Отражение небес в психике человека

Павликова Н., Колодеж О.

Отражение небес в психике человека

Доклад, прочитанный на междисциплинарной конференции «Образы небес»,
посвященной 50-летию полета Ю. Гагарина в космос

Н. Павликова, О. Колодеж

 

Вступление

Полет Ю. Гагарина в Космос принципиально изменил научное представление человечества о Космосе: то, что было недосягаемо и являлось столь притягательным, позволило немного дотянуться, дотронуться до себя. С точки зрения развития науки – это безусловный прорыв в понимании космического пространства, открывающий заманчивые перспективы и вселяющий всевозможные надежды.

Отдавая должное этому, безусловно, эпохальному событию, хочется подчеркнуть, что для психологической науки интересно то, как преломляются внешние события во внутреннем мире человека, и какой динамике подвержены субъективные представления. В связи с этим важно отметить, что психика (особенно, ее бессознательная часть) изменяется значительно медленнее того развития, которое мы наблюдаем у объективных наук. Да, космос, стал научно  доступнее, благодаря достижениям космонавтики. Но в представлении человека он по-прежнему значительно больше связан с понятиями «абсолюта», «бесконечности», «вселенной», «мироздания» и т.п. Не случайно в название этого доклада вынесен термин «небеса», который, вероятно, акцентирует именно этот субъективный аспект восприятия космоса. Рассуждать о «космическом» в психике человека можно, обращаясь к астрологической системе, с одной стороны использующей «космическую» терминологию (например, понятия системы знаков зодиака и планет), а с другой - описывающей психическую реальность.

В 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос, умер Карл Густав Юнг. Он прожил глубокую плодотворную жизнь, посвятив ее изучению «внутреннего космоса» человека. Нередко юнгианские аналитики сравнивают его концепцию психики, души, с солнечной системой. Как планеты в солнечной системе объединены вокруг Солнца, так и все части личности объединены Самостью. При этом, как и в нашей звездной системе, сознательная, разумная жизнь возникла не в центре системы, в Самости, т.е. не на Солнце, а в Эго, т.е. на одной из планет, на Земле. Самость, как и Солнце, являются энергетическим центром своей системы. Сама же система включает в себя разнообразные комплексы-планеты.

Юнг исследовал психику во всем многообразии ее феноменов, проявляя особый интерес к границам психического. Он разрабатывал теорию инстинктов и опирался при этом на данные биологии. Изучал «дух» и привлекал для этого знания философии и теологии. Его интересовало общее и индивидуальное, явное и скрытое, типическое и уникальное. Он придерживался естественнонаучного подхода, но не сбрасывал со счетов того, что не вписывается в имеющиеся научные законы.

Его первым важным исследованием была диссертация о медиумических трансах и удивительных посланиях от давно умерших людей, переданных через его молодую кузину Хелен Прейсверк. Это было психологическое исследование связи между нормальными и паранормальными состояниями сознания, объективный подход к исследованию субъективного мира переживаний и фантазий.

На протяжении многих лет жизни Юнг проявлял интерес к знаниям, накопленным не только академическими научными институтами, экзотерическим знаниям, но и к эзотерическим знаниям, собираемым различными нетрадиционными на сегодняшний день дисциплинами, такими как астрология, И-Цзин, алхимия, подразумевая, что они так же имеют отношение к двум реальностям – объективной и субъективной.

И наконец, в конце своей жизни, он создал космологическую теорию, придя к выводу, что наше сознание является зеркалом, в котором может отражаться космос.  И Абсолют (или космос) может быть проявлен и воплощен только через человеческое сознание. В этом и заключается особое предназначение человеческих существ во Вселенной.

Основой для объединения материи и духа, отдельного человека и его окружения, внешнего мира и внутреннего стала созданная Юнгом теория синхронистичности.

Синхронистичность

В 1952 году Юнг издает книгу "Объяснение природы и психического", написанную совместно с нобелевским лауреатом по физике Вольфгангом Паули. В разделе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» Юнг говорит о том, что психическое не является чем-то, находящимся исключительно внутри человека, в отрыве от космоса. По его мнению, существует измерение, в котором душа и мир находятся в тесном взаимодействии друг с другом, измерение, на котором душа и мир на глубоком уровне отражают друг друга. Он приходит к выводу, что между миром и душой существует высокая степень корреляции. Для Юнга свидетельством существования этого измерения являются т.н. синхронистичные события.

