Тадиционные символические системы и путь индивидуации: карты Таро

Бедненко Галина

Традиционные символические системы и путь индивидуации: карты Таро

 

Галина Бедненко

 
           Исторически сложившиеся символические системы, как правило, демонстрируют семантический ряд, развитие сюжета, схожий со значимым мифологическим паттерном развития личности. Мы можем показать это на примере системы карт Таро и скандинавских рун Старшего Футарка.

Система карт Таро

 

Карты Таро появились в Италии эпохи Возрождения и воплощают в своих образах символический ряд той эпохи. На протяжении XVI, XVII, XVIIIвека колоды Таро распространились по Германии, Фландрии, Швейцарии, впитывая в себя наиболее выразительные изобразительные метафоры. К концу XVIII века Таро становится детищем коллективного бессознательного и творческого созидательного начала целых эпох и народов. В эпоху Просвещения систему Таро замечают и переосмысливают исследователи и оккультисты: с этих пор иконография Таро намного в большей степени становится продуктом творческого созидательного авторского начала, однако структура и порядок остаются практически неизменными. В настоящее время семантическое развитие системы Таро происходит как через осмысление структуры через набор символических соответствий, так и через результат повторения художественных смыслов, воплощенных разными авторами.
 

Старшие арканы представляют собой 22 карты, изображающие изначально (то есть с известных нам времен) определенный сюжет или персонажа. Их иконография повторялась веками, превратившись в достаточно устойчивые клише или стереотипы, напитаные особым смыслом. Старшие арканы в наше время обозначают архетипические силы: персонажей или сюжеты. Архетипы именно в юнговском понимании: стихийных сил коллективного бессознательного, а не ролевые архетипы пост-юнгианцев (ролевыми архетипами будут скорее Придворные карты, до той или иной степени). Это мощные Голоса и Сценарии, которые завладевают нами – и ситуацией в целом – и которые можно лишь пережить, в единении или сопротивлении, идентификации или проживании процесса. Но прекратить их существование или влияние – невозможно. Ровно так же, как увидеть сквозь них реальность: нет, реальная бытовая действительность увидится нам через Младшие карты. А Старшие – захватывают наш мир и требуют совершенной вовлеченности. Это картины параллельной мифологической реальности, не тождественной нашей обычной действительности.
 

Ряд современных исследователей Таро усматривают соотнесение порядка Старших арканов с мифологическим рядом этапов индивидуации или пути героя, или жизненного цикла человека в целом. Мы приведем свой вариант такого рассмотрения: каждая карта будет соотнесена с рядом смысловых соответствий разного уровня:

 

  1. Шут.

 

Начало пути. Беспечность и наивность героя. Детство души. Архетип Ребенка.

I Маг 

Обретение навыков. Функции оператора. Эффективность созидания и манипулирования реальностью. Презентация себя. Архетип Трикстера.

 

II Жрица (Папесса)

Интуиция. Целостное понимание и восприятие мира, но появление возможности отстраненности от него. Ощущение невидимых связей с миром (и матерью). Состояние на грани отделенности и растворенности в некоем целом. Детское магическое мышление.

 

III Императрица

Земная женственность. Архетип Великой Матери. Принимающее и дающее женское начало. Генеративность и созидательность.
 

IV Император 

Созидательное мужское начало. Архетип Великого Отца. Создание системы и иерархии.

 

V Иерофант (Папа)

 

Моральный и этический авторитет. Общность и преемственность традиции.

 

 

VI Влюбленные

Выбор. Принятие решения. Встреча с Другим. Развитие внутреннего диалога.
 

VII Колесница

Захваченность архетипической силой. Одержимость высшей силой и волевой контроль.

 

VIII Сила 

Силовое испытание. Преодоление сопротивления. Стойкость и выдержка. Сценарная игра. Внутренняя борьба.

 

IX Отшельник

Одиночество. Постижение индивидуальности. Внутренний путь.
 

