Песочная терапия - когда Ребенок спасает Взрослого. Обращение к Архетипу ребенка

Андреева Виктория

Песочная терапия - когда “Ребенок” спасает “Взрослого”
(Обращение к Архетипу ребенка)


Андреева Виктория


  “Союз противоположностей, эго и души,

рождает нечто бесконечно ценное –

духовное дитя… 

Это духовное дитя, чудо-дитя, 

обладающее способностью слышать зов,

слышать далекий голос, который говорит: 

“Пора возвращаться; возвращайся к себе”.
 

Кларисса Пинкола Эстес

 

 

Лопатки, ведерки  – вот первые инструменты, с которыми малыш отправляется  на детскую площадку осваивать пространство. В песочнице дети проводят много времени, там появляются первые друзья и соперники, “готовятся пирожки”, строятся крепости и ведутся сражения. Практически у всех взрослых есть опыт игры с песком в детстве. Песочная терапия становится связью времен, возвращает нас назад, в том числе и  к травматическому опыту. На поле песочницы можно отыгрывать, создавать, изменять, уничтожать старый и создавать новый мир.

В песочной терапии используется поднос стандартного размера, песок, вода и  коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры – принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

Песок, вода и голубой цвет являются древнейшими элементами естественного природного окружения, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Представление этих материалов хранится в коллективном бессознательном. Считается, что песок поглощает негативную психическую энергию. На Востоке, человек, прежде чем войти в дом, опускает руки, в стоящий перед входом сосуд с песком, чтобы очиститься от дурных мыслей и чувств. Воображение  клиента – четвертый “бесконечный” элемент песочной терапии, тесно связанный с огромным потенциалом индивидуального и коллективного бессознательного. “Фантазия-мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются  вместе” (К.Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации “архетипа ребенка”. Пройдя через собственный опыт знакомства со своим “внутренним ребенком” Юнг пишет: "Доминанта ребенка – это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. ..."Ребенок" прокладывает путь к будущему преображению личности. В процессе индивидуализации он уже предвидит, что получится в результате синтеза сознательных и бессознательных элементов при формировании личности. Поэтому он (архетип ребенка) является объединяющим символом, сводящим воедино противоположности". В сюжетах песочницы как в сказочных и мифологических сюжетах именно так – в ребенке становиться возможной актуализация в реальном мире того, что было до сих пор в потенциале. 

Клинические исследования показали, что при воздействии травмы на развивающуюся психику ребенка происходит её фрагментация, при этом разные кусочки (комплексы) организуют себя в соответствии с определенными архаичными паттернами, обычно диадами, состоящих из персонифицированных “существ”.

Дональд Калшед описывает концепцию психической травмы как регрессию одной части эго к инфантильному периоду и слишком быстрое взросление другой части эго. Регрессировавшая часть личности обычно представлена в образах юных и невинных созданий (ребенка). Эта часть репрезентирует ядро неразрушимого личностного духа. Винникот обозначил эту часть как “истинное Я”, а Юнг, подыскивая понятие, которое отражало бы трансперсональное происхождение, назвал Самостью. В целом, мифологизированные образы прогрессировавшей и регрессировавшей частей составляют то, что Калшед назвал архетипической системой самосохранения. Прогрессировавшая часть личности опекает регрессирующую, при этом задачей этого амбивалентного стража является как  защита уцелевшего после травмы личностного духа, так и  его изоляция от реальности. Прогрессирующую часть личности Юнг назвал “темной стороной амбивалентной Самости”.

Джеймс Хиллман описывает архетип Сенэкс и Пуэр  как одну из формообразующих структур, стоящих за архетипическими защитами. “Негативный Сенэкс – Сенэкс , разделенный со своим Пуэр-аспектом. Он утратил своего “ребенка”. Это “дитя” в свою очередь является реальным воплощением духовного аспекта Самости. Так как Пуэр дает нам связь с духом, он всегда имеет отношение к аспекту вечности в нас самих и мире” (Д.Хиллман).

В памяти индивида, чья жизнь была подвергнута травматическому событию, появляются провалы, для него становится невозможной вербализация, создание полноценного рассказа о том, что с ним произошло. Работа должна быть нацелена на восстановление естественных для психики интегрирующих связей между аффектом и образом, в чем и заключается процесс символизации. Применение песочной терапии способствует активизация архетипа ребенка и, таким образом, появляется возможность интеграции расщепленной в результате травмы психики (ребенок – как объединяющий символ).  В аналитической работе с такими пациентами должны быть использованы более мягкие техники, чем интерпретации и реконструкции. Много внимания должно быть уделено созданию безопасного пространства, в котором материал бессознательного может быть проработан в игровой манере. Использование песочницы оказывается чрезвычайно эффективным, позволяет обходить сопротивление. Калшед пишет о том, что “поле” воображения, в котором появляются диадические структуры самозащиты не ограничено процессами переноса и контрпереноса. Песочница сама по себе может стать таким полем, вовлекая клиента в процесс активного воображения. Этот вид терапии предоставляет возможность клиенту выразить в песочных картинах “инкапсулированный аффект”, придать травматическому опыту видимую форму. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым  то, что не имеет словесных форм для своего выражения. “Нередко руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интеллект”(К.Юнг).

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также  многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. Если мы работаем в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

К основополагающим принципам песочной терапии относят: минимум инструкций, неинтрузивность терапевта, а также осознание трехстороннего переноса между клиентом, психотерапевтом и художественным образом.

Самым важным аспектом песочной терапии является возможность обращаться через любимую игру к детской части. Мы ищем контакт с тем, что в нас спонтанно и наивно. "Он (архетип ребенка) воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума; воплощает пути и возможности, о которых наше одностороннее сознание не имеет никакого представления... Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации". (К.Юнг) Детские фантазии, впечатления, эмоции и  воображение чрезвычайно сильны. Именно они формируют творческий  ресурс личности. Взрослея, мы часто теряем связь с этим целительным источником. Возродить внутреннего ребенка, обратиться к исцеляющим силам души помогает воображаемое возвращение в ту самую песочницу, где «лопатки и ведерки»,  “готовятся пирожки”, строятся крепости и ведутся сражения….