Синхронистичность по Юнгу – это значимое совпадение двух (или более) событий, одно из которых – внутреннее, психическое, а второе – внешнее, физическое.
В работах Юнга, посвященных этим темам, присутствует много примеров синхронистичности. Вот один из них. «Сегодня пятница (1 апреля 1949 года). На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае делать из кого-то «апрельскую рыбу». В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись. Которая гласила: человек целостный есть рыба, извлеченная из глубины». Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с изображенными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2 апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая подплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы. Только одно из упомянутых здесь лиц знало об этом».1

Идеи синхронистичности достаточно просты для интуитивного понимания и включения в повседневную жизнь. Все наблюдают удачные стечения обстоятельств и неудачные дни, когда кажется, что все идет не так. Кто-то отмахивается от них, отнеся их к категории случайности. Но иногда эти пересечения двух реальностей настолько впечатляют, что невольно начинаешь искать заложенный в них смысл.

Юнг постулирует, что за тем, что в нашей жизни происходят такие случайные совпадения, или явления синхронистичности, стоит «активность» архетипа. Проявление архетипа одновременно можно обнаружить  и в психике и в объективном мире.

Для Юнга архетип - это врожденная потенциальная схема, возможность, паттерн воображения, мышления, эмоционального реагирования и поведения, проявляющаяся в психике или объективном мире не сама по себе, а в виде архетипического образа. Архетипический образ может варьировать от одного человека к другому в своем проявлении, а сам архетип является общим для всего человеческого рода и может обнаруживаться как в сновидениях отдельных людей, так и в культурных материалах типа сказок, мифов и религиозных символах. Примером архетипа может быть Архетип Великой Матери, так богато представленный в сказках и в мифологии. Архетипу присуща биполярность, поэтому и образ Великой матери в сказках представлен и добрыми феями, и злыми волшебницами, и ужасными чудовищами.

Понятие Архетипа имеет отношение к понятию психической энергии. Он - первоисточник психической энергии и возникновения психических форм (схем, паттернов). Вместе с тем, если можно так выразиться, архетип - это скорее форма психической энергии, которая приобретает конкретное содержание в конкретных обстоятельствах: в психике отдельного человека или в культурном наследии. Цитируя М. Стайна: "Архетипы представляют собой основные источники психических символов, которые притягивают энергию, структурируют ее и ведут, в конечном счете, к возникновению цивилизации и культуры".

Для рассмотрения архетипов с психологической точки зрения, а не с философской и метафизической, необходимо рассматривать их как нечто укорененное в человеческом теле. Человеческое тело несет в себе как биологический след (инстинкты) так и психический след (архетипы) развития и жизни всех предыдущих поколений, как связанных с животной природой, так и человеческой (культурной). Оба эти «наследия» в процессе жизни тесно переплетается с личной историей и психологическим развитием.2

Юнг писал: «Человек владеет многими вещами, которые он никогда не приобретал, но унаследовал от предков. Он не рождается tabula rasa, просто он рождается бессознательным (иными словами без сознательного уровня психики3). Но он несет в себе системы, организованные и готовые функционировать специфически человеческим образом и существующие миллионы лет. Так же как инстинкты, заставляющие птиц мигрировать или строить гнезда, никогда не заучивались и не приобретались индивидуально, человек несет в себе от рождения первоначальный план природы, и не только его индивидуальной природы, но и коллективной. Эти унаследованные системы соответствуют человеческой ситуации с первобытных времен: молодость и старость, рождение и смерть, сыновья и дочери, отцы и матери, отношения в паре и т.д. Лишь индивидуальное сознание испытывает подобные вещи впервые в жизни, но не тело и не бессознательное. Для них – это всего лишь привычное функционирование инстинктов, которые были сформированы очень давно»4.

Архетип является психоидным по своей природе (Юнг использует этот термин для описания явлений, относящихся к пограничным реальностям, в данном случае к психической и непсихической) и, соответственно, не ограниченным рамками психического. Он служит мостом, соединяющим внутренний и внешний мир, и преодолевает дихотомию субъекта и объекта. Благодаря такой своей переходной природе архетипы могут вторгаться в сознание либо из психической матрицы, либо из окружающего мира, либо из обеих областей сразу. Когда архетипический образ одновременно возникает и в психике и в объективном мире, это называется синхронистичностью.

Идея о двойственной природе  архетипа, о его трансгрессивности и переходности, о его способности проявляться как в психике, так и во внешнем мире,  ведет к идеи существования объективного смысла. Каждый человек задумывается над вопросом, случайно ли он родился в своей семье в определенное время, и в результате чего - набора случайных  событий или в его появлении на свет есть некий смысл? Идея синхронистичности позволяет рассматривать эти вопросы иначе, чем это принято, например, в психологии развития, которая считает, что психика организована и структурирована  только посредством причинных связей. Соответствующие инстинкты и архетипы сочетаются и активируются как причинно, так и синхронистично (смысловым образом). М. Стайн приводит в пример  пробуждение сексуального инстинкта, который активируется не только в результате последовательности определенных событий (генетические факторы, психологические фиксации или особенности раннего детского опыта), но также и в результате констелляции5 архетипического поля, связанного с архетипами мужественности и женственности (Анимой и Анимусом), происходящей в определенный момент жизни человека, этот тот момент, при котором случайная встреча с человеком противоположного пола превращается в долговременные отношения.