X Колесо Фортуны 

Переживание превратностей судьбы. Готовность и принятие непредсказуемости жизненных испытаний и подарков.
 

XI Справедливость 

Рассудочность и соответствие избранным общим правилам. Способность оценивать и отказываться от неподходящего.
 

XII Повешенный 

Пребывание в неизвестности, подвешенности.
 

XIII Смерть 

Прощание с отжившим. Опыт отпускания и оставления.

 

XIV Умеренность

Равновесие в мире. Невидимый извне процесс внутренней трансформации.

 

XV Дьявол

Искушение, риск или ловушка.

 

XVI Башня

Крушение планов и построений, крах выстроенной реальности.
 

XVII Звезда 

Надежда и идеалы, путеводная звезда. Индивидуальность души в этом мире.
 

XVIII Луна 

Глубины бессознательного.
 

XIX Солнце 

Индивидуальность. Внутренний Ребенок.

 

XX Суд

Тотальная переоценка представлений о мире и о себе.
 

XXI Мир 

Абсолютно новая реальность, новое видение мира.

 

Карты Старших арканов в своей последовательности представляются как архетипический путь Героя. Хайо Банцхаф привязывает этот путь к системе Дж. Кемпбелла, другие авторы, в частности Тереза Михельсен, ориентируются на собственные представления. Мы тоже рассмотрим этот порядок как линию развития классического символического сюжета.

 

  1. Шут.

Невинный дурак, обычный герой сказки начинает свое героическое путешествие. В некоторых случаях, его успех будет зависеть целиком от «дурацкой» непосредственности и простоте. (Но, забегая вперед, скажу, что тогда герой доходит лишь до 10 аркана, Колеса Фортуны.)

 

  1. Маг.

Главный герой обучается некоему навыку или же проявляет какую-то удивительную способность. Также возможно его обучение у какого-то мастера или встреча с «инициирующим магом», превращающим простака в иное существо. Ряд сказок и символических историй могут закончиться на этом этапе. Это будут истории об удивительном достижении мастерства. Об этом повествуют часто местные легенды: жил- был простой парень, а потом с ним случилось невероятное и он стал кем-то другим.

 

  1. Верховная жрица.

Это в истории героя может быть появление волшебной и таинственной помощницы, непознанной по своей природе. Герой еще не слишком искушен, чтобы знать правду или понимать действительность. Разные таинственные старушки у воды подходят для роли Верховной Жрицы как нельзя более. Главному герою эта встреча дает опыт контакта с мистическим неизведанным, обусловленным, вместе с тем, своими правилами и собственной осмысленностью (в этом отличие этого этапа от более поздней «Луны», когда герою необходимо самому спуститься в бездны бессознательного, здесь же оно само к нему является во вполне определенной, хотя и непонятной форме).

 

  1. Императрица.

Эта карта может обозначать как благодетельную женскую фигуру в истории героя, так и любой другой опыт получения щедрого принятия и благоволения. И это важное переживание, необходимое для успешного продолжения пути.

 

  1. Император.

Эта карта обычно означает верховную власть и подчиненную ей структуру. Пока сила принадлежит королю или царю. Но задачей героя признание этой власти и встраивание в общую структуру (свою личную власть и силу он получит потом). Как фигура отца вступает в жизнь ребенка за фигурой матери, так и отцовские фигуры в Таро идут следом за материнскими. Это конец частной жизни и вступление в социальную структуру.

 

  1. Иерофант.

Иерофант появляется в сказках и символических историях в качестве учителя и наставника. В ряде культур его значимость огромна: это мистический учитель, гуру или наставник в науках, волшебник, бард. «Иерофант» дает герою представление о правилах, традиции и некоей человеческой общности.

  1.  Влюбленные.

Герой уже обладает всеми ресурсами для самостоятельного выбора. Это момент выбора и решения, иногда – встречи со своей будущей парой. Основной смысл состоит в расширении своего опыта за счет «присоединения» нового аспекта реальности.

