Комплекс Электры в психологии женщины

Катер Нэнси

«Комплекс Электры в психологии женщины»

Нэнси Катер

Глава вторая

Электра и современная психология

 

«Каждая женщина на кушетке в какой-то степени Клитемнестра или Электра, или на более глубоком уровне обе».

Нини Херман, «Вечный ребенок: диада мать-дочь».

 

История термина «комплекс Электры»

Зигмунд Фрейд впервые использовал греческую мифологию для того, чтобы разъяснить современную теорию психоанализа. Наиболее известное его исследование – миф об Эдипе, который иллюстрирует теорию психологического развития. Эдип в неведении убивает своего отца Лая и спит со своей матерью Иокастой. Эдипов комплекс, центральный во фрейдистской теории, рассматривает инцестуозные желания ребенка, направленные на собственных родителей, и последующие чувства вины и страха, возникающие из-за этих инцестуозных желаний.

В «Теории психоанализа», написанной в 1913 году, Юнг предлагает использовать термин «комплекс Электры» для того, чтобы описать эдипальную  стадию развития у девочек, стадию, в которой «дочь развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери». Юнг объясняет использование этого термина: «Как известно, Электра мстит своей матери за то, что она убила своего мужа, Агамемнона, и тем украла у Электры ее любимого отца».

Юнг снова использует термин «комплекс Электры» несколько лет спустя, и снова в связи с Фрейдом, когда он описывает использование Фрейдом мифа, чтобы описать динамику инцеста. Юнг пишет:

«Даже Фрейд не удержался от того, чтобы провести сравнение между инцестуозным комплексом, который часто обнаруживается в неврозе и мифологическим мотивом, подобрав этому подходящее название – Эдипов комплекс. Эта идея ни в коем случае не является единственной. Нам нужно выбрать другое название для соответствующей идеи в женской психологии, к примеру, комплекс Электры, как я предлагал несколько лет назад».

Однако Фрейд отверг предложение Юнга использовать термин комплекс Электры, предпочитая называть эту стадию раннего развития у женщин просто женским Эдиповым комплексом. В 1920 году Фрейд писал: «Я не вижу никакого смысла или пользы внедрять термин комплекс Электры и не поддерживаю его использование». Его поздние работы, в частности «Женская сексуальность», написанная в 1931 году, говорят о том, что он отверг этот термин, потому что он думал, что он подчеркивает схожесть между психологическим развитием мальчиков и девочек, которой не существовало. Фрейд пишет:

«Сложилось впечатление, что наши рассуждения об Эдиповом комплексе применяются строго только к мальчикам, поэтому мы вправе отвергнуть термин комплекс Электры, который подчеркивает аналогию между двумя полами».

Далее в своем труде он обновляет свою теорию психологического развития женщин, акцентируя внимание на важности доэдиповой привязанности девочки к своей матери и отличиях девочек от мальчиков в реакциях на те проблемы, которые возникают на Эдипальной стадии развития.

Миф об Электре в работах Отто Ранка,

 Мелани Кляйн и других неюнгианских психологов

 

Другие неюнгианские психологи также писали о мифе об Электры. Отто Ранк использует фрейдистскую психоаналитическую точку зрения, чтобы обратить внимание на Эдипов комплекс, как он проявляется в мифах об Электре и ее предков в книге «Тема инцеста в литературе и легендах: основы психологии литературного творчества». Эта всесторонняя работа анализирует тему инцеста, как она появляется в западной литературе, мифологии и фольклоре, и исследует его важность в развитии литературного творчества.

Мелани Кляйн в своей работе «Некоторые размышления об Орестее» интерпретирует составляющие мифы об Электре с теоретической точки зрения объектных отношений, фокусируясь на фазах развития, которые она называет параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией. Однако, она применяет свои понятия к Агамемнону, Клитемнестре и Оресту, а не к Электре.

Ричард Д. Чессик писал о мифе об Электре с точки зрения Хайнца Кохута и Жака Лакана. Используя оперу Ричарда Штрауса «Электра», он исследует архаические доэдипальные проблемы, включая расщепление, нарциссическую ярость и параноидную месть.

