творческая мастерская

Алхимия снов.
Юнгианская психология и тибетская Йога сна (тантрическая традиция махасиддхов).
вебинар Льва Хегая 9 февраля в 19ч 
Патриция Гарфильд, Роберт Монро и  Карлос Кастанеда были пионерами исследования осознаваемых (ясных или люцидных снов) на Западе. Позже проф.Стивен Лаберж в Стэнфордском университете разработал психотерапевтические методики на основе люцидных снов. Юнгианский аналитик Э.Росси (США), написавший книгу "Сны и развитие личности", считал такие сны каналом Трансцендентной функции и свидетельством высокого уровня духовно-психологического развития.
Однако задолго до современных западных ученых практики сновидений использовались в алхимии, в разных герметических и эзотерических школах, а также в восточных учениях. В тибетском буддизме хорошо известна Йога сна, одна из веток передачи которой связана с махасиддхой X-XI веков Наропой.   
Поскольку у меня многолетний успешный опыт как буддийской Йоги сна, так и методов Кастанеды и Лабержа, то я могу дать компетентные юнгианские комментарии, которые помогут всем интересующимся правильно понять древние практики и сделать свою работу со сновидениями более глубокой.
Мы изучим рекомендации святого отшельника Куккурипы X века по практике "Маха-Майя танры", учения высшего уровня, помогающего при работе со снами.
Я поделюсь рецептами, как сделать сны более яркими, как лучше их запоминать, как увеличить вероятность люцидных снов, как получать исцеление и важные подсказки благодаря снам. 
 
После вебинара все желающие смогут присоединиться к Телеграм-каналу "Йога сна и сновидений" для обмена опытом и дальнейших инструкций по практике Осознаваемых сновидений. 
 
Мы посмотрим фрагменты из фильма "Самсара" (2001, Индия-Германия-Франция-Италия-Швейцария), посвященного практикам тибетского буддизма, а также образ Маха-майи из индийского сериала "Махакали. Конец - это начало" (2017-2019)
 
Для участия запишитесь: https://nextlevelpsy.com/hegay_jungian_psychology_and_buddhism
 

  
        Священные горы Тибета

Паломническая экспедиция 10-26 августа 2024 г. 

 

 

Гора Амнье Мачен (6282м) является самой высокой горой Восточного Тибета (Голок-тибетский автономный округ, провинция Цинхай, КНР). Амнье Мачен по значимости является второй из четырех самых священных вершин в Тибете, уступая первое место Кайласу (Нгари, Западный Тибет / Тибетский Автономный Район). Остальные две вершины – это гора Кава Карпо (Кхам / граница провинции Юньнань и Тибетского Автономного Района) и Миньяк Ганкар (Кхам / провинция Сычуань).

Однако среди тибетцев провинции Амдо Амнье Мачен является самой священной вершиной. Эта гора – место обитания божества-защитника Мачен Помра.

 

Ежегодно тибетцы совершают паломничество к этой вершине. Они верят, что прошедшие кору (обход) вокруг Амнье Мачена обретают силу и устанавливают особую связь с Мачен Помрой. После прохода коры этот защитник всячески помогает в делах, человеку сопутствует удача, он быстро добивается успеха. Вершина Амнье Мачена является мандалой — символом сферы обитания божеств и чистой земли просветленных существ. Во время коры вокруг горы паломники обращают свое сознание к центру Амнье Мачена, создавая благие намерения. Тем самым, по верованиям тибетцев, энергии мандалы активизируются, преображая сознание и мировосприятие человека.

 

Мачен Помра является не только мирским защитником, но также духом гор и покровителем всей территории Амдо. Последователи бон — добуддийской религии Тибета – также поклонялись этому божеству. В 7 веке буддийский мастер из Индии Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) пришел в Тибет и подчинил Мачен Помру, сделав его бодхисаттвой десятого уровня (бхуми). С тех пор Мачен Помра стал занимать важное место среди пантеона защитников и божеств в тибетском буддизме. Автор «Истории океана защитников Дхармы» Лелунг Шепей Дордже представляет Мачен Помру как главного среди 360-ти духов гор. Супруга Мачен Помпы – Гунгмен Лхари, у них было восемнадцать детей — девять сыновей и девять дочерей. Три пика горы связаны с Авалокитешварой, Мачен Помра и его супругой.

