Психологический этюд - Парацельс
Садов МаксимПсихологический этюд – Парацельс
Максим Садов
Из глубины истории до наших дней доносится история о враче Парацельсе. Эта удивительная личность была очень любима Карлом Юнгом, и именно эту история я и хотел бы проанализировать. Это не столько исследование сколько психологический этюд, направленный на выявление особых свойств, явлений, отношений, которые привлекали одного врача - Карла Юнга, и заставляли всматриваться в удивительную судьбу другого - Теофраста Парацельса.
Всем известно, что у Карла Густава Юнга было несколько исследований касающихся судьбы и личности Теофраста Парацельса. Все эти исследования преимущественно оформлены, выглядят как доклады. Но чего-то Юнг все-таки не раскрыл окружающим его людям.
Я попытаюсь написать этюд, одновременно провести анализ на символическом уровне и разрешить противоречия, касающиеся такой сложной исторической личности, как Парацельс, такой значимой для творчества Карла Юнга. Ведь в сущности своей именно Парацельс раскрывает тонкие грани личности отца, аналитической психологии, он внутренний персонаж души Карла Юнга, а теперь уже и моей.
Я думаю, для того чтобы понять кто такой Парацельс, необходимо привести некоторые важные элементы его судьбы, и одновременно элементы мифа. Ведь судьба и личность Парацельса - это всегда путешествие внутри сложного духовного контура, основными точками силы которого будут история – миф – мистерия. Парацельс личность историческая, мифическая и мистериальная. Переход от истории в мифологическое состояние, а затем уж и раскрытие мистерии, дает понимание всей полноты.
И начнем мы вот с одной известной легенды о Парацельсе. Ей является интересная тема его занятий алхимией. Известно, что врач этот был и химиком и алхимиком, металлургом и астрологом, психологом и т.п., но странные и удивительные события его жизни раскрывают его сущность - Парацельс по легенде владел неким мечом, меч он то ли выпросил, то ли купил, либо был подарен неким палачом. И известен факт, что Парацельс не расставался с этим мечом никогда, меч этот он берег, а в рукоятку этого меча был встроен магический шар, алхимическое яйцо, а точнее – философский камень.
А вот и портрет Филиппа Аврелия Теофраста Бомбаста фон Гогенхайма Парацельса.
Он датируется 1540 годом и выполнен рукой неизвестного мастера. Напомню, что Парацельс родился в 1443 и жил по 1541 год.
Есть еще известное изображение Парацельса с этим же мечом.
По приданию, философский камень достался Парацельсу от его учителя Соломона Трисмозина, то есть Соломона трижды величайшего, и тут явно есть параллели с алхимиком и магом глубокой древности Гермесом Трисмегистом ( Гермесом Трижды Великим). Кто такой этот Соломон Трисмозин? Это человек, которого Парацельс встретил в одном из своих путешествий, когда был проездом в Константинополе. Здесь идет отсылка к магии Византии. Сам византийский маг и алхимик Соломон Трисмозин скорее всего был эклектиком и вобрал в себя мудрость жрецов древнеегипетского, древнего эллинского, римского и арабского мира. Как уверяют специалисты занимающиеся букинистической областью знания, от самого Соломона Трисмозина нам досталось несколько трудов, к примеру манускрипт «Сияние Солнца» или Летнее Солнцестояние в дословном переводе, этот манускрипт написанный 1532–1535 годов имеет изображение и самого Соломона Трисмозина с алхимическим сосудом, наполненным Водой Жизни в его руках.
А это собственно сам и есть Соломон Трисмозин из манускрипта «Летнее Солнцестояние» 1532–1535 гг.
В руках у него сосуд с жидким золотом, эликсир жизни, философский камень, вода жизни из источника вечной молодости
и вообще это заветная и весьма желанная субстанция имеет много названий в алхимических кругах.
Так вот, именно после встречи с Соломоном Трисмозином у Парацельса оказывается в руках философский камень. Трисмозин при встрече и некотором периоде их совместного общения фактически передает сакральное знание Теофрасту Парацельсу. По легенде Парацельс получает от Трисмозина Философский Камень, в котором заключен дух по имени АЗОТ. Надпись Азот нанесена на сам философский камень.
Именно этот камень вы видите встроенным в эфес меча Парацельса. Философский Камень по приданию умеет обращать простые металлы в золото, но, как известно, золото алхимиков не есть золото дураков, и одновременно делает человека бессмертным и дарит мудрость богов.
Но кто такой этот дух, заключенный в рукоять меча, а именно в философский камень? Азот – это древняя субстанция, открытая алхимиками и сопоставимая – соотносимая с Драконом Латоном. Дракон Латон и Азот – это скорее всего одно и то же лицо, но в разных ипостасях. Само слово Азот переводится как мертвый, неживой - иными словами, не живущий.
В алхимии Азот сопоставим со всей неживой материей, а именно Первоматерией и одновременно является живой и разумной субстанцией. Его сущность по всей видимости, трансгрессия высшего порядка. Азот это почти как принцип творения из неживого в живое, это дух, а имя его образовано алхимиками из первой и последней буквы греческого и латинского алфавита. Азот это божество, а именно Альфа и Омега.
