Программа курса М.В.Ломовой-Стамарской

Ведущая: Ломова-Стамарская Мария Вадимовна,

кандидат психол.наук, юнгианский аналитик, индивидуальный член IAAP, член МААП. Аналитик, супервизор, преподаватель  IAAP/ РОАП

 

Курс будет полезен тем коллегам, которые имеют свою практику и хотели бы углубить и расширить свои возможности работы со сновидениями пациентов. Курс представляет собой лекционно-семинарско-супервизорский формат.

 

Занятия проводятся раз в две недели. С середины октября по середину мая. Предусмотрено 14 занятий. Длительность одного занятия — 4 академических часа. Каждое занятие включает в себя часовую лекцию, часовой семинар и двухчасовую практику, в течение которой мы будем разбирать сновидения пациентов в соответствие с представленными теоретическими концепциями.

Возможен набор очной и интернет-группы для участников из других городов.

Занятия проводятся в центре Москвы.

Стоимость занятия 3000 рублей.

Контакты: mvlomova@mail.ru; тел. 8903-018-72-22

Последовательный тематический план занятий:

 

  1. Принятая в юнгианском анализе структура сновидения. 

Лекция 1: Экспозиция: начальная сцена, действия эго-сновидца, другие действующие лица, временная рамка

Развитие, изменения, появление новых действующих лиц, изменение сцены, изменение действий сновидица;

Кульминация или перипетия (нечто неожиданное, какая-то преграда, загвоздка)

Разрешение, результат, завершение, разрядка.

 Семинар 1: Зачем нам нужна структура сна?

 Лекция 2. Работа со сновидением самого сновидца.

Отношение к сновидениям. Степень самостоятельной работы.

Степень помощи аналитика в определении чувств, ощущений, мыслей, интуиций в сновидении.

Чувства/ощущения/ мысли/ образы/ интуиции и предчувствия.

Ассоциации. Спираль ассоциаций. Что это? Как работает?

 Семинар 2: Внутренняя работа аналитика со сновидением пациента. (Чувства, ощущения, мысли, интуиции аналитика. Ассоциации и амплификации). Когда нельзя начинать интерпретировать.

Лекция 3. Работа с комплексами. Работа с комплексами в сновидении. Анализ и синтез.

Семинар 3: методы связывания элементов комплексов в интегративное целое

 Лекция 4. Сновидения и 4 первичных аффекта.

  1. Аналитическая техника работы по нормализации.

а) снижение аффективного заряда;

б) фокусировка на ощущениях;

в) нормализация содержания.

г) смещение фокуса с содержания на чувственные компоненты. 

Семинар 4. Приостановка интерпретаций пациентом.

Лекция 5. Первичная работа со сновидением в пространстве  анализа, пространстве «между»: признаки уместности начала работы с интерпретациями.

а) Интровертная/экстравертная установка психики;

 Семинар 5.  установка на субъективное/объективное.

в) Лекция 6. Уровни развития психики пациента; структура психики пациента; стадия личностного развития по Маллер, Пиаже, Эриксону, Слободчикову. Ведущий этап психического развития в аналитических отношениях на данный момент времени.

 Семинар 6. Ведущий этап в разрезе сновидения.

 Лекция 7. Характер переноса; интенсивность. Характер контрпереноса; интенсивность. Развитие эго сновидица.

 Семинар 7. Образ аналитика. Фазы появления образа аналитика в сновидении.

 Лекция 8. Соотнесение уровня, структуры и ведущего этапа с характером обратной связи от аналитика.

Семинар 8. Уровни интерпретации: эмпатическая, понимающая, развивающая, обогащающая, провокативная, амплификативная, майевтическая. Ограничения на использование различных видов интерпретации в зависимости от уровня развития психики пациента и этапа в анализе.

 Лекция 9. Степени проявления психического содержания в сновидении  по уровням:

а) индивидуальный

б) коллективный

в) архетипический

 Семинар 9: выбор уровня сновидения для ведущей интерпретации 

  1. II. Работа с индивидуальным уровнем бессознательного и личной историей. Ограничения в работе со слоями сновидения.

 

Лекция 10. Соотнесение элементов сна с текущей жизненной ситуацией. Соотнесение элементов сна с  личной историей. Параллели и ассоциации.

  1. Соотнесение элементов сна с текущей жизненной ситуацией;
  2. Соотнесение элементов сна с личной историей;

 Семинар 10. Вычерпывание методом интерпретации всех возможностей индивидуального уровня. Когда можно и целесообразно переходить к коллективному уровню?

 III. Работа с коллективным уровнем бессознательного и семейной конфигурацией. Ограничения в работе со слоями сновидения.

  Лекция 11. Соотнесение элементов сна с историей семьи. Соотнесение паттернов в сновидении с семейными сценариями, проявляющимися в анализе.

 Семинар 11. Исчерпание методом интерпретации всех возможностей коллективного уровня. Амплификация. Редуцирование. Когда можно и нужно учитывать архетипический уровень в интерпретации?

 IV. Работа с архетипическим уровнем бессознательного и семейной конфигурацией. Ограничения в работе со слоями сновидения.

 Лекция 12. Последовательное соотнесение элементов сна с архетипическими образами и символами. Перекрестное соотнесение элементов сна с мифами, сказками, легендами и религиозными сюжетами.

 Семинар 12. Амплификация или редукция?

 V. Работа с алхимическими стадиями в анализе сновидений.

 Лекция 13. Соотнесение элементов сна с алхемической стадией.

Семинар 13. Выбор времени для привнесения данного материала в сознание пациента.

 Лекция 14. Выбор языка интерпретации. Временной интервал в размещении личных элементов в алхимическом контексте.

 Семинар 14. Аналитическая техника «отказа от знания».

 Лекция 15. Дополнительная. Работа с травматическими сновидениями. Метаинтерпретация. Работа с сознанием. Развитие эго сновидица. Люцидные сновидения.

 Семинар 15. Ресурсоориентированная работа. Введение балансирующих образов.

 Лекция 16. Дополнительная. Работа с повторяющимися образами в сновидении. Смещение эго сновидица на сопутствующие образы в сновидении. Интерпретация установок.

Семинар 16. Работа с сопротивлением.

 Лекция 17. Дополнительная. Работа с трансформационными сновидениями. Сонастройка. Резонансный метод.

 Семинар 17. Архетипическая сопричастность.

 Лекция 18. Дополнительная. Техника работы со сновидениями с пациентами «без сновидений».

 Семинар 18. Показания для работы со сновидениями с использованием рисунка, моделирования, игровой драмы. Ограничения для работы с такими техниками.