  1. Колесница.

Здесь герой или героиня пускается в путь, чаще одержимый идеей, задачей, целью. Или же оказавшись несомым, ведомым некоей неведомой силой.

  1. Справедливость или Сила.

Справедливость часто представляет серию заданий или проверок героя на понимание им правил; иногда их необходимо соблюдать, иногда нарушать. Ответа заранее неизвестно. Ошибка же в любом случае будет провинностью. Это может быть испытание доброты или твердости, честности или хитрости. Таким образом, герой сам выстраивает себя и свой дальнейший путь. В ряде сказок после удачного выполнения задания следует счастливая развязка: герой доказал свою адекватность в социуме. Но так бывает не всегда, и система Таро предлагает дальнейшее странствие.

На этом месте может стоять и карта «Сила». Тогда герою предстоит силовое испытание, что тоже входит в представление о решающем подвиге этого этапа.

 

  1. Отшельник.

Эта карта вновь может представить в виде мудрого помощника, но на этот раз герой уже понимает, о чем идет речь и о том, кто он или что от него требуется. Также понимание этого может придти и самостоятельно. Неудивительно, что осознание приходит после испытания себя 8 аркана, но также это может быть и удрученное, печальное осознавание последствия ошибки предыдущего этапа и поиск нового решения.

  1. Колесо фортуны.

После того как герой узнает свою истинную природу с ним случается нечто неожиданное и необыкновенное, как награда или же – новое испытание.

  1. Сила.

Мы уже говорили, что карта Сила и Справедливость чередуются в разных системах. С точки зрения прохождения мифологического пути они способны быть взаимозаменяемыми как испытания силы и воли (Сила) или же точного соответствия некоей неожиданной ситуации (Справедливость).

  1. Повешенный.

Это внезапное наступление неопределенности, может быть кризис идентификации, понимания своего места в мире, который встал с ног на голову. Это неизвестность, существование в отрыве от прошлого и пока без будущего в неизменном, бесконечно длящемся моменте. Ключевое переживание этого этапа – неизвестность. Также это может быть жертва и самопожертвование.  

Эта карта заменила в историческом Таро карту четвертой добродетели – Благоразумие. И с этой карты начинается совершенно уникальный путь героя. А испытание «Повешенного» оказывается ключевым для всей истории.
 

  1. Смерть.

На этом этапе герой перестает оглядываться назад и прощается с прошлым. В ряде случаев это может быть и спуск в Подземный мир смерти, с оставлением позади всего что было. Здесь героиня смотрит в лицо смерти и может на некоторое время остаться во тьме, а в некоторых мифах и сказках даже стать женой Подземного Царя. В качестве платы за вход в Нижний мир, от нее, как от Инанны, может потребоваться отказ от всего, чем она владела на земле.
 

  1. Умеренность.

Добродетель Умеренность в 14 аркане в настоящее время часто воспринимается как Алхимическое делание, по большей части из-за аллегории, смешивающей жидкость двух сосудов (изначально это разбавление вина водой). В мифологическом или сказочном сюжете этому этапу соответствует терпеливое ожидание, сосредоточенность на своем деле без всякой определенной надежды на успех. Это частая ситуация женских мифов и сказок: прядущая полотно Пенелопа, смиренная Психея. Да и в мужских мифах и сказках это часто неспешный, но необходимый труд, служение некоей цели.

  1. Дьявол.

Дьявол часто являет искушение Героя. Это соблазн и риск, который герой преодолевает, посрамляя дьявола, или же соблазняется и это искажает его путь. Это часто рискованный выбор (аналог Влюбленных), который необходимо пройти для индивидуального развития души. Это вызов, который принимает герой, чтобы совершить только свои ошибки и найти единственно свой уникальный духовный путь. Часто это роковая ошибка, которая, тем не менее, ведет к Свету.

  1. Башня.