Юнг был убежден, что синхронистический принцип дополняет принцип причинности. Люди всегда убеждены, что они мыслят причинно, даже если причины, которые они называют, противоречат науке. Но всегда есть такие события, которые не может объяснить ни одна из имеющихсям теорий причинности. В физике обнаружены события, для которых нет  причинных объяснений, а лишь статистические вероятности (хорошо известен пример, который приводит Юнг в своей работе - распад радиоактивных элементов, описываемый вероятностными методами, в то время как причина распада того или иного элемента остается неизвестной)6.

Но имеется и ряд совершенно случайных событий за пределами вероятностной меры и причинности, таких как случайные числа или другие странные совпадения. Среди медицинских работников давно известен феномен, получивший название «закона парных случаев». Если к таким совпадениям присоединяется психический образ, сновидение или еще какой-нибудь субъективный феномен, то можно постулировать наступление синхронистических событий.

Юнг и Паули совместно разработали диаграмму, дающую наиболее полное объяснение реальности, включающее в себя описание явления с точки зрения четырех факторов: где и когда произошло событие (пространственный и временной континуум), что привело к нему и каков его смысл (причинный и синхронистический континуум). С точки зрения психологии, вопрос о смысле  ведет к исследованию архетипических образов,  проявляющихся в констеллированной ситуации.

Редуктивный психоанализ имеет дело с анализом причин происшедшего события. Это может быть личная или семейная история и т.п. Юнг же предлагает финалистическую (телеологическую - целенаправленную) концепцию психологии, то есть концепцию, опирающуюся на понятие конечного смысла (цели). И для соприкосновения с этим смыслом предлагается использовать синхронистические события и другие возможные формы констелляции архетипической энергии.

Говоря о более широком понимании синхронистичности, Юнг определяет ее как некую акаузальную упорядоченность, которая является принципом,  лежащим в основе космического закона. Понимая синхронистичность не только в рамках судьбы отдельного человека, а с точки зрения  всего человеческого опыта, акаузальная упорядоченность оказывается частным случаем более широкой упорядоченности во Вселенной.

Астрологический метод подразумевает построение натальной карты с использованием точного пространственного и временного континуума (время и место рождения) конкретного человека. Этот континуум утверждается как очень важный, и существует такой астрологический процесс, который называется ректификация (уточнение времени рождения человека). Представители психологической астрологии (Дэйн Радьяр, Стефан Арройо) в значительной степени опиравшиеся на теорию Юнга, придерживались финалистической, смысловой концепции в отношении интерпретации гороскопа. Не исключено, что используемые в астрологической системе транзиты планет через натальную карту – это и есть указание на возможную констелляцию архетипического образа, понимаемую как энергетический отклик психики на определенную объективную ситуацию активности архетипа. Т.е. интерпретация транзитов может пролить свет на смысл и путь индивидуации (особенно, если это сопровождается субъективным присутствием архетипа в жизни человека, таким как соответствующие образы сновидений или повторяющиеся синхронистические события).

Более того сам момент рождения человека можно рассматривать как своего рода констелляцию архетипов (или одного – Самости), имеющих желание проявиться в жизни человека. Если мы рассуждаем так, то постулируем, что таким образом жизни человека изначально задается смысл. Осознание этого смысла может длиться всю жизнь. В дальнейшем Архетипы все более обрастают другими частями психики, прокладывая таким образом себе дорогу во внешний мир. Так в жизни человека появляются комплексы. Содержание комплексов - след реальной травмы, а их исток – это врожденная архетипическая часть. В том числе так рождается Эго. В натальной карте можно обнаружить и комплексы – как вариант проявления архетипических элементов. А также в натальной карте можно обнаружить и вполне определенные особенности функционирования психики, например, указание на страх (фобии), которое может быть связано с разными планетами (или аспектами планет). С точки зрения аналитической психологии здесь важно следующее: фобия – это комплекс, с одной стороны он связан с архетипом, с другой стороны он указывает на направление личностного развития. Астрология через задействованную в указании на фобию планету может подсказать нам, какой архетип является исходным базисом этого комплекса. Это может быть и Великая Мать, и Великий Отец, и Анимус (Анима), и какие-то другие архетипические образы.

Неудивительно, что эти последние указанные здесь соображения о существовании объективного смысла, априорного бессознательного знания и космического закона были подхвачены астрологами, привлекающими теорию Юнга для защиты астрологии, испытывающей постоянные нападки со стороны приверженцев строго, основанного на принципе причинности, научного подхода. Целью этого доклада не является возобновление дискуссии о праве астрологии на существование, но привлечение внимания к чисто практическому вопросу о возможности использования астрологической системы в целях исследования архетипического уровня психики.

