его воплощает. Кроме того, он как бы представляет собой образ "хорошего Отца", сильного и справедливого или же «жестокого Отца», несправедливого, подавляющего, пожирающего. Но и в том, и в другом случае это будет Император (если только не патологическая извращенность и жестокость Дьявола). Император Таро Элементов[6] - предлагает положительный отцовский образ. Здесь изображен полуобнаженный мужчина, сидящий на троне, на плечах которого сидит ребенок. Сверху птицы любви – голуби обвивают его гирляндами, а слева в ухо шепчет что-то змея, то ли мудрость, то ли ложь… Лозунг этой карты “Iam the ruler of my offspring, and my power is from him” – «Я – правитель своего потомка и моя власть исходит от него». В этой колоде, отличной от всей системы атрибутации Золотой Зари, карте соответствует Солнце на Асценденте.

Принятие решений

 

Карте «Император» соответствует астрологический знак Овна; это кардинальный знак, который принадлежит огненной стихии. Кардинальные знаки дают свойства активной целеустремленности в сочетании с устойчивой утвержденностью (Овен, Рак, Весы, Козерог), ощутимым «внутренним стержнем». В сочетании с огненной стихией, импульсивной, порывистой и взрывной это придает Овну яркость и «взрывчатость» самовыражения, активность в проявлении, бурную спонтанность. Этот знак управляется планетой Марс, а экзальтирует в нем Солнце, что вновь говорит нам о необходимости деятельной активности в сочетании с неприкрытым, но достойным, самопроявлением.

Один из атрибутов Императора – скипетр, древнейший символ власти. Прообразом его был пастушеский (или иной) жезл как символ принятия решений и направления силы, энергии или ресурсов. Посох подобный пастушескому был принят в качестве атрибута христианскими священниками, архиереями – пастырями своих верующих. У государей это, как правило, был укороченный жезл – скипетр. Жезлы стали одной из мастей Младших карт Таро, символизируя силу решений, стимулы и сопротивление среде в продвижении своей воли.

Император Таро – волевое начало, ответственное за видение перспективы и принятие решений в соответствии со своими целями или планами. Интересно отличие продвижения своей воли в Императрице (III) и в Императоре (IV). Я с этим столкнулась, когда в результате определенных жизненных перипетий начала вдруг медленно переживать циклы Старших карт, принимая принципы и ценности каждой карты, строя свою жизнь (неосознанно) в рамках каждой из них. Я осознала себя в Жрице и провела там довольно много времени (то, что периоды и ценности Мага и Шута уже были прожиты и восприняты на этом этапе, стало очевидным потом), затем перешла в Императрицу. И вдруг настало время Императора. Принятие решений и организация своего времени, дел, связей, договоренностей стали особенно ощутимыми. Я внезапно увидела, что это общаясь в своей жизни преимущественно с музыкантами, оккультистами и «психологами по первому образованию» я чувствовала себя вполне дисциплинированной, целенаправленной и организованной. А в новом окружении и обстоятельствах моих прежних качеств – которые собственно идут по Магу: умение время от времени уладить то или иное дело – уже мало!.. Это было немного неприятно, хотя и увлекательно.

Кроме этих очевидных задач я обнаружила и отличие в принятии решений о том, что хочется, у Императрицы и Императора. По последней карте я ощутила потребность осуществлять то, что хочется вне избранной территории, хотя и оценивая адекватность и перспективы. В этом было отличие от Императрицы, которая, конечно, делала то, что доставит ей удовольствие – но на избранной территории. Войдя в Императора, я поняла, что нельзя себе отказывать в любых желаниях, если они достаточно сильны и вполне адекватны. Это была уже янская, мужская сила желаний и устремлений. У меня был выбор. Первый вариант: закуклиться в привычной уже Императрице (или цикле Жрица – Императрица и обратно, временами с включением трикстеров, Шута и Мага). Тогда я бы, как и раньше, проецировала бы Императора лишь вовне, ожидая, что кто-нибудь придет и организует мою жизнь, или будет покровительствовать, или наоборот, сойдет и так. Или же двинуться вперед, овладевая активной силой, способностью продвигать свою волю на неизвестной территории, свойствами Императора. Я все же выбрала продвижение вперед. Не скажу, что это было просто или хватило лишь решения (так бывает с уже отработанными, знакомыми принципами, между которыми достаточно переключаться). Но я стала более чуткой к проявлениям Императора во внешнем мире, принимая их в своей жизни и стараясь в чем-то уподобляться им, перенимать свойства. И время от времени методично себя направляла по избранному пути – когда мы осознаем «ход карт» внутри нашей жизни, это, конечно, бывает яснее.