Эта карта довольно значительное время связывалась с разрушением того, что выстраивалось осознанно и в течение длительного времени: это крах надежд, ожиданий, иллюзий или же внезапная катастрофа вполне честного дела. Однако после Дьявола мы можем ожидать, что причина краха Башни лежит в ловушке Дьявола. Здесь ошибки становятся очевидными, а злой рок – непреодолимым.

Впрочем, есть и иная версия Башни, которую предлагает Салли Николс и Тереза Михельсен. Здесь Башня – освобождение героя от прошлого заточения, от прежнего сценария. Два взгляда на одну и ту же ситуацию могут быть совмещены в символическойистории. Так Рапунцель, а вслед за ней и ее возлюбленный, были выброшены из высокой башни. Катастрофа случилась и с ними, и с ведьмой – приемной матерью. Но если для ведьмы это разрушение ее планов и построений (а Дьяволом, конечно, оказался Принц), то для возлюбленной пары Башня оказывается благом, шансом на новую жизнь.

  1. Звезда.

Звезда дает свет новой цели, надежды и веры в свою удачу несмотря ни на что, невзирая на прежние невзгоды и потери. Это вера брошенной невесты и жены, которая подкладывает в бокал забывшему ее супруг или жениху колечко. Это путь навстречу испытаниям, но и светлой цели у героя, обретшего и потерявшего свою судьбу. Также это может быть иллюзорная обманчивая надежда, подобная той, что вела Перифоя и Тезея, решивших похитить Персефону, царицу Подземного мира.

  1. Луна.

Луна – нижняя точка падения человеческой души в пучину бессознательного. Однако это необходимая точка путешествия. Так Психея спускается в Подземный мир к Персефоне и засыпает там. Так герои многих сказок ищут ответа в мире мертвых. Всегда есть риск остаться там навсегда, но удачливый герой, как правило, возвращается. Потому Тезея Персефона отпускает из своего царства, а Перифоя – нет.
 

  1. Солнце.

Здесь герой завершает свою миссию и выходит на солнечный свет, как в прямом, так и в переносном смысле. Парсифаль обретает Святой Грааль, Данте покидает ад, потерявшиеся дети кидаются в объятия отца. Находят друг друга разлученные братья или возлюбленные. Это момент единения и рождения осознанной уникальности души, истинного смысла всей символической истории. Это метафора явления Самости.
 

  1. Суд.

Ключевая и окончательная трансформация не только героя, но и пространства вокруг него. «Заклятие снято, лягушка превращается в прекрасного принца, спящая Красавица просыпается, а Святой Грааль исцеляет больного короля и всю его страну. Зло разоблачено и наказано, а добро получает королевство и принцессу в придачу (или выходит замуж за принца). Это аллюзия на Судный День и приход Царства Божьего, но и символ нашего собственного внутреннего суда и оправдания, которое может наступить, если мы действительно обрели целостность» (Тереза Михельсен).

  1. Мир.

История закончилась. Начинается совсем другая…

 

Порядок и общий набор символических актов в каждой конкретной, индивидуальной или мифологической истории может отличаться. Мы также не можем с убежденностью сказать, почему исторически порядок сложился именно такой, ведь это плод работы коллективного бессознательного.

Для того чтобы эта система была осмысленно применима к реальности, мы склонны признать, что хронологически достаточно достоверно в человеческой действительности порядок Старших арканов проявляется на протяжении первых 10-11 карт, от Шута до Колеса Фортуны.
 