Юнг писал: астрологический метод «предполагает смысловое (синхронистическое) совпадение аспектов и расположений планет с характером или имеющим место в данный момент состоянием задающего вопросы (он имел в виду хорарную астрологию)»7. Астрологическая тема так сильно интересовала Юнга, что он и его коллеги провели астрологический эксперимент, результаты которого, однако, не позволили сделать однозначные выводы. Дело в том, что доказательством наличия синхронии Юнг считал наступление синхронистического совпадения в количестве случаев, превышающих вероятностно рассчитанное для него значение. В астрологическом эксперименте, состоявшем из нескольких серий, лишь часть результатов удовлетворяла этому критерию. Неоднозначность полученных данных оставила, с одной стороны, обширное поле для дальнейших исследований и интерпретаций, а с другой стороны, побудило Юнга предположить, что Астрология находится в процессе превращения в науку. В этом предположении он основывался на возможном существовании пока неизвестного науке физического влияния планет на происходящие на Земле процессы, в том числе на человека. Как бы то ни было, мы оставим этот вопрос в стороне и постараемся смотреть на астрологию как на имеющую многовековую историю символическую систему. Систему, которую можно использовать для индивидуальной психотерапевтической работы при исследовании архетипических сил, воздействующих на личность и составляющих динамическое единство.

Возможность такой психотерапевтической работы основана на следующих значимых параллелях.

Во-первых, астрологическая карта связывает воедино физический мир, мифологический и психологический (разных уровней). И в этом отношении является символом целостности, так важной в тории, разрабатываемой Юнгом и аналитическими психологами. Здесь имеется в виду понятие Самости (о котором будет идти речь чуть позже) и возможность рассматривать астрологическую натальную карту как модель-визуализацию Самости человека.

Во-вторых, астрологическая карта представляет собой динамическое равновесие, стремящееся к большему равновесию, а аспекты образуемые планетами описывают энергетические характеристики внутренней напряженности, в той или иной степени стремящиеся к разрядке. Совокупность этих представлений позволяет проводить параллель с понятием индивидуации (о котором также будет идти речь ниже)8.

В третьих, натальная астрологическая карта, представляющая личность человека и его судьбу в виде системы планет, их расположения, а зодиакальной системе и их отношений друг с другом, предлагает материал для анализа «планетарных архетипов» (астрологический термин) или просто архетипов в понимании аналитических психологов. Единство планет астрологически подразумеваемое в каждом человеке и их индивидуальное проявление в каждом из нас (за счет уникальных особенностей натальной карты), позволяет проводить параллель с универсальными  архетипами и их уникальной роли в судьбе каждого человека.

Резюмируя, можно отметить следующее. Анализ натальной карты, используемый как инструмент работы с психическим (по аналогии с другими методами аналитической работы, такими как: работа со сновидениями, анализ синхронистичесих событий, мифов и сказок), предоставляет интересный материал для размышления в плане понимания психического как многоуровневого (с разной степенью осознанности) феномена, имеющего в своей основе архетипические силы, стремящиеся к проявлению в мире.

Далее будут рассмотрены эти тезисы, с привлечением внимания на возможности соотнесения личностных (и надличностных – Самость) психических феноменов с астрологической системой (имея в виду, в первую очередь, натальную и транзитную астрологию).

Начнем с сопоставления понятий астрологической системы и Самости.
Самость в аналитической психологии понимается как "центр, источник всех архетипических образов и врожденных психических тенденций структурирования, порядка и интеграции. Она характеризуется единством дихотомий, целостностью и стремлением к проявлению упорядоченности" (М.Стайн).

Разные идеи и мысли о Самости рассеяны по разным работам Юнга, но он посвятил одну из основных своих работ этой теме - «Aion». Эон - в философии гностицизма: духовные сущности, заполняющие пространство между Богом и миром. Эоны являются продуктом эманации божества. Называя так книгу, Юнг, следовательно, обозначает фактор, соединяющий божественное и мирское и управляющий сознанием. И этим фактором является Самость.

В последней части «Эона» Юнг рисует графический образ Самости.
Схема Самости, предложенная Юнгом охватывает все сферы бытия: от неорганической материи, через органический и молекулярный уровень, через физиологическую основу человека, через инстинктивную сферу и сферу психического к духовному полюсу.
Рассматривая схемы Юнга, обнаруживаем, что один из кватернионов9 (в виде объемной фигуры) имеет в своем срединном сечении четверицу астрологических стихий: огонь, вода, воздух, земля. Здесь речь идет об  идеях чистой энергии. Юнг считал, что психическая энергия является той жизненной силой, которую мы привносим в наши планы и намерения, нашим интересом к жизни и другим людям.Интерпретируя астрологические знания, можно «измерить» и качественно охарактеризовать энергетический уровень, в том числе используя разделение по стихиям.