Первым заново воспринятым и понятым изнутри принципом стала способность принимать решения, выходящие за пределы привычной территории, сферы общения и взаимодействия. И это не просто «хватание того, чего хочется» извне (как это можно делать из Мага), а свое личное самостоятельное выступление в другие сферы. Поистине, здесь часто требуется настоящая героическая решимость. Это очень явный и ясный выход вовне. Вместе с тем принцип Императора дает способность отделять свои решения и действия других: делегировать другим полномочия на исполнение своих решений или же предоставлять другим заниматься их делом, а самому встать на роль наблюдателя, ожидающего благоприятной возможности для принятия решений. Я приведу возможно неожиданный пример: любовница женатого мужчины, который уходит от жены (в актуальной или длительной, перманентной ситуации) может проецировать на него Императора и ожидать, что он, наконец, примет решение, а сама готовить или терпеливо ждать как Императрица в своем царстве, или же – обнаружив в себе качество Императора, делегировать ему полномочия заниматься своим героическим квестом по избавлению от чудовища (со стороны любовницы жены выглядят… часто такими) не принимая на себя эмоциональных тягот этой борьбы или же по-Императорски принять собственное решение, взвесив обстоятельства и собственную выгоду.

Видение героики и помогающих препятствий

Еще одно узнаваемое качество – героика: из Императора ее реально ощутить в своем собственном восприятии мира и в усилиях других людей. Из принципа Императора видны чужие героические квесты, а весь мир - через героический квест, чаще «борьбы с драконом» чем «поиска Грааля», ну так что ж... При этом, конечно, смысл этой героики будет иным чем у Рыцарей Придворных карт, которые этим и занимаются. Император способен именно видеть и воспринимать смысл героического, как король Артур поощрявший своих рыцарей на подвиги. В первый день каждого года король Артур, по легенде, «отказывался есть и выпить что-либо, пока не увидит чудо, не услышит что-либо чудесное или пока какое-нибудь происшествие не оживит его пир». Таким образом, он отдавался на волю случаю… и волшебному случаю, таким образом призывая силу Старших арканов. Сам же, как субъект волшебного опыта (чудеса неизменно случались) оставался в принципе Императора Таро, позволяя событиям происходить, так как нужно. Это еще одна из особенностей этой карты: достаточно позволить событиям происходить так, как это нужно (из ощущения себя в этой карте)! Это удивительная способность видеть все независимо происходящее именно с точки зрения приближения к своей цели (и способность этим воспользоваться, когда необходимо) или в соответствии со своими планами и желаниями. С этой точки зрения даже препоны, неприятности, вызовы и бедствия оказываются вполне помогающими препятствиями на пути к достижениям. «Это не мешает, это помогает концентрироваться», - научил меня подобному подходу один мой знакомый.

Между импульсивностью и стабильностью

 

Возвратившись к иконографии и атрибутации карты, отметим еще раз, что даже в исторических колодах Император изображался то пожилым уже мужчиной с седой бородой (Висконти-Сфорца), то просто зрелым мужчиной (Марсельское Таро). В современных колодах традиции Уэйта это скорее очень основательный Император, недвижимый и ригидный; хотя в атрибутации этой карте неминуемо присутствует знак Овна, импульсивного начала, взрыва энергичной деятельность. В большей степени соответствует Овну Император колоды Тота Кроули: вся карты выдержана в ало-оранжевых тонах (цветов знака Овна) и мужчина представляет собой скорее символ, образ, а не портрет с определяемым возрастом и характером. В этом вообще отличие колоды Тота с ее надличностным, надчеловеческим видением мира от большинства других колод, особенно достаточно субъективной колоды Уэйта.