Шут (0) и Маг (I) могут вполне соотноситься с младенчеством, новым неизвестным миром и овладением навыками. Жрица (II) и Императрица (III) обычно означают здесь материнское влияние: чередование щедрости и отстраненности, теплоты или холодности, наполненности своего близкого тесного пространства и свободы внешнего мира. Император (IV) и Папа (V) представляют маскулинное и патриархатное начало, социальную реальность в жизни каждого индивида. Это обусловленная родительская любовь отца в отличие от безусловной любви матери. Это встраивание нового человека в социальную систему (IV) и обучение его моральным нормам и ценностям общности (V). Первые шесть карт (0-VI) это заложенные основы для полноценного развития личности; недостаток силы какого-либо принципа будет с очевидностью сказываться в дальнейшем, требуя необходимого восполнения и насыщения нужной формы. Аркан «Влюбленные» (VI) это время самостоятельного личного выбора; и обычно это проблематика подросткового возраста. Вызов самостоятельного выбора и принятия личных решений относится к этому периоду, как и переживания «гонки» VII аркана – «Колесницы». Безудержность последней компенсируется освоением индивидуальных способов совладания с внешними и внутренними влияниями по VIII карте – «Сила». Это все навыки, которыми с большим или меньшим успехом овладевает в нужный период подросток и юноша/девушка. IX карта – «Отшельник» не относится к обязательным этапам прохождения, хотя вполне свойственна самокопаниям и постижению смысла жизни в юном возрасте. И все же мы можем ожидать явление этого принципа изнутри лишь после вполне успешного совладания с собой и миром по карте «Сила» (VIII). В противном случае страх перед «Отшельником» будет вновь и вновь возвращать человека к проработке «Силы», а то и «Колесницы» с «Влюбленными». Однако мы готовы закончить «обязательный порядок» лишь на карте «Колеса фортуны» (X), принимая его как вступление индивидуума в мир, где он будет управлять и будет управляем причудливыми узорами судьбы. Дальнейший порядок карт в каждой частной жизни будет уникален и неповторим.

«Колесо Фортуны» (X) в современном Таро это уже не роковая мощь божественно безупречного инструмента, каждому в свой срок отмеряющего удел. Это удивительная взаимосвязь множества «колесиков», каждое из которых способно запустить Большое колесо личной судьбы или участи многих множеств. Точно также можно сказать, что и каждая уникальная жизнь состоит из множества маленьких прохождений Старших арканов и некоторого количества крупных подобных циклов, складывающихся в Большое Колесо судьбы.

Так, несмотря на различия системного строя Старших карт и актуального переживания различных архетипических явлений в реальной жизни человека, в упражнениях и продуцировании важных психических и духовных процессов этот порядок может быть принят как базовый при работе с инструментом системы Таро.

Авторский метод №1

 

Разложите карты Старших Арканов в их исходном порядке (8 и 11 арканы могут меняться в зависимости от системы, потому ориентируйтесь на исходную колоду). И сочините историю, в которой каждая карта представляла бы собой отдельный акт сюжета. Истолкуйте историю в свете проявления каждого принципа: его силы или слабости; «слепленности» и «подмены» другим; общих продолжающихся тем истории.

Каждая уникальная жизнь состоит из множества маленьких прохождений Старших арканов и некоторого количества крупных подобных циклов, складывающихся в Большое Колесо судьбы. Индивидуальный ход и положение этого Колеса в каждый момент времени – неповторим и уникален. Однако мы можем спроецировать его в раскладе и посмотреть, о чем же он нам говорит.

Авторский метод №2

 

Разложите карты Старших арканов на плоскости так, как это было бы интуитивно для вас правильно. Истолкуйте их положение и связи между ними в соответствии с актуальным большим жизненным этапом. Попробуйте переставить те карты, которые можете (должна быть внутренняя убежденность, осознавание смысла и сила), если это необходимо.

Традиционные символические системы, в данном случае – карты Таро, являются символическим языком, с помощью которого мы можем описать нашу мифологическую реальность и осознавая, изменяя ее, действовать как внутри мифа, так и трансформируя обыденную событийную собственную реальность. Миф буквален и честен. Он станет путеводным клубком в темном лесу страхов и надежд, иллюзий, фантазий, запутанности, заблуждений и самообмана. При правильной и корректной работе с ним, он подскажет путь к индивидуации.