Модель Юнга показывает, как Самость охватывает все сущее, и объединяет в себе материальный мир, психическую область и дух. Астрологическая карта позволяет интерпретировать представленную в ней информацию так же на разных уровнях. Все астрологические символы могут быть прочитаны на уровне энергетическом, поведенческом,  уровне Эго-сознания, личного и коллективного бессознательного, а так же в своей полноте натальная карта представляет идею целостности (или духовный полюс, если мы говорим о схеме Самости Юнга).

Юнг часто использует термин «целостность» как соответствующий по смыслу Самости. И непременной предпосылкой целостности является соединение противоположностей.
Вернемся здесь к астрологии. Во-первых, Зодиак, описывающий год, представляет собой круг, последовательно сменяющих друг друга знаков, и, таким образом, является явным символом целостности. Во-вторых, система знаков зодиака, хоть номинально и привязана к названиям зодиакальных созвездий, в большей степени связана не с ними, а с цикличностью природы. То есть обеспечивает связь с природным, непсихическим уровнем. Первый день зодиакального знака Овен приходится на день весеннего равноденствия, который физически знаменует приход весны и рождение нового природного года. Остальные знаки зодиака отсчитываются от этой точки в виде равных секторов эклиптики10 (то есть в данном случае связь с «небом» все-таки остается). Как весна противоположна осени, а лето – зиме, так и каждый знак зодиака имеет себе противоположный на карте (и на эклиптике). При этом их «природная» противоположность подчеркивается символической, когда планетам присваиваются эссенциальные достоинства, и планета, которая чувствует себя хорошо в одном знаке, чувствует себя плохо в оппозиционно противоположном.

Натальная карта в системе противоположных знаков зодиака и оппозиционно расположенных домов, как и Самость, является целостностью, удерживающей в себе динамизм противоположностей. Дело в том, что трактуя астрологическую карту психологически, мы говорим об однозначном присутствии в гороскопе человека (в обыденном понимании) всех 12 знаков зодиака (в разной степени выраженности). То, что обычно в газетах называется как гороскоп, всего лишь показывает тот знак, в котором находилось Солнце на момент рождения.  Система знаков зодиака – это система 6 пар психологически противоположных знаков, 6 дихотомий, создающий напряжение и стремящихся к интеграции.

В каждом человеке есть печать архетипа Самости, что является изначальной врожденной данностью. Отпечаток Самости можно сравнить с образом Бога внутри каждого из нас. В такой формулировке трудно удержаться от сравнения натальной карты с визуализацией такой печати. Или же найти предпосылку для исследовательского интереса к использованию астрологии в аналитической психологии, вследствие того, что целостность натальной карты, представляющая Самость астрологическими инструментами, показывает уникальное расположение сил в структуре личности человека, которое сложно сделать видимым при использовании аналитического инструментария.

В Самости, в глубине  архетипического уровня своего бессознательного, человек  связан со всем и со всеми. Самость создает основу для общности человека с миром, со структурами Бытия. Внутреннее и внешнее, Эго и другой структурно и энергетически объединены в единое целое. И астрология претендует на такого рода объединения, когда через символику (дома11), через принципы (что сверху, то и снизу) и специфические методы (прогрессии), позволяет увидеть в карте человека и других конкретных людей и общности, и внешние события и внутренние процессы. Таким образом, сама астрологическая карта является не только отражением одной личности, но совокупностью его физического и психического окружения, обстоятельств и ситуаций, если рассматривать ее как имеющую отношение к личности.

Итак, резюмируя. Является ли астрологическая карта одним из вариантов метафорической и символической визуализации Самости? Или само понятие Самости хорошо подходит для того, чтобы интерпретировать космограмму? Пока этот вопрос остается открытым. Очевидна эмпирическая связанность этих двух систем, и не исключено, что нечто третье стоит за ними.

Индивидуация

Вернемся ко второму соображению из тех, которые были обозначены в качестве предпосылки для психоаналитического, исследовательского и практического, интереса к астрологическому методу. Астрологическая карта представляет собой динамическое сочетание противоположных сил (знаков зодиака), стремящихся к равновесию, а аспекты, образуемые планетами, описывают энергетические характеристики внутренней напряженности, в той или иной степени стремящиеся к разрядке. Совокупность этих представлений позволяет проводить параллель с понятием Юнга «индивидуация». Об индивидуации при сопоставлении аналитического и астрологического подходов следует сказать особо.
Юнг считал, что самым важным делом первой половины жизни является достижение индивидуальной жизнеспособности, культурной адаптации и взрослой ответственности за воспитание детей.12
Индивидуация – это становление унифицированной (стандартизованной), но одновременно неповторимой личности, неделимого и целостного человека.