Об Императоре Кроули пишет: «Относительно свойств этой власти следует отметить, что она подразумевает внезапную, бурную, но непостоянную деятельность. Если сила его действует слишком долго, то начинает сжигать и разрушать. Она не такова, как Творческая Энергия [путей] Алеф и Бет: карта Императора расположена ниже Бездны» (Книга Тота в переводе Анны Блейз). В то же время, по следам колоды и книги Уэйта Император – воплощение мужской силы и мощи, сидящей «на троне разума», чья премудрость неосознанна, но осенена вышним миром. В презентации этого аркана Уэйтом мы видим скорее знак Льва или планету Юпитер, хотя и у него она атрибутирована Овном (вслед за традицией Золотой Зари). Потому в настоящее время Император Таро представляет собой различные градации на шкалах «импульсивность – стабильность», «прерывистость – континуальность» мужского созидательного начала.

Так в колоде «Нью Вижн Таро»[7], нарочито обратном клоне Уэйта в основании трона Императора лежит живая черепаха, символ постоянства, неторопливости, основательности. Хотя сверху на троне и высечен парящий орел. В этой карте я бы увидела «искусственные идеалы», хотя и вполне практичную основательность. В Романтической Викториане[8] – напротив, Император похож на молодого человека, играющего в домашне-театральной постановке на тему жизни древнеегипетских фараонов. Здесь юный Император, только овладевающий искусством управлять… и собой, и своим пространством. В Olympus Tarot Император[9], против обыкновения, не ожидаемый Зевс, а Арес на вершине горы. Удивительно, но тонкий интерпретатор А. Кроули – Лон Майло Дюкетт в колоде Ceremonial Magickпоказывает Императора[10] вовсе высеченного из камня до пояса (а дальше там просто камень), хоть и с лавровым венком на голове и на фоне Парфенона; даже не сам Зевс, а тень его... хоть и на алом фоне и с навершием жезла в виде бараньей головы.

Император в нашей жизни

 

Император может обозначать тему внутренней структуры личности и волевых актов. Это может быть вызов в определении целей и расширении территории, точно также – по самой специфике Старшего аркана – одержимостью идеи распространения своей власти и вкладывания в этой всей силы и мощи. Извне Император будет являться нам в виде властных мужчин, образа отца или отцовской фигуры (обладающей авторитетом и властью), также мужа или партнера для женщины (если она видит его сильным или обладающим важными полномочиями).

Нельзя сказать, что реально будет отказаться от проекций Императора в мир, как часть некоей социальной иерархии он всегда будет присутствовать в нашей жизни. Не проецировать его (как мы пытались это делать на предыдущих картах) – именно во всей мощи Старшего аркана – мы можем лишь на людей. Тогда увидим в них королей различных мастей, конкретные и реальные образы, сняв сакральность божественного символа.


[1] Число 4, номер карты, соотносится с квадратом. Равносторонние квадраты составляют куб, основание для Императора.

[2] http://www.tarot.com/tarot/decks/index.php?deckID=12&cardID=4

[3] Подробнее об архетипе Зевса см. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. – М.: Класс. – 2005.

[4] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02390/d0239004.jpg

[5] Психолог У. Джемс разделял I (Я) и me (я), полагая что именно I является – чистым Эго, познающим элементом, а me – эмпирически познаваемым Эго.

[6] http://taroteca.multiply.com/photos/photo/372/5

[7] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02398/d0239804.jpg

[8] http://www.victorianromantic.com/VicRomantic_images/Final%20Cards240/Majors/V_Emperor.jpg

[9] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02401/d0240104.jpg

[10] http://www.rusjoker.ru/WWPCM/decks05/d02378/d0237804.jpg