Программа курса М.В.Ломовой-Стамарской

 

 

ОБУЧАЮЩИЙ КУРС ПО РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ В
АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Ведущая:
Ломова-Стамарская Мария Вадимовна
кандидат психол.наук,
юнгианский аналитик,

индивидуальный член IAAP,
член МААП.

Аналитик, супервизор,
преподаватель IAAP/ РОАП

 

Курс будет полезен тем коллегам, которые имеют свою практику и хотели бы углубить и расширить свои возможности работы со сновидениями пациентов. Курс представляет собой лекционно-семинарско-супервизорский формат.

Занятия проводятся раз в две недели. С середины октября по середину мая. Предусмотрено 14 занятий. Длительность одного занятия — 4 академических часа. Каждое занятие включает в себя часовую лекцию, часовой семинар и двухчасовую практику, в течение которой мы будем разбирать сновидения пациентов в соответствие с представленными теоретическими концепциями.

Возможен набор очной и интернет-группы для участников из других городов.

Занятия проводятся в центре Москвы.

Стоимость занятия 3000 рублей.

Контакты: mvlomova@mail.ru; тел. 8903-018-72-22


 

Последовательный тематический план занятий:

I. Принятая в юнгианском анализе структура сновидения.

Лекция 1.
Экспозиция: начальная сцена, действия эго-сновидца, другие действующие лица, временная рамка
Развитие, изменения, появление новых действующих лиц, изменение сцены, изменение действий сновидица;
Кульминация или перипетия (нечто неожиданное, какая-то преграда, загвоздка)
Разрешение, результат, завершение, разрядка.

Семинар 1: Зачем нам нужна структура сна?

Лекция 2.
Работа со сновидением самого сновидца.
Отношение к сновидениям. Степень самостоятельной работы.
Степень помощи аналитика в определении чувств, ощущений, мыслей, интуиций в сновидении.
Чувства/ощущения/ мысли/ образы/ интуиции и предчувствия.
Ассоциации. Спираль ассоциаций. Что это? Как работает?

Семинар 2: Внутренняя работа аналитика со сновидением пациента. (Чувства, ощущения, мысли, интуиции аналитика. Ассоциации и амплификации). Когда нельзя начинать интерпретировать.

Лекция 3.
Работа с комплексами. Работа с комплексами в сновидении.
Анализ и синтез.

Семинар 3: методы связывания элементов комплексов в интегративное целое

 

Лекция 4.
Сновидения и 4 первичных аффекта.
Аналитическая техника работы по нормализации.
а) снижение аффективного заряда;
б) фокусировка на ощущениях;
в) нормализация содержания.
г) смещение фокуса с содержания на чувственные компоненты.

Семинар 4: Приостановка интерпретаций пациентом.

 

Лекция 5.
Первичная работа со сновидением в пространстве  анализа, пространстве «между»: признаки уместности начала работы с интерпретациями.
Интровертная/экстравертная установка психики;

Семинар 5:  установка на субъективное/объективное.

 

Лекция 6.
Уровни развития психики пациента;
структура психики пациента;
стадия личностного развития по Маллер, Пиаже, Эриксону, Слободчикову.
Ведущий этап психического развития в аналитических отношениях на данный момент времени.

Семинар 6: Ведущий этап в разрезе сновидения.

 

Лекция 7.
Характер переноса; интенсивность.
Характер контрпереноса; интенсивность.
Развитие эго сновидица.

Семинар 7: Образ аналитика. Фазы появления образа аналитика в сновидении.

Лекция 8.
Соотнесение уровня, структуры и ведущего этапа с характером обратной связи от аналитика.

Семинар 8.
Уровни интерпретации: эмпатическая, понимающая, развивающая, обогащающая, провокативная, амплификативная, майевтическая.
Ограничения на использование различных видов интерпретации в зависимости от уровня развития психики пациента и этапа в анализе.

 

Лекция 9.
Степени проявления психического содержания в сновидении  по уровням:
а) индивидуальный
б) коллективный
в) архетипический

Семинар 9: выбор уровня сновидения для ведущей интерпретации

 

II Работа с индивидуальным уровнем бессознательного и личной историей. Ограничения в работе со слоями сновидения.

 

Лекция 10.
Соотнесение элементов сна с текущей жизненной ситуацией.
Соотнесение элементов сна с  личной историей. Параллели и ассоциации.
Соотнесение элементов сна с текущей жизненной ситуацией;
Соотнесение элементов сна с личной историей;

Семинар 10: Вычерпывание методом интерпретации всех возможностей индивидуального уровня. Когда можно и целесообразно переходить к коллективному уровню?

 

III. Работа с коллективным уровнем бессознательного и семейной конфигурацией. Ограничения в работе со слоями сновидения.


Лекция 11.
Соотнесение элементов сна с историей семьи.
Соотнесение паттернов в сновидении с семейными сценариями, проявляющимися в анализе.

Семинар 11: Исчерпание методом интерпретации всех возможностей коллективного уровня. Амплификация. Редуцирование. Когда можно и нужно учитывать архетипический уровень в интерпретации?

 

III. Работа с архетипическим уровнем бессознательного и семейной конфигурацией. Ограничения в работе со слоями сновидения.

 

Лекция 12.
Последовательное соотнесение элементов сна с архетипическими образами и символами. Перекрестное соотнесение элементов сна с мифами, сказками, легендами и религиозными сюжетами.

Семинар. Амплификация или редукция?

 

IV. Работа с алхимическими стадиями в анализе сновидений.

Лекция 13.
Соотнесение элементов сна с алхемической стадией.

Семинар 13. Выбор времени для привнесения данного материала в сознание пациента.

 

Лекция 14.
Выбор языка интерпретации.
Временной интервал в размещении личных элементов в алхимическом контексте.

Семинар 14. Аналитическая техника «отказа от знания».



Лекция 15.  Дополнительная.
Работа с травматическими сновидениями.
Метаинтерпретация.
Работа с сознанием.
Развитие эго сновидица.
Люцидные сновидения.

Семинар 15. Ресурсоориентированная работа. Введение балансирующих образов.

 

Лекция 16. Дополнительная.
Работа с повторяющимися образами в сновидении.
Смещение эго сновидица на сопутствующие образы в сновидении.
Интерпретация установок.

Семинар 16. Работа с сопротивлением.

 

Лекция 17. Дополнительная.
Работа с трансформационными сновидениями.
Сонастройка.
Резонансный метод.

Семинар 17. Архетипическая сопричастность.

 

Лекция 18. Дополнительная.
Техника работы со сновидениями с пациентами «без сновидений».

Семинар. Показания для работы со сновидениями с использованием рисунка, моделирования, игровой драмы. Ограничения для работы с такими техниками.