Юнг считал, что процесс индивидуации происходит благодаря работе психологического механизма, названного им  компенсацией, которая является основополагающим отношением между сознательным и бессознательным. Человек не рождается Tabula rasa, но он рождается бессознательным, слитым с окружающим миром, неспособным отделить себя от объектов. В процессе развития, под воздействием  инстинкта сепарации,  возникшего в процессе эволюции для более эффективной адаптации к внешнему окружению, из глубин бессознательного отделяется Эго-сознание как часть психики, способная к осознаванию реальности. Но в дальнейшем Эго постепенно становится односторонним и самонадеянным. И когда это происходит, бессознательное начинает компенсировать эту односторонность. Примером работы компенсации являются сновидения. Функция компенсации заключается в обеспечении баланса в психической системе.

Здесь тоже важно, что астрологические понятия противоположных знаков, планетарных оппозиций, противоположных эссенциальных значений планет (владения и падения) выглядят весьма созвучными идее Юнга о компенсации.

В процессе жизни и развития каждый день возникает множество маленьких  компенсаций, выстраивающихся в паттерны, которые затем образуют основу спиралевидного развития в направлении целостности, что и представляет собой индивидуацию. Бессознательное компенсирует Эго-сознание на протяжении всей жизни самыми различными путями – в оговорках, забывании или мистических откровениях, в несчастных случаях, катастрофах, влюбленностях и нежданных удачах, рождая возвышенные мысли и сумасбродные идеи, ведущие к пропасти.

Компенсаторные механизмы также можно обнаружить в повторяющихся сновидениях, которые указывают  на те направления индивидуации (в отношении объединения сознания и бессознательного), которые на данном этапе настойчиво требуются личности. Для процесса индивидуации очень важен анализ таких сновидений. Здесь чаще всего на начальных этапах анализа речь идет о Тени.
Тенью в аналитической психологии принято называть отвергнутые и непринятые аспекты личности, которые вытесняются и формируют компенсаторную структуру по отношению к Эго и Персоне13, что во фрейдистком анализе считается сферой Оно или Ид. Наряду со сновидениями и анализом прочего бессознательного материала, я приведу несколько вариантов «поиска» Тени в натальной карте.

  1. Восходящий знак (знак зодиака, который восходил над горизонтом в момент рождения человека) – это Персона. Подчиняясь правилу компенсаторной дополнительности, мы можем посмотреть на оппозиционный знак. Астрологически там находится куспид (начало) 7 дома – дома «Другого». Качества личности, приписываемые этому знаку, будут качествами Тени, нуждающимися в осозновании.
  2. 7 дом сам по себе нуждается в подробном анализе: положения и аспектации управителя 7 дома (то есть планеты – управляющей знаком, находящимся на куспиде 7 дома). Эта планета-управитель окрашивает Тень своими качествами, актуализирует в ней свои темы. Планеты (читай: архетипы) находящиеся в знаке на куспиде 7 дома так же оказывают влияние на архетипические истоки Тени (то есть, с каким Архетипом связь Тени более прямая и потому более доступная для анализа).
  3. Сатурн, как планета ограничений, погружает в Тень качества знака, в который он попадает, проявляясь в ситуациях дома, к которому он имеет отношение.
  4. Эго – это Солнце (еще, правда, и Самость). Но если рассматривать его как Эго, как центр Сознания, то можно предположить, что качества сознания, ограниченные негативными аспектами будут испытывать сложности в проявлениях. И это может привести к вытеснению и проецированию ущемленных качеств солнечного знака.
  5. Некоторое представление аналогично может дать Меркурий (Сознание) в плане аспектов, которые он образует с другими планетами.

Здесь специально приведен этот список, чтобы показать многообразие вариантов, которые нужно рассматривать при работе с Тенью. Астрологическая натальная карта – это сложный, детализированный и очень подробный «рисунок». Рисунок, в котором важна каждая деталь, потенциально присутствующая в человеке. Актуальность и возможность к осознованию этих деталей зависит от конкретного момента и от «готовности» человека к этому.  Аналогично в психотерапии часто бывают ситуации, когда Эго и Сознание клиента еще не готовы интегрировать предлагаемые интерпретации. Здесь же необходимо подчеркнуть, что астрологическая карта – это не императив, не фатальная однозначность, а скорее многоуровневая метафорическая система, отражающая разные информационные сферы, отчасти пересекающиеся, отчасти дополняющие друг друга.  И здесь конечно важна не столько личность интерпретатора, сколько совместное с клиентом энергетическое и информационное поле, позволяющее нащупать актуальную на данный момент интерпретацию.

