Ардат Бей

СФИНКС –  Психологический этюд.  Архетипическая психология.

 

  Депрессия

 

(Андрей Уайет, Мир Кристины , 1948.)

 

Женская депрессия - это ключ к тайне. Создается впечатление, что она, женщина, ползет к дому, чтобы передать свой яд печали и гнева. Она словно черная змея, брошенная в плоть зеленой травы райского сада. Она призвана нести тревогу и смерть, все пространство изменено, перспектива подобна психотическому карману, куда попала наша колея восприятия, и отныне весь мир изменен.

 

Для кого предназначен её яд – сыну, супругу, а может родителям, ничего неподозревающим матери или отцу. Она - это Сфинкс, смотрящий на нас своей спиной. Её логос это Оракул. Он этот Логос – Логос Тайны, квеста, загадки облеченной в Танатос.

 

Это смертельная и парадоксальная Тайна, самая загадочная и величайшая из всех. Смертоносная тайна, и все дело в том, что цена неспособности ответить на этот вопрос – quest значит не иметь возможности синтезировать противоядие. Но противоядие само по себе уже смертельно.

 

Культуры и истории нет. Искусство и есть Сущее. Естественная суть человека - это сотворение Искусства. У человека нет будущего, нет настоящего и не было прошлого. До и после человека ничего не было и не будет. Человек это смертный и смертоносный бог. И это парадоксально.

 

Человек - это Иной. И поскольку он иной, он должен уйти в Иное. Совершая шаг в Иное, он овладевает пространством Иного. Истина - это тайна всегда залегающая по ту сторону пространства Иного.

 

Иное – залегающее за пределами космоса и хаоса души человечества – это и есть логос Иного. Этот логос хочет быть разгадан, это саморепрезентирующиеся Квест. Игра Сфинкса парадоксальна как для предстающего пред ним человека так и для него Самого. Оракул видит, говорит смертоносную загадку, загадку смерти и любви. Отгадать или не отгадать ровно смерти. Обрести противоядие, значит завладеть диспозицией, не потеряв любовь - Эроса.

 

Сфинкс развлекает сам себя игрой в тайну, игрой в Квест. Ибо он в депрессии, он все еще неразгадан. Каждый Квест есть загадка несущая отблеск – фрактал – пазл великой тайны Сфинкса.

 

Сфинкс

 

Сфинкс - это Оракул. Слово оракул тоже имеет немаловажное значение.  Оракул -  от лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу». Вопрошание к богам - распространенная форма предсказывания через обращение жрецов к богам. Оro - от лат. «говорю» - имеет значение речи и языка, слова.

 

Надо заметить, что Жак Лакан - это Сфинкс психоанализа, любой бросающий ему вызов будет втянут в Эдипальный миф о конфликте, точно также как любой бросающий вызов отцу психоанализа Зигмунду Фрейду. Многие сломали копья о Миф об Эдипе, многие сломались и были сломаны об эту центральную архетипическую тему классического психоанализа – мифа об Эдипе, где  продолжение было своевременно купировано его продолжение самим Фрейдом.  Все это мне видится в качестве глобальной театральной пьесе или эпосе где роль отца досталась Фрейду, роль Сфинкса - Жаку Лакану, а роль сына -  Карлу Юнгу. В этой психологической трагедии под названием психоанализ все основные места и роли уже разучены и заняты, а мы уже даже и не критики. Мы только зрители этой драмы. Лакан-Сфинкс устрашает нас и говорит загадками, о чем свидетельствую фрактальные лекции Лакана, части гипертекста великой Тайны.

 

Сократ был первым психоаналитиком, в его любимой поговорке – «я знаю, что я ничего не знаю» звучит основная подсказка: позиция или требование к психологии, а именно устранения Я из уравнения. Есть место, есть душа, есть субъект и Даймоны, но знание, олицетворяющее само значение Эго, в некотором смысле аннигилируется.

 

Джеймс Хиллман сказал, что Зигмунд Фрейд придумал свой собственный жанр - это психоанализ, и он продукт центральной позиции мифа об Эдипе который является по сути своей детективом. Хиллман говорил о губительности диктата только одного мифа и генерального направления для аналитического  жанра в целом. Он предлагал на выбор многие другие,  однако и этот вариант ведения следствия все еще таит много загадок и колоссальных возможностей.

 

Сфинкс. Рим, ок. 120-140 н. э.

Сам образ Сфинкса весьма химеричен, что говорит о его природе, природе Даймона, существа из иного бытия.  Древнеегипетское значение слова Сфинкс было «Шепсес Анх» Живой Образ или «Сешеп — блистающий, неб — господин», иначе говоря, Даймон, что как нельзя лучше подходит к Архетипической психологии.  В свою очередь древнегреческое значение этого слова Σφιγγός  будет «Душительница», хтоническая природа Сфинкса была обеспечена детьми Геи,  инцестным браком его родителей, брата и сестры, титана Тифона и матери чудовищ Ехидны, что раскрывает все красоту амбивалентность символического.