История Мачен Помра связана с воплощением Авалокитешвары (Бодхисаттвы сострадания, главного сподвижника Будды) в теле индийского принца, сына праведного царя. Когда сын вырос, злая мачеха захотела погубить его, чтобы трон достался ее сыну – второму сыну царя. Она посылает его за лекарством от своей болезни в деревню ракшасов, свирепых демонов-людоедов. На входе в деревню принц встречает охранника, который объясняет ему, что название лекарства означает имя дочери царя ракшасов, и что за эту дерзость принца ждет неминуемая казнь. Благородный принц ничего не боится, и ничто не может остановить его сострадательное намерение помогать людям. Распознав в принце просветленного мастера, демон-охранник Мачен Помра попросился в его ученики.

Демоны ракшасы символизируют низшие импульсы человека – стремление к власти, силе, всемогуществу, архаическую витальность, агрессивность, нашу животную тень. Просветлённый разум непрерывно эманирует посланников-бодхисаттв, способных трансформировать эту низшую природу в живых существах в стремление к духовному развитию. Ракшасов называют людоедами, потому что они служат силам смерти – ради достижения своих амбиций они готовы идти по трупам. Но Любовь сильнее Смерти. Во Тьме сокрыт Свет («И Тьма не объемлет его»). Низшее содержит потенциал развития в Высшее. В современном мире, погрязшем в войнах и кризисах, деструктивные энергии ракшасов снова разбушевались, и необходимо вмешательство Любящей доброты бодхисаттв для восстановления равновесия.   

На юнгианском языке Самость направляет процесс психической трансформации личности. И наши неврозы, подобные одержимости демонами, нужны в качестве отправной точки для встречи с Посланием Любви (нуминозным опытом) и обращения на Путь духового развития. Когда мы совершаем обход вокруг горы в качестве паломников, Мачен Помра становится нашим защитником и покровителем в главном внутреннем паломничестве – спиральном движении к Самости на протяжении всей жизни. Поэтому это божество символизирует успешную трансформацию в процессе внутренних поисков и поддержание непрерывной связи с Самостью. Священные горы, которые чаще всего являются самыми высокими в конкретной местности, вообще символизируют Восхождение Души и способность не терять ориентир в процессе движения по жизни. Обхождение горы важно, потому что одного интеллектуального понимания недостаточно, необходимы реальные шаги, поступки, решение конкретных проблем и преодоление трудностей, чтобы полноценная трансформация произошла. «Дорогу осилит Идущий». В нашу переходную эпоху, турбулентность и штормовые перемены в мире грозят сбить нас с Пути истинного, толкнуть на неверные шаги, поэтому так важно укрепить связь с архетипической фигурой Защитника Дхармы (Пути Истинного). В психотерапии для нас важно не только быть хорошими профессионалами, но и адекватно воплощать эту фигуру Проводника и Защитника Души для клиента на его пути исцеления и духовного развития. Поэтому Мачен Помра является архетипическим образом нашей юнгианской профессиональной идентичности.   

Кроме того, священные горы расположены в местах силы, особых местах планеты на энергетических линиях и в энергетических узлах (чакрах Земли), где предположительно концентрируются пространственно-временные аномалии и возникают порталы в другие измерения. Там чаще происходят «чудеса», в том числе переживания духовного пробуждения и необъяснимые исцеления. Поэтому такие горы всегда притягивали шаманов, монахов и йогов. Вокруг горы находятся древнейшие монастыри, ритритрые центры и пещеры отшельников. Важно, что ее обхождение приравнивается с точки зрения накопления заслуг к коре вокруг Кайласа. Долина Дзогчен знаменита тем, что в ней в прошлом буддийские мастера чаще всего достигали Радужного тела (высшей стадии реализации, когда от тела умершего остаются лишь волосы и ногти, т.е. происходит полная трансформация материи в энергию).  