Вернемся к индивидуации. Во второй половине жизни осуществляется иной вид движения.
Юнг считал, что к середине жизни  развитие Эго достигает своей кульминации,и поэтому пропадает смысл продолжать преследовать старые цели, и возникает необходимость вернуться "к матери". На этом этапе актуальной задачей становится соединение Эго с бессознательным, в котором хранится непрожитое человеком, его нереализованный потенциал. В этом и заключается классическая индивидуация в понимании Юнга – становление тем, кем ты в потенциале уже являешься, только на более глубоком и осознанном уровне. Этот процесс требует включения энергии символов, открывающих доступ к тем содержаниям бессознательного, которые до этого времени оставались  неосвоенным.

Исследуя материал бессознательного, который Юнг получал при работе с содержаниями сновидений и фантазий как своих собственных, так и своих клиентов,  он предположил, что в человеческой психике имеются общие структуры, присущие каждому, а не только кому-либо одному. Юнг был глубоко убежден, что у психики есть слой коллективного бессознательного, общий для всех людей, и он считал, что этот слой психики содержит много универсальных, широко распространенных паттернов и сил, который он назвал архетипами и инстинктами. В понимании Юнга, важной особенностью была универсальность человеческой души, ее общность с душами других людей. К этому пониманию Юнг пришел исследуя параллели между образами и мифами отдельных людей и сообществ, живших в разные исторические периоды и в разных местах и несвязанных друг с другом, в которых он увидел множество параллелей и сходств.

«Я упомянул бы как наиболее выделяющиеся характеристики хаотическое многообразие и порядок, дуальность, противоположность света и тьмы, верха и низа, правого и левого; соединение противоположностей как третье; кватерность (квадрат, крест), фигуры вращения (круг, сфера) и наконец, движение к центру и радиальную упорядоченность, за которыми (кватерная) система…»14

Читая это, поражаешься, что именно так можно охарактеризовать астрологический круг: хаотическое многообразие личностей, упорядоченных в единую систему символов. Принцип дуальности как основа деления знаков зодиака и домов. Противоположности, заложенные в системе в виде эссенциальных достоинств планет, в аспектации (через аспект оппозиции). Вся система аспектов про напряженную связь (единство) двух планет (архетипов) и возможность разрешения этого напряжения через поиск связи с третьей планетой (архетипом). Кватерность – как систематизация по стихиям (огонь, земля, воздух, вода) и по крестам (знаки кардинального, фиксированного и мутабельного креста). Фигуры вращения – сам зодиакальный круг. Центростремительность – как стремление символизированного астрологической картой единства к воплощению.

Юнг говорил, что Сознание нужно архетипу для проявления. Двигаясь по пути индивидуации, интегрируя архетипические образы, человек не только раскрывает заложенный в нем потенциальный смысл, но и проявляет через свою жизнь архетип упорядоченности и гармонии.

Как же соприкоснуться с этим архетипическим уровнем, наполняющим жизнь истинным смыслом? Через глубоко бессознательные части личности, имеющие отношения к архетипам. В первую очередь это Анима и Анимус, это архетипы Великого отца и Великой матери, архетип Мудрого старца и т.д.

Возможно, в натальной карте, за «планетарными архетипами» (как нередко сейчас говорят астрологи»), прикладывая понятийный аппарат аналитической психологии, можно увидеть открытый Юнгом мир коллективного бессознательного и то, как оно хочет проявиться в жизни конкретного человека.

Здесь не может быть никакой однозначности: уникальность каждой личности (каждой астрологической карты), в сочетании с возможностью разного уровня осознавания (и как следствие проявления в жизни) дает нам огромный материал для исследования. Это можно увидеть на примере трактовки Сатурна. Астрологически его положение в карте говорит про ограничения и препятствия в жизни человека. Мы уже говорили, что это может проявляться на разных уровнях. На уровне реальности это проявляется как болезни, изнурительная работа и сложности в достижении желаемого. На уровне личного бессознательного - как вытесненные психические качества, проецируемые вовне, то есть здесь Сатурн рассматривается как участвующий в формировании отношений с окружающими. На уровне коллективного бессознательного как архетип Отца, который накладывается на реального отца (мы видим отца ни таким, каков он есть, а таким, каков Сатурн (совместно с Юпитером и Солнцем в карте). Именно поэтому разные дети одного отца по-разному видят его и имеют разный внутренний образ. И далее как мудрый старец, указывающий направления для индивидуации: приходящий на помощь, и открывающий неожиданные новые смыслы происходящему.