 

Немного раньше,  до написания этого исследования, мною была кратко изложена и записана доктрина Иного.  Ниже я изложу её, и тут же приведу следующее замечание, касающееся жанра Фрейда. Однако сущность психоаналитического жанра, как детективной драмы, априорно присутствует во всей западноевропейской культуре, волей-неволей взращенной на истории мира древней Греции и древнего Рима. Ибо вся культура искусств и науки, даже понимание о философии, науки и политики, проистекают из этой Топологии истории человечества.  Иными словами вся наука и культура содержат в себе миф о Царе Эдипе. Обращение к другим архетипическим образам для осуществления  аналитической работы требует титанических усилий от аналитика и клиента. Очень сложно отказаться от тысячелетней культуры и переломить границы воспитания и обучения.

 

Но надо расширять пределы и двигаться дальше.

 

«Доктрина:  наше плавно движущееся око Души - это прибор или подобие телескопа для макрокосма, а иногда микроскопа для микрокосма, в некоторых случаях он снабженный функцией калейдоскопа. Око иллюминирует Пазлы-Фракталы и очертания бытия проступают более отчетливо. Лакуны – Хаоса, находящиеся вне нашего взора, таятся под первобытным мраком бессознательного - Космоса Иных. Иные – те, кто  держат ключи от полной картины мира, мир ранее пребывающего в подобии «Золотого Века», неразделенности мира Имагинального и мира Людей. Иное диктует новые требования и бросает новый вызов».

 

 

Доктрина обозначает области движения, а имагианальное эго и душа и будет Оком. Сам жанр детектива все еще не изжил себя: там, где сыщик является архетипическим психологом,  образ есть улика или клиент,  а сам субъект  является порой как преступником так и собственной жертвой, где образы внешнего и внутреннего воздействуют на субъекта, - будет необходима и весьма полезна переходная методология или расширенная методология,  кажущаяся нам весьма сюрреалистичной в связи изначальной областью её появления, и предложена она была нам Кинематографом. Нередко, как это бывает и в книжных романах, детектив - он же свидетель, а зачастую и жертва. Но именно сюжет-жанр Фрейда питал кино и сюрреализм.

Намек Джеймса Хиллмана о том, что богиня Афина становится покровительницей психоанализа и архетипической психологии, может выражаться в позиции, когда обширная аналитическая работа отныне таит в себе жанр Афины.

 

Сверхзадача   драматического Эроса и Психеи всегда была поставлена как воспитания само-достаточного, автономного Имагинального Эго и самостоятельная аналитическая работа через обращение к Душе её образам и Даймонам.

 

Этого требует богиня Ананке и Афина: неистовое принуждение пройти через испытание Жизни Души и анализировать, оживлять, синтезировать и амплифицировать, продвигаясь дальше к границам и по возможности  за их пределы.

 

Сфинкс - сакральная тайна, а именно Энигма. Методология ведения следствия сопоставима с аналитической работой.

 

«Ænigma»

«Дорога складывается тогда – когда выкладываешь все ранее собранные камни, один за другим!

ЭНИГМА или с греческого aenigma

aenigma это главная тайна её архетип

суть загадки

её принцип

складывай пазлы, конструируй свою собственную картину Космоса и Хаоса

иди дорогой туда, куда тебе надо, и куда ведет следствие ...

веди дознание, допросы, анализируй факты

собирай улики … 

Тайна!

пазлы и фракталы - aenigma.»

 

 

Диспозиция  –  Прометей

Не будет никакого покорения привычного нам Космоса, и колоний на марсе или где бы то ни было. Человечество преодолеет все границы само, за счет своих внутренних, скрытых, тайных сил, заложенных Природой. Человек имеет природу Титана. Мы выйдем за пределы Космоса и Познаем Хаос. Преодолев гравитацию бездны мы установим новый порядок. 

Если бессознательное является горизонтом психических событий, то за его пределами лежит обитель Души и Даймонов. Душа - вот ключ к преобразованию и выходу в грядущее пространство Иного. Пределы Даймона обозначают так называемое дно вселенной, и там мы погрузимся в абсолютную Тьму. Вечный Мрак заключает в себе словно сосуд  Прометеевский Свет, такой яркий и восхитительный, что касание этого света подобно смерти. 

Но поскольку сумрак рассеивается как на Земле, так и в - Ином - беспредельная ночь рассеется и воцариться новый Золотой Век.