Современный папа

Мария Гудуш

"Современный папа"

 

Мария Гудуш

 

В своей статье мне бы хотелось показать "образы" отцов и поделиться собственными наблюдениями в изменении степени вовлеченности мужчины в заботы по уходу и воспитанию своего новорожденного малыша.
Мне бы хотелось начать с некоторых  "типажей" или портретов мужчин-отцов. 

Современные реалии отцовства во всем мире имеют две тенден­ции. С одной стороны в патриархальных культурах ценность отцовства традиционно высока, при этом отец имеет почти неограниченную власть в семье, таковыми, например, являются культуры некоторых стран Азии и Востока. С другой стороны, в современном европейском  и российском обществе уже многие десятки лет доминирование патриархального стереотипа ослабевает. Четче проявляется тенденция к возрастанию внимания, заинтересованности  в жизни ребенка ,так называемое «ответственное отцовство», с его большей  ответственностью и включенностью обоих родителей. Уважением к ребенку с учетом потребностей растущей личности.
Изменения ценностей общества, культуры в семье изменяют и развивают образ отцовства.

Вот некоторые яркие портреты:

 

Жесткий (патриархальный) отец

 

Скорее всего уже не встречается в "чистом виде" и это несколько сгущенный образ "правильного" отца. Такой глава семьи безусловный авторитет для домочатцев. Главное в семье и в воспитании детей это послушание, долг и рациональность. Установленный порядок, контроль и  правильное поведение, собственный пример собранности и главенства долга противоречат спонтанности, свободному проявлению творчества и чувств, которые пресекаются и высмеиваются отцом. Главенство авторитета и долга порождает у детей ощущение безопасности, стабильности и порядка, но подавление естественности чувств полностью разобщает ребенка со своими инстинктами и чувствами, подавляет дух творчества. Когда у отца случаются иррациональные взрывы эмоций, что противоречит ими же установленному порядку, нарушается чувство безопасности в семье за которое отвечает отец. Поскольку такие отцы сознательно не признают свою эмоциональность, поэтому время от времени бурные эмоции переполняют их, но дети, наблюдающие проявление этих эмоций, все больше и больше пугаются, могут чувствовать себя виноватыми не находя ответов на ситуацию. Противоречия в философии семьи, отличие в "озвученном" и реально проживаемом отдаляют детей от отцов.

 

 Вечный юноша.

 

Кажется противоположный типаж. Такой мужчина вне возраста, молодо выглядит, активен. Как будто остановился в своем развитии на подростковой стадии. Такие люди могут быть романтичным мечтателями, всегда очаровательны, контактны, вызывают воодушевление тем, что выражают себя через творчество. Неординарны и легки в общении. Но им сложно доводить свой творческий проект до конца, склонны избегать трудностей и конфликтов в реальной жизни и неспособны брать на себя обязательства. Склонны к зависимости и саморазрушению из-за слабости или несформированости взрослой позиции. Принцип реальности жизни может конфронтировать с жизненной установкой такого, уже возможно взрослого или даже в преклонных в летах мужчины.  Вот некоторые примеры: Солист известной российской рок-группы "Король и Шут" Михаил Горшенева, 39 лет. Смерть от передозировки и еще многие творческие личности разрушили свои жизни по разным обстоятельствам, являясь культурными "образцами" для поклонников их творчества: Игорь Сорин, Александр Башлачев, Курт Кобейн, Мурат Насыров, Виктор Цой (певец). Геннадий Шпаликов ( поэт и режиссер), Олег Даль, Владимир Тихонов (актеры) и другие творческие личности оставили свой след в культуре общества уйдя из жизни гораздо раньше большинства.
Можно выделить некоторые новые идеалы отцовства.


Первичный отец:

father1father2



как
father3father4



как

Такие отцы, как культурный образ, как будто равнодушны к обществу и погружены в отношения с ребенком, которые подобны материнским т.е. симбиотичны.   Отцы обнажают грудь, мужское тело превращено в объект с "неуважительной" простотой. Роль отца подчеркивает  прежде всего заботу о ребенке. Вечный и навязчивый сентиментализм обнаженных грудей и целуемых детей в пропаганде любых режимов нацистских или советских может  добиться только противоположного. Этот образ не реален, но оправдан правильным маркетингом.   Тело отца, что оно может дать нового для ребенка? Отец становится неуловимым, потому что становится похожим на мать. Образ симбиотического отца, если он не изменяется со временем, всегда доброго и отказавшегося от отношения с обществом в пользу ребенка лишает свое чадо связи с поколениями, не учит агрессии для встраивания в сложные и сложившиеся общественные отношения. Симбиотический отец не может стать идеалом т.к.ребенку нужны отличные друг от друга образы отца и матери. Со своими индивидуальными особенностями и отличными задачами. Преданный взгляд, зависимость ребенка от матери- очевидный факт. Он рождается с родами и укрепляется в процессе кормления, самого важного акта для малыша первых дней. С взрослением малыша мать почти всегда необходима как посредник, что бы перенести взгляд любви ребенка и преданность на отца для перехода от диады к триаде. И "третий" должен быть "другим", а не повторяющим мать.