Иными словами, дух Азот – это дух наследственного знания алхимии, передающий сакральное знание от предыдущих поколений жрецов и алхимиков поколениям грядущих. И вот этот самый дух раскрывает себя Теофрасту Парацельсу через союз алхимического братства или товарищества с Трисмозином, и тот становится еще более успешным врачом. Тут, следуя логике самой легенды, оба становятся еще более успешными и инициируемыми на новый уровень посвящения мастерства.
И тут надо отметить что Теофраст Парацельс входил в некое товарищество алхимиков, и Трисмозин мог быть фигурой как внешней, как наставник и отец, так и внутренней, по примеру старца Филемона, духовного учителя Карла Юнга. И одновременно с этим, дух Азот который однозначно выполняет функцию внутренней психической регуляции Парацельса, и являющимся компенсаторным, Самостным образом.
Трисмозин как Senex (сенекс – старец) часть психики Парацельса, внутренний духовный отец, и дух AZOT руководящий, скорее являющийся центром психики — Самостью, в соотношении с драконом Латоном, являющим собой образ Чёрного Солнца, а именно теневой стороны Самости.
Старец Филемон. Рисунок взят из «Красной Книги» Карла Густава Юнга.
Здесь вы видите крылатого старца Филемона, а у его ног образ, которого можно интерпретировать как мирового змея или дракона.
Обратите внимание на Светоч, который держит старец в своих руках и прижимает к себе.
И вот тут важно рассмотреть некоторую важную идею, которая постоянно вертится в поле моего зрения. Мы знаем, что алхимики времен Парацельса, в том числе и он сам, считали человека микрокосмосом, повторением макрокосмоса. Иными словами человек есть проекция вселенной, а вселенная является проекцией человека, т.е. Космос есть проекция души человека.
Иначе говоря, здесь выстраивается важная духовная геометрия и алхимическая работа, указывающая на следующие элементы:
Человек и Эго ----------- Сущность и Душа -------------- Самость и Космос
Проявление Самости как ядра Эго, персонификация в Даймоне, и собственно сама Самость на вселенском масштабе.
Впрочем, центром сознания самого обычного человека будет его Эго, но центром всей его души безусловно является Самость, отвечающая за координацию и индивидуацию человека. И здесь же на ум приходят размышления о Самости, имеющей значение и относящейся к уникальной человеческой судьбе и одновременно вторая её определенность, относящаяся к универсальной схеме бытия всего человечества.
Вот воплощение универсальной Самости в индивидуальном аспекте, а именно уникальной Самости в человеке и его личности - немаловажный момент во всей структуре нашего знания.
Иначе говоря, Сущность – Дух есть универсальный элемент для всех людей и уникальный элемент сверхзнания человеческой психики, персонифицирующийся в нашем сознании или объективной реальности в Святого Ангела Хранителя, согласно философии Алистера Кроули, духовного учителя или наставника. Он является нами, но в зависимости от нашего образа жизни приобретает божественные или демонические черты. Поскольку данный элемент психический находится на трансцендентном уровне бытия, то он одновременно и демонический, и божественный, в зависимости от наших с вами установок, символов, которыми мы оперируем в тайном действии совещания со своим сакральным «духовным – Я».
Сократ и его Демон (Даймон). Художник неизвестен.
Сократ и его демон тоже являются типичными объектами изучения; Сократ пример индивидуации,
где внутренний «Гений» явно проявлял себя на протяжении всей жизни и так или иначе влиял на судьбу и учение философа.
Индивидуация человека, созревания его психики, прохождение по пути жизни связаны с путешествием и трансформации через коллектив или человеческое общество. В этом случае душа выполняет функцию той области, где максимально соединяются как материальные, так и психические – духовные аспекты отношения жизни. Две плоскости – материя и дух интегрированы в душе. И эти две слагаемые рождают третью компоненту, а та в свою очередь, выводит к четвертой компоненте – новый уровень.
Здесь есть две вещи, которые хочется всегда исследовать – это проявление сущности человека и вхождение её в жизнь и влияние на судьбу (знакомство с учителями или даймоном, гением), одновременно с этим коллективное воздействие, а именно воздействие на индивидуацию.
Иными словами, важны моменты, когда даймон проявляет себя и человек понимает, что под покровом материи, тела, и психики есть сущность, руководящая его жизнью, судьбой, отвечающая за проведение и здесь же принятие коллективного элемента, ведь важно в каком коллективе и через какой коллектив проходит человек, получая основные векторы индивидуации. Карл Юнг говорил о важности влияния коллектива на индивидуацию человека – это весьма известный факт, рассматривая отношения учителя и ученика – аналитика и клиента; смотря на тот же самый дух Азот я воспринимаю его как кое-что еще. Азот раскрывается еще в одном немаловажном аспекте - как дух наследственного знания алхимии, или как наследуемая групповая самость, химии, медицины, психологии и т.п. Дух нашего искусства и ремесла Меркурий становится известен нам еще под одним именем – Дух Азот.
Максим Садов