Песочная терапия. Cендплей: сквозь пространство и время.

Алексеева Марина

Песочная терапия Sandplay – сквозь пространство и время



Алексеева Марина


Юнгианская песочная терапия становится популярней день ото дня, а в консультативных кабинетах аналитических психологов (и не только) все чаще можно встретить деревянные ящики, наполненные песком и стеллажи с самыми разнообразными игрушками для песочной терапии Sandplay (Сэндплей).

Дети знакомятся с песком достаточно рано, поэтому предложение построить свой мир в песочнице обычно не вызывает у них сопротивления. Что же касается взрослых клиентов, то многие из них, похоже, позабыли, как когда-то были детьми и были заняты «важными делами» в песочницах и вначале смотрят на стоящий в кабинете лоток с песком с оттенком скепсиса. Однако, те из них, кто все же рискнул подойти к песочнице и начал в ней работать, были удивлены тем чувствам и ощущениям, которые они испытали. Кто-то не мог оторваться от лотка с сухим песком, кого-то больше привлекал влажный песок и возможность придавать ему форму, а кого-то больше всего впечатлил процесс выбора фигурок на полках и составление с их помощью песочной картины, которая получалась всегда, даже если это был всего лишь отпечаток ладони на песке. Возможность соприкоснуться со своим внутренним миром и сделать его не только видимым, но и осязаемым, оказалась для многих взрослых людей настоящим сокровищем.

Так как же работает песочная терапия? Юнг писал о трансцендентной функции, которая является процессом соединения сознательных и бессознательных содержаний психики. Каким образом она проявляет себя в Cэндплей - терапии? Клиент строит песочную композицию, терапевт присутствует при создании песочной картины. Для клиента совершенно неочевидно то, что он делает, и те символы, которые он выбирает, часто представлены его сознанию лишь своей поверхностной, знаковой частью. Так, если человек выбирает какое-то животное и помещает его в песочную композицию, то он может сказать: «Это животное очень симпатичное», или «Мне нравится это животное». Часто клиент не знает, почему он выбирает тот или иной символ, и тем более неочевидно для него, какое отношение этот символ имеет ко всей композиции в целом и к другим символам данной композиции по отдельности. Терапевт может способствовать рефлексии клиента, спрашивая его об ассоциациях к создаваемой картине, помогая интеграции возникающих содержаний сознания, но клиент может не знать, или не иметь никаких ассоциаций. И в этом случае ключевое значение приобретает видение и понимание аналитиком символического контекста работы клиента, поскольку роль трансцендентной функции в данном случае берет на себя именно аналитик.

Большую роль играет способность аналитика быть свидетелем и участником процесса создания песочной картины. Это означает, что если аналитик способен «войти» в песочницу, погрузиться туда и посмотреть на все, что там происходит, глазами «данного» персонажа, то это позволяет ему присоединиться к переживаниям клиента и его чувствам. Этот процесс Барбара Тёрнер в своей книге о песочной терапии (B.Turner. TheHandbook of Sandplay Therapy) назвала Subjective Immersion Analysis¹ (Субъективный Погружающийся Анализ), а сама техника работы очень похожа на работу в системных семейных расстановках, когда терапевт может встать рядом с любым из участников расстановки и испытать схожие с ним чувства. Важно понимать, что Эго клиента часто идентифицируется с каким-то одним персонажем песочной композиции, и принципиально важным моментом является возможность увидеть композицию «глазами» и чувствами всех персонажей. Все пространство песочного лотка – это символическое выражение бессознательных процессов клиента, его травм, конфликтов, и ресурсов. Когда мы начинаем работать с песочницей, важно позволить себе чувствовать то, что происходит в каждый момент времени, позволить возникать образам и телесным ощущениям, позволить себе испытывать чувства и фиксировать свои мысли.

Наверное, ни для кого сейчас не является новостью мысль о том, как важно для терапевта, который собирается работать с песком, получить свой собственный клиентский опыт. Этот опыт нужен не только для того, чтобы лучше понимать терапевтический процесс у наших клиентов, но также и для того, чтобы быть в большем контакте с самими собой. Мне удалось пережить глубокий трансформационный опыт в процессе собственной Сэндплей-терапии, хотя было довольно трудно отключить свою наблюдающую часть и просто позволить процессу происходить. Здесь наши клиенты находятся в более выигрышном положении по сравнению с нами, когда мы проходим свою терапию, поскольку они заняты самим творческим процессом, а наблюдает за этим терапевт, у которого в ответ могут возникать самые разнообразные реакции. У меня были моменты, когда клиент строил свою композицию, а я ощущала дуновение ветра или шум дождя в песочном лотке. Иногда спонтанно возникали образы, а иногда было чувство присутствия при каком-то сакральном действе, когда клиент совершал некое подобие обряда, используя окропление водой, посыпание предметов песком и было видно, что он находится в состоянии глубокого погружения в собственный внутренний мир. Порой клиенты могут испытывать сильные чувства по поводу создаваемых ими песочных картин, и в ассоциациях им бывает трудно описать эти чувства, но мы можем чувствовать нечто похожее вместе с ними, и таким образом лучше понимать клиентов.