Идеал Добытчика
видим в более зрелых объектных отношениях отца со своим ребенком. Отец  должен завоевать привязанность ребенка, демонстрируя силу, победу, свою животную инстинктивную часть. Ожидается, что вместе с этим отец лучше, чем мать знает общество- с его законами стаи- и научит его не набить себе шишек и вместе с тем быть справедливым. Ребенок хочет отца-победителя, отец хочет выиграть всеобщее соревнование, сейчас- экономическое. Поощряя друг друга, одновременно усиливается парадокс  отца. Ранее, когда отец был фигурой Учителя ценностям данного общества, социального слоя он передавал закон силы, который был подчинен закону божественной справедливости. Оба этих закона били в единой связке. Когда он стал Добытчиком, положение изменилось. Объективный успех связан с победами на работе и это объективный успех все больше занимает место морали. Этика связанная с экономикой рынка больше соответствует циклам рынка, чем моральным ценностям. Ранее отец держал ответ только перед Богом, и только Бог мог лишить его уважения самого себя или его семьи. Современный отец держит ответ перед культурой с ее изменчивыми критериями и перед своими детьми. Закон отцов переместился из вертикального в горизонтальный.

Переход от Учителя к Добытчику разделяет философская и индустриальная революция 19 века, ознаменованная идеей смерти Бога. Отец перестал быть духом с высшими ценностями, он стал конкурентом с другими отцами, с матерью, с самими детьми. Его главная обязанность- экономическая безопасность семьи. Постепенное  изменение безусловных авторитетов в мировой культуре -отца, короля, Бога,- ценность равенства всех в правах, породила нового вида соперничество, чувство вины и психологический дискомфорт внутри семьи.

Сегодня в мире преобладает легкомысленный дух детей. Сиюминутность удовлетворения оральной "материнской" потребности, предметное мышление поощряемое экономикой непосредственного потребления делает тип отца-добытчика востребованным, понятным мужчине, но слишком "плоским". Мужчина становится механизмом системы удовлетворения все новых и новых удовольствий семьи в "предметах" фактически отдаляясь от живого общения с ребенком.

Новый отец и отец-партнер
(Heiliger A., 1989; Gampert., 2000; Horst. P., 2000; Fthenakis W.Е., 2001). Термин «новый отец» (соответствует термину «ответственное отцовство»), что характеризует не столько опера­циональный аспект взаимодействия отца и ребенка, сколько намечаю­щуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца. И на мужчину и на женщину родительство оказывает равное влияние, что ребенок также важен для отца, как и для матери, однако при этом подчеркивается, что мужчина и женщи­на по-разному взаимодействуют с ребенком (например, разные стили общения), но отец может и должен заниматься ребенком наравне с матерью. Такой отец принимает участие в самом процессе рождения ребенка, присутствует на родах, позднее он заботится о ребенке-мла­денце вместе с матерью, имеет с ним тесную эмоциональную связь. Это требует специальной подготовки и знаний со стороны отца. Участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положи­тельное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

Отец-партнер
Это повзрослевший вместе с малышом Новый-отец. Он теперь образец, учитель, помощник и партнер по играм. Такой мужчина полагает, что для гармоничного развития ребен­ка необходимо участие обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкое распределение ролей, в том смысле, что отец, кроме своей работы по материальному обеспечению семьи уделяет внимание и помогает решать возрастные задачи ребенка создавая вместе с матерью развивающую среду интересную всем. Таким образом, отец активен, разнопланов, доступен и понятен ребенку.

Обращаясь к своему опыту по обучению родителей уходу и заботе о малыше я вижу увеличение интереса мужчин к активному участию в развитии ребенка.

Первый мой опыт обучения родителей плаванию и динамической гимнастике начался в 2000 году. Моими благодарными слушателями были только мамы и иногда бабушки малыша.  После пятнадцатилетней паузы в работе я снова вернулась в эту сферу образования, значительно расширила свои возможности по помощи в сознательном подходе к процессу родов и "сонастройке" между родителями и родившимся малышом. Я вижу живой интерес и желание мужчин быть вместе в женщиной в родах. Помогать ей в уходе и игре-развитии малыша. Папы отлично перенимают методику плавания в ванной, детского тактильного массажа который нравится и взрослым, и детям. Мамы больше отдыхают и чувствуют себя счастливыми с таким заботливым папой.

Поддерживая контакт с некоторыми семьями достаточно долго, отвечая на их актуальные вопросы я вижу сплочение семьи в совместной заботе матери и отца. Развитие ребенка проходит гармонично и с некоторым опережением сверстников. Общий фон радости жизни и удовольствия от общения в семье высокий. Воспитание ребенка становится интересным семейным путешествием с разнообразными возможностями проявить себя и порадоваться достижениям своего малыша. Такое проживание реальности жизни, на мой взгляд, очень интересно.


Литература:
1. Леонард Линда Ш. Эмоциональная женская травма: исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом./ Пер.с англ. Мершавки.- М.:Независимая фирма  "Класс", 2009.-224 с.-(Библиотека психологии и психотерапии)
2. Малер Маргарет.С., Пайн Фред, Бергман Анни. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ.-М.:Когито-Центр, 2014.-413с.
3.Статья "Архетип отца" Джинетт Парис. (Глава 10 из книги "Мудрость психики: глубинная психология после наук о мозге"). перевод с англ. Полина Гуляева, сайт МААП, 2009г.

4. В.Н.Дружинин. " Психологические типы семьи в европейской культуре".- Москва-1995, -166с.