Психологи Джеф Ричардс и Джен Гудвин фокусировались на фантазиях мести Электры об убийстве ее матери. Они заметили, что такие же фантазии проявляются у сегодняшних подростков, которые, как и Электра: 1) стали свидетелями насилия; 2) имеют неразрешенное горе по поводу ранней потери родительской фигуры; 3) пережили чувство беспомощности и безнадежности; 4) имеют материнскую фигуру с историей насилия, которая мешает ее способности помогать ребенку.

Другие использовали миф об Электре для того, чтобы исследовать психопатологию матереубийства.  Л.Х. Рубинштейн в своем труде «Тема Электры и Ореста: вклад в психопатологию матереубийства» анализирует несколько современных версий этой истории – «Гамлет» Шекспира (Орест иногда рассматривается как предшественник Гамлета) и работы Юджина О’Нила, Жана Поля Сартра и других. Он рассматривает, как разные роли, которые играют Электра и Орест в матереубийстве, отражают различные доэдипальные и эдипальные конфликты.

Психотерапевт Нина Герман анализирует отношения между Клитемнестрой и Электрой в книге «Вечный ребенок: Диада матерь-дочь». Она подчеркивает, что ненависть Электры к Клитемнестре происходит больше из ее чувства отверженности Клитемнестрой в младенчестве, чем из того, что Клитемнестра убила ее отца. Герман отмечает, что за Электрой следила няня, а не Клитемнестра, и что небольшое место в привязанности ее матери уменьшилось еще больше после того, как родился Орест. И когда Агамемнон ушел на войну с Троей, а Ореста отослали из дворца, ее мать все еще не принадлежала Электре. Вместо этого, у Клитемнестры начался роман с Эгисфом, что еще более обострило враждебность Электры. Герман также предполагает, что до того момента, когда она убивает Клитемнестру, у Электры были амбивалентные чувства по отношению к матери, и она все еще искала близости или признания от нее. Но Клитемнестра продолжает разочаровывать Электру и благоволит Эгисфу.

Герман сочувствующе смотрит на Клитемнестру. Она указывает, что помимо потери Ифигении, Клитемнестра была расстроена из-за того, что Агамемнон покинул ее, чтобы воевать за Трою, и была опустошена множеством жизней, потерянных в Троянской войне.

Миф об Электре в работах женщин ученых:

Кристин Даунинг, Филлис Честер, Элен Сиксу и Камилла Палья

Женщины ученые так же изучали миф об Электре и его психологические последствия. Кристин Даунинг в своей работе «Сестры Психеи: изобретая заново смысл сестринства» исследует природу сестринских отношений, которые  существовали между Клитемнестрой и Еленой  и между Электрой и Ифигенией. Филлис Честер в книге «Ненависть к матери и обвинение матери: что сделала Электра с Клитемнестрой» использует отношение Электры к Клитемнестре в качестве примера того, как женщины, которые интернализировали патриархальную ненависть к женщинам, предают других женщин. Французская феминистка, Элен Сиксу обсуждает Электру в «Выходы: атаки, выход из положения, нападения». Она видит оправдание Ореста за матереубийство в том, что он обозначил конец матриархата. Она рассматривает Электру, которая поддержала убийство «лидера фаллократов», и как ту, которая «освещает путь и открывает уход от патриархальности». Культурный критик Камилла Палья также касается мифа об Электре в «Сексуальный образ: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон». Как и Сиксу, она делает вывод, что миф об Электре представляет собой «сексистский переход от матриархата к патриархату».

 

Миф об Электре и юнгианская психология

 

Ни Юнг, ни постъюнгианская школа архетипической психологии не предлагали интерпретаций мифа об Электре. Юнг полагался на другие мифы для того, чтобы представить метафоры психологического развития женщин, в частности миф о Деметре и Персефоне.

Последователи Юнга также фокусировались на других мифах, а не на мифе об Электре, описывая женскую психологию. Эрик Нойман использует миф о Психее и Эросе в своей книге «Эрос и Психея: Психическое развитие женщин, комментарий к истории Апулея». Сильвия Бринтон Перера привлекает шумерскую богиню Иннану в своей книге «Происхождение богини: путь инициации для женщин». Джин Шинода Болен призывает к нордической мифологии в своей «Кольцо силы: Брошенный ребенок, Авторитарный отец, Лишенная власти женщина – Юнгианское понимание цикла Вагнера». Мэрион Вудман в своей книге «Страсть к совершенству. Юнгианское понимание зависимости» рассматривает греческий миф об Афине, Медузе и Персее. Нэнси Коуллз-Корбетт также использует другие греческие мифы, помимо мифа об Электре, чтобы объяснить женскую психологию в книге «Святая проститутка. Архетип вечной женственности».