Очень интересно наблюдать, как внимание фиксирует те фигурки на полках, которые нужны именно сегодня. Те, что использовались в прошлый раз, могут быть не только не взяты, но даже и не замечены. Или есть какой-то персонаж или предмет, который постоянно перемещается из одной композиции в другую. Или же клиент может идти на сессию с намерением сделать что-то определенное, но потом сделать что - то совсем другое. Эти факты говорят о том, что песочная терапия Сэндплей – это творческий процесс и каждый раз, когда мы являемся свидетелями создания песочных картин, мы присутствуем, не побоюсь этого слова, при акте творения.

Мой опыт работы в международной группе по Сэндплей-терапии в США позволил мне лучше приблизиться к пониманию, что означает архетипическое. В группе были представители из разных стран и культур, и коллеги представляли случаи на супервизию. Прежде всего, меня поразила схожесть происходящих процессов, когда рассматривались случаи в динамике и были видны этапы терапии, углубление материала, или, наоборот, подъем на более поверхностные уровни, которые ближе к повседневной реальности. Так, ребенок 6 лет из Мексики и ребенок такого же возраста из Австралии, выбирали схожих персонажей и разыгрывали похожие сюжеты в песочнице. Но самым важным, на мой взгляд, было то, что мы, представители разных культур, носители разных языков и традиций, могли понимать то, что мы видели и обсуждать это друг с другом. Рассуждая над символикой песочных композиций, мы дополняли понимание друг друга, и было очень интересно узнать специфику того или иного символа у разных культур. Так, например, символизм русалки в песочных композициях у американских клиентов был несколько иным, чем я наблюдаю его в песочных композициях у своих русских клиентов. Американцы больше знают русалочку Ариэль, а русские знают и русалочку Андерсена и русалок Пушкина, сидящих на ветвях и русалок Лермонтова, Бальмонта и Де Ла Мотт Фуке в переводе Жуковского.

Конечно, никто не спорит с тем, что работая с Сэндплеем, надо много читать и интересоваться культурным наследием разных стран и народов, однако также верно и то, что культурные и языковые различия оказывались совершенно не важны для общения на языке души, универсальном и настолько древнем, что иногда захватывало дух при одной только мысли, что через символическое мы прикасаемся к культурно-историческому пласту всего человечества. Схожее чувство я испытала, когда прикоснулась к гигантской тысячелетней секвойе в лесу Армстронг в Америке, которая была живой и зеленой, а крона ее была так высоко, что терялась где-то вверху в солнечных лучах. Это дерево было свидетелем большого отрезка истории человечества, и оно будет хранить образы истории, пока оно живо, так же как и Сэндпдей-терапевт будет хранить образы песочных композиций своих клиентов, пока он жив...

 


1. Subjective Immersion Analysis (SIA) – Субъективный Погружающийся Анализ (СПА) – методика разработанная Б.Тернер в 1998 году, которая описана в книге The Handbook of Sandplay therapy/Barbara A. Turner/ Temenos press, 2005 и является темой ее докторской диссертации (An evaluation of the effectiveness of training in subjective immersion analysis as an analytic tool in Jungian sandplay therapy by Turner, Barbara A. Ph.D., California Institute of Integral Studies, 1998, 342 pages; AAT 9904979). Обучение этому виду работы в настоящее время проводится только в США, в продвинутом учебном курсе по песочной терапии Сэндплей в рамках учебных программ, предлагаемый STA – организацией Сендплей-терапевтов Америки. Также проводятся отдельные воркшопы, посвященные изучению и практическому применению данного вида работы. Суть метода, изложенная в вышеуказанном источнике, заключается во «вхождении» терапевта в песочную картину с использованием активного воображения. Ставя себя на место каждой из фигурок в песочной картине, терапевт имеет возможность увидеть всю композицию с разных ракурсов и получить более объемное представление о том, что происходит в созданной композиции между всеми ее персонажами.

 

Москва 2011