Кора, паломническое путешествие – это возможность погрузиться в изучение тибетского буддизма. Мы сможем посвятить свободное время юнгианскому пониманию важнейших текстов и практик высших тантрических учений Махамайя, Гухьясамаджа, Хеваджра, Чакрасамвара тантр и Дзогчена. Юнгианскую психологию называют западной тантрой. Между западным и восточным путем в их глубинной незамутненной культурными комплексами основе много общего. Алхимия, юнгианская психология и буддизм Ваджраяны – лишь разные языки, используемые для осмысления универсального мистического процесса Преобразования Души.

 

Туристическая информация:

Кора доступна всем физически здоровым людям, подготовка в горном туризме или альпинизме не требуется. Путь планируется налегке с легким рюкзачком пешком либо на лошади – что важно на подъёмах. Высота на маршруте 3300-4700м (перевал). Активная часть пути обычно занимает у паломников 7-8 дней, но благорадя построенной в прошлом году дороге мы будем идти только 4 дня! Днем погода позволяет идти в футболке и шортах, а для ночевки в горах необходимы теплые вещи.

Перелет с Китай до Ченду. После коры будет возможность познакомиться с достопримечательности провинции Сычуань, знаменитой своими пандами, острой кухней и древностями.

Ориентировочная стоимость 2100 долл без авиаперелета

Программа разработана, группа набирается. 

Для записи в группу пишите на Ватсапп Елене Хегай:  +7-903-1312773  

       


 

Юнгианская психология и буддизм.

Квартет онлайн киносеминаров с юнгианскими комментариями к важнейшим сутрам махаяны.

 

К.Г.Юнг как и большинство его последователей считали идеи буддизма наиболее близкими к идеям аналитической психологии. Не только психоаналитики и юнгианцы, но и гештальтисты, а также экзистенциальные и трансперсональные психологи искали вдохновения в практиках и текстах буддизма. Юнг пытался вернуть духовность в психотерапию в век засилья материализма и научного рационализма. Его проект можно считать адаптацией универсальных знаний древних традиций к мышлению и потребностям современных людей. Интенсивное возрождение интереса к буддизму в мире последние десятилетия доказывает актуальность его идей и объясняет необходимость продолжать строить мосты между религией и психологией.

Будучи не только юнгианским психологом, но практикующим буддизм более 30 лет, я хотел бы поделиться тем, как священные тексты и замечательные фильмы на буддийскую тему могут послужить источником вдохновения в наших личных духовных поисках и в психотерапевтической практике с клиентами. Мы обратимся к четырем сутрам и четырем школам Северного буддизма (махаяны), которые еще не были в поле внимания юнгианских психологов. Это может послужить хорошим введением для тех, кто хочет приобщиться к бесценному наследию Востока, и разобраться в разнообразных путях духовного развития, подходящих людям разной типологии. Мы не будем читать сутры и смотреть фильмы целиком, только обсуждать отдельные цитаты и кадры (участникам будут даны ссылки, по которым они при желании потом смогут более полно ознакомиться с материалом). Семинары планируются с частотой раз в месяц. 

      

  1. Стихия Земли, психическая функция ощущения.

Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи. Обсуждение одноимённого анимационного фильма. Кшитигарбху (Сокровище Земли) называют бодхисаттвой Ада, т.к. он дал обет не уходить в нирвану, пока не спасет последнего страдальца Ада. Его культ особенно важен для тех, кто хочет помочь умершим близким или умирающим, кто боится смерти сам или тяжело страдает. Его практики позволяют продлить жизнь и даже достичь нетленного тела, т.к. он дарует власть над материей. Поэтому его можно связать с алхимией и функцией психопомпа и считать буддийским аналогом Гермеса или Анубиса.

Где читать сутру: https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Kshitigarbha%20sytra.htm

Где слушать аудиозапись: https://web.ligaudio.ru/mp3/%D1%81%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B2%D1%8B%20%D0%BA%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%85%D0%B8

 Дата первого семинара:  в сб 18 февраля с 19 до 21ч

 

  1. Стихия Огня, психическая функция мышления.