В качестве альтернативы юнгианцы использовали сказки для описания психологического развития женщин. Мария-Луиза фон Франц очень широко осветила эту тему в «Интерпретация сказок. Женщины  в сказках» и в «Тень и Зло в сказках». Другие юнгианцы последовали ее примеру. Их работы включают «Золушка и ее сестры: те, кто завидуют и кому завидуют» Энн и Барри Уланов,  «Мать. Архетипический образ» Сибилл Бикхойзер-Оэри, «Истории о Психее: современные юнгианские интерпретации сказок» Лионела Корбетта и Мюррея Стайна и «Брошенный ребенок внутри: о потере и возрождении самооценки» Катрин Аспер.

Юнгианский аналитик Линда Леонард обсуждает аспекты мифа об Электре в «Эмоциональная женская травма».  Она выделяет два архетипических паттерна в женщинах с нарушенными отношениями со своими отцами: «пуэлла» или «вечная девочка» и «вооруженная амазонка». Во второй главе «Жертвоприношение дочери» она описывает приношение в жертву Ифигении Агамемноном, говоря о том, что миф отражает нарушенные отношения между мужчинами и женщинами, где мужчины верят, что они владеют женщинами и могут делать с ними что захотят. Она так же обсуждает Клитемнестру и Елену и роли, которые они играют в этой истории. Однако Леонард не описывает Электру и не считает ее «пуэллой»  или «вооруженной амазонкой».

Единственная статья об Электре с юнгианской точки зрения – это «Электра: темная сторона Луны» Шейлы Пауэл, опубликованная в 1993 году в «Журнале аналитической психологии».  Она обсуждает, как ослаблено психологическое развитие современных женщин, идентифицированных с Электрой.  Согласно Пауэл, психологическое развитие женщин разделено на три стадии. Первая включает в себя доэдипальную привязанность дочери к матери. Вторая сконцентрирована на идентификации дочери с отцом. В третьей стадии, девочка отделяется от своего отца, достигает собственного чувства идентичности женщины и возвращается к идентификации со своей матерью.

У современной женщины, идентифицированной с Электрой, могут возникнуть трудности на первой стадии, потому что она не сможет развить доэдипальную привязанность к матери, как не образовалось материнской связи между Клитемнестрой и Электрой.  Женщины, отождествляющиеся с Электрой, могут застрять и на второй стадии, характеризующейся идентификацией с отцом. Чтобы пройти эту ступень, женщине необходимо инкорпорировать собственную агрессию по отношению к мужчинам, чтобы смочь относиться к мужчинам как к равным. Из-за того, что такие женщины имеют тенденцию чрезмерно идентифицироваться с отцом, для них сложно принять агрессивную позицию и принести в жертву свои инцестуозные желания. Такие женщины не только не хотят отказываться от идеализированных представлений об отце, но сопротивляются идентификации с женщиной, потому что она представлена их матерью, которую они презирают, и с которой у них никогда не было хорошей связи на начальном этапе.

Единственная работа среди юнгианцев, которую я обнаружила, специально адресованная мифу об Электре, это неопубликованная диссертация Мириам Гомес де Фрейтас, написанная в 1979 году в период ее учебы в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе.  Она приводит параллели между мифом об Электре и другими греческими мифами, сравнивая Электру с Афиной и Персефоной. Она рассказывает о том, как современная Электра, отрезанная от своей феминности из-за своих негативных отношений с матерью, может создать новый, позитивный образ женственности. Интересно, что де Фрейтас говорит, что такие женщины должны вначале соединиться с женственностью через вакхическую, хтоническую маскулинность.  Таким образом, она подчеркивает важность Гермеса в психологии женщины Электра. Далее она обсуждает развитие анимуса Электры в ее отношениях с Орестом и Агамемноном.