В заключение, подведем итоги изложенному выше материалу. Речь шла:

  1. о синхронии, имея в виду, что она может претендовать на роль объяснительного принципа «работы» астрологической системы. Данный тезис нуждается в дополнительном исследовании и сборе эмпирического материала.
  2. о теории Самости как о способной не только лечь в основу астрологических интерпретаций, но и способствовать трансформации астрологии из предсказательной науки в науку о психоидном (т.е. принадлежащем одновременно психике и космосу, абсолюту).
  3. о понятиях архетипа и индивидуации, формирующих подход и метод работы с астрологической информацией. То есть с точки зрения аналитической психологии основным методом интерпретации астрологической карты становится анализ составных частей личности, комплексов и, главное, архетипических сил символизируемых и визуализированных в виде астрологической и мифологической символики. Целью такой работы становится  способствование процессу индивидуации.


1) К. Юнг «Синхрония: акаузальный объединяющий принцип».


2) Основная работа – «О природе психического». 1945-46, исправлена в 1954.


3) Прим. авторов


4) «Значение отца в судьбе отдельного человека»(цит. По М.Стайн)


5) Констелляция - исходно астрологическое понятие, обозначающее взаимное положение небесных тел, образование созвездий; у Юнга — любые психические образования, обычно связанные с комплексом и сопровождающиеся паттерном или набором эмоциональных реакций. «Данный термин попросту выражает тот факт, что внешняя ситуация высвобождает психический процесс, в котором определенные содержания скапливаются вместе и готовятся к действию. Когда мы говорим, что та или иная личность «констеллирована», то имеем в виду, что она приняла позицию, в которой от нее следует ожидать вполне определенную реакцию <...> Констеллированные содержания являются определенными комплексами, обладающими своей собственной специфической энергией» (CWKURSIV2 8, par. 198).


6) Нам же интересно привести астрономическое правило Тициуса - Боде. Оно относится к удаленности планет от Солнца. Если мы напишем последовательность цифр: 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96 и прибавим 4 к каждому члену последовательности, то получим: 4, 7, 10, 16, 28, 52, 100. Правило утверждает, что удаленность планет от Солнца пропорциональна этим цифрам, т.е. если расстояние Меркурия от Солнца берется как четыре единицы, расстояние Венеры от Солнца составляет семь единиц, Земли - десять единиц, Марса - шестнадцать единиц, Юпитера - пятьдесят две единицы, а Сатурна - сто единиц. Цифра двадцать восемь первоначально не имела известного аналога, пока не были открыты астероиды. Распространяя действие правила за пределы сотни, астрономы смогли предсказать существование Урана и Плутона. Часть астрофизиков полагают, что это правило просто случайное совпадение (им не хватает причины, чтобы признать его действующим).


7) К.Г.Юнг «О синхронии»


8) Что и было сделано в Радьяром, Арройо и др. представителями психологической астрологии


9) КВАТЕРНИОН - гиперкомплексное число, геометрически реализуемое в четырехмерном пространстве.


10) Экли́птика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца.


11) дома гороскопа (иногда, поля гороскопа) — сектора эклиптики, в общем случае неравные между собой, характеризующие в гороскоперазличные сферы жизни и проявления носителя, то есть человека или объекта, для которого составляется гороскоп. Гороскоп представляет собой две системы деления эклиптики на сектора, наложенные одна на другую, с нанесёнными на эклиптику проекциями положений планет и небесных тел на момент составления гороскопа. Первая система представляет собой деление эклиптики на знаки зодиака. В основе этого деления лежит видимое движение Солнца по небу за год, или выражаясь более корректно, годовое обращение Земли вокруг Солнца. Такое движение приводит к тому, что в разное время года вид небесной сферы для наблюдателя, производящего наблюдение из одной точки на Земле, меняется, а значит, согласно астрологии меняется и влияние небес на земные процессы. Однако к изменению небесной сферы ведёт не только годичное обращение Земли вокруг Солнца, но и вращение Земли вокруг собственной оси. Этот вид вращения оказывает на небесную сферу заметно большее влияние, поскольку звёздный рисунок над головой наблюдателя из-за этого вида вращения полностью обновляется за сутки. Поскольку из-за обращения Земли вокруг собственной оси, меняется вид небесной сферы, то, значит, в течение суток меняется и влияние небес на всё происходящее на Земле. Именно этот второй вид изменения небесной сферы и призвана отражать в гороскопе система домов. В подавляющем большинстве случаев в основе деления эклиптики на дома лежат четыре астрономические точки, именуемые в астрологии угловыми точками, в виду того, что долгое время гороскопы изображались в виде квадратов, углы которых соответствовали этим точкам эклиптики. Это точки асцендент (обозначается: ASC), десцендент (DSC),середина небес (MC) и основание небес (IC). Все остальные куспиды домов или их вершины, то есть точки начала домов, рассчитываются каким-либо образом относительно угловых точек или одной из них.


12) Это имеет отношение к развитию Эго и Персоны.


13) Персона – психический аппарат для взаимодействия между индивидом и обществом, который дает человеку социальную идентичность (маска)


14)   К.Г. Юнг «Эон»