Сутра лотоса благого закона. Обсуждение фильма «Нитирэн» (1979, Япония), посвященного основателю популярной школы японского буддизма XIII века. Лотосовая сутра – последнее наставление Будды, наиболее зрелое выражение его идей, была предназначена для простых людей. С большим уважением к ней относятся буддисты всех школ. А школа Нитирэна является самой активной в популяризации буддизма и в благотворительности. Символы и притчи Будды станут понятнее, если использовать юнгианский подход.  

Где читать сутру https://abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/Taice/0005.pdf

Где слушать аудиозапись https://www.oum.ru/literature/buddizm/sutra-o-cvetke-lotosa-oglavlenie/

Дата второго семинара:  в пт 24 марта с 19 до 21ч 

 

  1. Стихия Воды, психическая функция чувствования.

Махавайрочана сутра. Обсуждение фильма «Кукай» (1984, Япония), посвященного монаху-чудотворцу, религиозному реформатору, поэту, просветителю и мастеру каллиграфии VIII века, основателю тантрического буддизма школы Сингон. Древние практики создания мандал, практики трансформации эмоций, активации воображения и работы с тонкой энергией имеют много общего с находками Юнга, что послужило поводом назвать юнгианскую психологию западной тантрой. Сутра и фильм дают возможность также лучше понять алхимию и другие тантрические школы буддизма (например, тибетские) и индуизма.

Где читать сутру https://abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/MaxaVairocana-cytra.htm 

Фильм: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5586168 

 Дата третьего семинара:  в cб 22 апреля с 19 до 21ч 

4. Стихия Воздуха, психическая функция интуиции.

Сердечная сутра. Обсуждение фильма «Дзэн» (2009, Япония), посвященного мастеру медитации Догену, который в XIII веке основал школу дзэн Сото. Важнейшая сутра буддизма и самая известная на Западе буддийская школа, конечно, уже несколько раз обсуждались психологами. Мы обратимся к комментариям Юнга к текстам Д.Судзуки о дзэне, а также к разным статьям юнгианцев, суммируем эти идеи и подумаем об их актуальности для нас сегодня и для практики психотерапии. Мы также сравним юнгианское понимание с высказываниями о дзэне фрейдистов и Эриха Фромма. 

Разные переводы Сердечной сутры:

http://klein.zen.ru/old/heart_sutra.htm 

Фильм: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4912320 

Дата четвертого семинара:  в cб 27 мая с 19 до 21ч 

Ведущий: Лев Хегай – юнгианский аналитик, со-основатель МААП.

Запись: https://nextlevelpsy.com/russian_jungian

Предоставляется индивидуальная скидка на участие по запросу


 

   

 

Проект серии вебинаров

Мистерии Абраксаса

В «Красной книге» и в «Семи наставлениях мертвым» К.Г.Юнг раскрыл тайную суть своего учения, которая осталась непонятой большинством аналитических психологов и исследователей его творчества. Для адекватного освоения его наследия требуются обширные познания в античном гностицизме, алхимии, астрологии, Таро, герметической философии и магии Возрождения. Используя язык научной психологии, юнгианство предлагает адаптированную версию мистерии Абраксаса, которая уходит корнями в другие древние мистериальные практики (египетские, дионисийские, орфические, элевсинские, митраистские). Совмещая языческие и христианские элементы, практика Абраксаса помогает наладить контакт со своей духовной сущностью, божественным двойником или ангелом-хранителем, чтобы реализовать свое высшее предназначение.

В экспериментальной группе мы будем использовать разнообразный символический материал (алхимическое Таро, игры и ритуалы, медитации, сновидения, супервизии, разбор фильмов и текстов) для воссоздания подлинной мистериальной Традиции.

Проект предназначен не для озабоченных социализацией психологов, а для очарованных странников, дерзнувших заглянуть в сердце Тайны.

Занятия будут проводиться раз в две недели очно и иногда онлайн. 

 

Ведущий: Лев Хегай – юнгианский аналитик, со-основатель МААП.
Соведущий: Александр Пилипюк - юнгианский психолог, преподаватель МААП, ведущий проекта Духовные путешествия МААП